Вопрос специалисту

Методическое наследие Л.Н. Толстого

Теги: методы воспитания

20.10.2016 16:26

Методическое наследие Л.Н. Толстого

…Лучшая метода есть отсутствие всякой методы, но знание и употребление всех метод
и изобретение новых по мере встречающихся трудностей.

Л.Н. Толстой

Педагогическая деятельность Л.Н. Толстого началась в 1849 году, когда он стал обучать грамоте крестьянских детей в Ясной Поляне. Более активно эта деятельность развернулась к 1859 году. Писатель мечтал повсеместно внедрить прогрессивную педагогику в школы для крестьянских детей. Мечту не суждено было претворить в жизнь, однако взгляды писателя на воспитание детей оказали влияние не только на русскую педагогическую мысль, но и на зарубежную. И хотя отдельных методических рекомендаций Толстой так и не издал, можно легко найти его статьи, проливающие свет на принципы образования, которых он придерживался. Что же такое «прогрессивная педагогика» по Толстому?

Свобода и опыт — основа педагогики

По мнению Толстого, свобода — это главный принцип педагогики, а ее единственный действенный метод — опыт.

Дети должны учиться, как хотят и чему хотят. А функция учителя заключается в том, чтобы создать плодотворную почву для творческого развития ребенка. В основном, занятия в яснополянской школе проходили в форме свободных бесед педагога и учеников. Не было ни определенного учебного плана, ни программы и, тем более, методики преподавания, ни четкого расписания уроков. Каждый приходил учиться, когда считал нужным, и мог садиться, куда вздумается, а не как «учитель рассадил». Таким образом, Толстой отменял любые регламенты и избегал строгой дисциплины. При этом посещаемость в школе была высокая и дети никогда не стремились уйти пораньше или прогулять уроки.

Чтобы свобода не превратилась в форменный беспредел, писатель призывал ограничивать ее канонами нравственности и религии.

Уважение ребенка и вера в него

Л.Н. Толстой призывал уважать личность ребенка. Вообще, вслед за Жан-Жаком Руссо он поддерживал мысль, что ребенок близок к идеалу, он гораздо чище, невиннее, совершеннее, чем взрослый, так как на него еще не оказало своего разлагающего воздействия общество. Талантливый педагог писал: «Здоровый ребенок родится на свет, вполне удовлетворяя тем требованиям безусловной гармонии в отношении правды, красоты и добра, которые мы носим в себе... Родившись, человек представляет собой первообраз гармонии, правды, красоты и добра».Таким образом, сама природа ребенка — неиспорченная. И нельзя обращаться с крохами так же, как обращаются друг с другом взрослые.

Также писатель приветствовал индивидуальный подход к воспитанию, так как считал, что все дети обладают разными нравственными и умственными способностями. Взаимоотношения учителя с каждым учеником должны быть единичны в своем роде, педагог не может не принимать во внимание личность ребенка, контактируя с ним по заданному шаблону. Он должен проводить психологический анализ души каждого малыша.

Толстой по праву считается знатоком детской души, о чем говорит большое количество изученных деталей в образах детей в его художественных произведениях.

Порицание угнетения ребенка

Великий писатель быль яростным противником применения насильственных методов, наказаний и унижений в отношении детей. Толстой за свою жизнь посетил немало зарубежных (в частности, немецких) и русских (основанных, опять-таки, на немецком опыте) школ. И был напуган увиденным: детей повсеместно муштруют, заставляют соблюдать строжайшую дисциплину, бьют палками, унижают, содержат в состоянии страха и ожидания неминуемого наказания. Как истинный гуманист, Толстой считал, что ребенок не должен бояться наказания за плохую учебу.

Об этом он говорил: «Стоит взглянуть на одного и того же ребенка дома, на улице, или в школе, то вы видите жизнерадостное, любознательное существо, с улыбкой в глазах и на устах, во всем ищущее поучения, как радости, ясно и часто сильно выражающее свои мысли своим языком, то вы видите измученное, сжавшееся существо, с выражением усталости, страха, скуки, повторяющее одними губами чужие слова на чужом языке, — существо, которого душа, как улитка, спряталась в свой домик…; все высшие способности: воображение, творчество, соображение — уступают место каким-то другим, полуживотным способностям… одним словом, способность подавлять в себе все высшие способности для развития только тех, которые совпадают со школьным состоянием — страх, напряжение памяти и внимания...».

Активность обучения и развитие самостоятельности

По большому счету, в этом положении педагогика Л.Н. Толстого схожа с системно-деятельностным подходом, на который ориентирована нынешняя педагогика. Знания ребенку не должны просто передаваться, учитель должен побудить ученика их получить, приучить к самостоятельному труду. Писатель ни во что не ставил заучивание наизусть. Он считал это абсолютно бессмысленным занятием. Гораздо более поощряемы были ответы детей «своими словами». Это означало, что ребенок понял саму суть вопроса, а теперь он способен глубоко ее прочувствовать. Также большое значение в яснополянской школе имело написание сочинений.

Толстой писал: «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать... В каждом ребенке есть стремление к самостоятельности, которое вредно уничтожить в каком бы то ни было преподавании и которое особливо обнаруживается недовольством при срисовывании с образцов».

Физическое воспитание должно было основываться на закаливании организма, народных играх и времяпрепровождении на природе.

Доступность изучаемого материала

По мнению Л.Н. Толстого, весь материал, преподаваемый в школе, должен был быть ориентирован исключительно на ребенка и направлен в первую очередь на то, чтобы заинтересовать кроху в получении того или иного знания. Так, сведения по географии, природоведению, истории писатель предлагал преподносить в форме художественных рассказов. Это способствовало пробуждению не только интереса, но и детского восторга.

Обязательно нужно прослеживать, чтобы все знания, передаваемые ребенку, были доступны его пониманию. Например, нужно выбирать книги, написанные простым, чистым языком. В них могут содержаться факты о родине, о природе, об истории родного края. Такой материал не оторван от жизни, он целесообразен.

Толстой и сам составлял книги для детей. Среди них, например, «Азбука». Все его книги для чтения были написаны простым языком, сжато, выразительно, занимательно, однако они не были лишены и высокой художественности.

Однажды писателя удивил урок в зарубежной школе, на котором рыба изучалась по картинке. Писатель считал важнейшей частью педагогики развитие наблюдательности у малыша. Зачем смотреть на картинку с рыбой, если можно наблюдать за живой рыбой? Такая ориентированность на жизненную практику будет иметь впоследствии больший вес. Основатель яснополянской школы высоко оценивал значение экскурсий, наблюдений непосредственно за объектами изучения, опытов, таблиц. Если что-то было тяжело показать в реальности, то, конечно, необходимо было прибегать и к помощи иллюстраций. Избегал педагог лишь сухого изложения.

Несмотря на то, что прошло около полутора века после того, как Л.Н. Толстой разрабатывал эти педагогические принципы, они все равно во многом остаются актуальными и достойными внимания современных специалистов сферы образования.

Юлия Левашева