Среди множества существующих на сегодняшний день методик развития школьников начальных классов особое место занимает необычная и очень интересная развивающая система Алисы Самбурской, в которой большое внимание уделяется влиянию музыки на процесс умственной активности ребенка. «Я–родитель» расскажет об особенностях этой методики и принципах, на которых она основана.
Основы методики
В основе методики кандидата педагогических наук и психолога Алисы Самбурской лежат научно доказанные факты о влиянии музыки на работу головного мозга. Еще с древних времен люди знали о целительном действии звуков на организм человека. Великие умы древности – Гиппократ, Аристотель, Авиценна – называли музыку настоящим лекарством и много писали об этом в своих трудах.
Современными учеными было доказано, что под влиянием звуков различной частоты изменяется пульс человека, уровень сахара в крови, тонус мышц, давление, а также работа головного мозга, что приводит к стимуляции процессов памяти и восприятия, появлению различных эмоций, а также активизации творческого мышления.
Академик Борис Петровский был уверен, что организм человека под влиянием музыки работает более слаженно и гармонично, поэтому всегда включал музыкальный фон во время сложных хирургических операций.
Алиса Самбурская разработала свою систему раннего детского развития, основываясь не только на фактах о целительном воздействии музыки, но и на знаниях о формировании мозга человека. Психофизиологи утверждают, что в период, когда возраст ребенка равняется 7-9 годам, наибольшую активность проявляет правое полушарие его мозга, в то время как традиционные образовательные и развивающие программы для школьников начальных классов, существующие сегодня, ориентированы на восприятие левого. Именно поэтому так часто малыши теряют интерес к учебе в самые первые школьные годы.
Музыка и звуки воспринимаются обоими полушариями мозга и стимулируют их взаимодействовать между собой – вот почему музыкальная составляющая чрезвычайно важна для ребенка, который только начинает получать первые серьезные знания. Под влиянием музыки повышаются речевые и читательские навыки малыша, улучшается его память, вербальные и счетно-арифметические способности, моторные координации и концентрация внимания. Музыкальная составляющая стимулирует познавательный процесс, усиливает мотивацию ребенка к получению новых знаний, а также снимает стресс, нервозность, прибавляет сил и успокаивает, что было доказано современными исследованиями.
Дети, в жизни которых присутствует музыка:
- лучше воспринимают информацию и запоминают ее
- становятся более дисциплинированными
- имеют лучшие показатели речевых, вычислительных и орфографических навыков
- более эмоциональны
Принципы методики Самбурской
Главный принцип методики Алисы Самбурской заключается в обязательном музыкальном сопровождении любых обучающих занятий, будь то чтение, счет, письмо или физкультура.
Во время таких занятий ребенок воспринимает музыку не только сознательно, но бессознательно, что вызывает усиление мозговой интеграции и заставляет работать не только левое полушарие, но и правое.
Основные направления, по которым педагог и психолог предлагает заниматься с детьми – это глобальное чтение и количественная математика. Глобальное чтение чем-то перекликается с методикой ГленаДомана – в нем используются карточки со словами, предложениями, особым цветом шрифта и трехразовые занятия в день. Единственное отличие – автор сопровождает показ карточек специально подобранным музыкальным рядом, причем, для работы выбираются спокойные классические музыкальные произведения, часто - в адаптированной для детского слуха версии. Треки несложно найти в Интернете - все они объединены общим названием «Музыка интеллекта».
Второе направление Самбурской – количественная математика. Во время упражнений ребенка обучают визуально воспринимать числа. Например, при произношении числительного «два» ребенок должен визуально представлять два предмета, а не обозначаемую цифру. Сама цифра – это всего лишь абстрактный знак, условный символ, но никак не сам смысл числительного. Таким образом у детей формируется абстрактное мышление и навыки количественного счета, а не последовательного, что приводит к тому, что у учеников зарождается безошибочное интуитивное «чувство числа».
Также Самбурская призывает поощрять и развивать любую творческую деятельность ребенка, связанную с музыкой: пение, танцы, движения под музыкальное сопровождение, прослушивание музыкальных композиций и их понимание.
Методика Алисы Самбурской понравится тем родителям, которые сами неравнодушны ко всему прекрасному и хотят, чтобы их ребенок ощущал неподдельный интерес к новым знаниям, поощрял свое любопытство и не переставал удивляться окружающему его миру.
Виктория Котлярова