07.04.2021 09:21
Предлагаемая методика позволяет изучить эмоциональное самочувствие дошкольника в семье, выявить неуверенность / уверенность ребенка в родительской любви.
Ребенку предлагается роль почтальона, разносящего письма адресатам — членам семьи. Ребенок должен выразить свое эмоционально-оценочное отношение к каждому из адресатов, распределяя письма-послания по собственному усмотрению. Ребенок получает готовое содержание посланий.
В игре используется 20 писем, из них 10 — с сообщениями об отношении к членам семьи:
Другие 10 писем содержат сообщение об отношении членов семьи к ребенку (на основе его представлений):
Игра проводится индивидуально с каждым ребенком. Он приглашается в комнату, где находится игровой материал.
Инструкция. «Я хочу предложить поиграть в игру «Почта». Ты будешь почтальоном, вот эти письма почтальон должен вручить адресатам, а именно, маме, папе, бабушке и другим близким. Выбери фигурки, которые будут изображать твоих родственников». Ребенок выбирает из картонных фигур-аппликаций те, которые будут означать членов его семьи. Отобранные фигурки устанавливаются на столе, оставаясь в поле зрения ребенка, у каждого свой почтовый ящик. Взрослый ставит на стол еще одну фигуру - незнакомца, в почтовый ящик которого ребенок тоже может опускать письма, но только в том случае, когда какое-то из писем он не захочет передавать никому из своих близких.
Анализ и интерпретация. Учитывается то, как распределились между всеми адресатами письма с положительной и отрицательной направленностью.
Особое значение придается письмам следующего содержания: «Этого человека я люблю», «Этого человека я не люблю», «Этот человек меня любит», «Этот человек меня не любит», так как письма обладают наибольшей степенью информативности об избирательности эмоциональных отношений ребенка. Если одному и тому же лицу ребенок адресует сообщение с положительной эмоциональной окраской («Этот человек меня любит», «Этого человека я люблю», а также другие письма положительной направленности), то можно предполагать взаимную симпатию и близость с этим человеком, доверие со стороны малыша к нему.
Если в почтовый ящик, относящийся к той или иной фигуре, ребенком не опущено ни одного письма, содержание которого обладает наибольшей эмоциональной насыщенностью - такой факт говорит об эмоционально-невыраженном отношении к данному лицу. На безучастность будут указывать и письма, иллюстрирующие и бедность контактов с этим адресатом, типа: «К этому человеку я никогда не обращусь за помощью», «Этот человек никогда не играет со мной» и др.
О негативном отношении ребенка ко взрослому, о наличии эмоциональных проблем в отношении с ним будет свидетельствовать то, что ребенок «опустит» реальным членам семьи письма с отрицательными посланиями, типа: «Этого человека я не люблю», «Этот человек меня наказывает» и др.
Адресованность одному и тому же лицу писем как с положительным, так и с отрицательным отношением ребенка или с положительным и отрицательным отношением этого человека к ребенку можно расценить как противоречивость чувств ребенка к этому члену семьи.
Кто-то из детей может адресовать послание «Я люблю», «... меня любит» эмоционально-нейтральной фигуре незнакомца. Возможно, это свидетельствует об отсутствии у ребенка объекта любви и привязанности из числа близких людей.
Фото с сайта infourok.ru