Методика Воскобовича сравнительно молода. Формироваться она начала в девяностые годы. Инженер-физик Вячеслав Воскобович, любящий отец, пришел к выводу, что его детям совершенно не во что играть. Магазины во время перестройки предлагали ограниченный ассортимент. Игрушки увлекали детей ненадолго, были слишком простыми для любопытных малышей, которые стремились познавать все новое и новое. Тогда Вячеслав Воскобович решил придумать игрушки для своих детей самостоятельно.
В чем суть методики
Методика Воскобовича основана на игровой деятельности. Самый большой плюс методики – её универсальность: играть и развиваться можно как дома, так и в образовательных учреждениях. Адресаты Воскобовича – дети дошкольного и младшего школьного возраста. Упор делается на творческое развитие ребенка, причем, обязательно в процессе игровой деятельности. Игровая деятельность должна быть построена так, чтобы развивать внимание, воображение, речь и мышление.
Непреложный закон методики Воскобовича – создание партнерских отношений между взрослым и ребенком. Это помогает малышу раскрыться, продемонстрировать свои творческие и интеллектуальные способности.
Создать доверительную атмосферу должен сам взрослый,позволяя ребенку исследовать незнакомый вид деятельности методом проб и ошибок.
Основа для применения методики
Методика Вячеслава Воскобовича неотделима от развивающих игр.
Все игры, придуманные Вячеславом Воскобовичем, рассчитаны на то, чтобы отработать сразу несколько навыков. Игры могут быть разделены на четыре основные категории:
игры, направленные на творческое конструирование;
игры на развитие логики и воображения;
игры, обучающие чтению;
игры на развитие математических способностей.
«Игрушки» Воскобовича можно купить в специализированных детских магазинах, но многие воспитатели и родители предпочитают создавать материал для занятий по его методике самостоятельно.
Во время игры взрослые должны запастись терпением – ругать малыша нельзя, можно только поощрять его успехи. Игры Воскобовича требуют от детей сосредоточенности, поэтому периодически следует отвлекать ребенка физкультминутками.
Самые популярные игры
«Игрушки» Воскобовича – это всегда некий развивающий тренажер в сочетании со сказкой.
Один из самых популярных игровых инструментов, придуманных инженером-физиком, – «Геоконт». Этот предмет представляет собой небольшую дощечку с гвоздиками, к которой прилагается цветная резинка. Резинку нужно наматывать на гвоздики, чтобы получались различные геометрические фигуры. Перед ребенком открываются необычайные возможности для творчества. Как показывает практика, дети от года до трех пытаются придумать свои фигуры, дети постарше – в точности повторяют уже существующие.
Но «Геоконт» сам по себе не был бы так интересен детям, если бы не сказочное пространство, которое окружает эту игру. Воскобович придумал Фиолетовый лес, в котором живут разные персонажи, в том числе и паучок. Именно этот паучок учит кроху плести «паутинку» на гвоздиках. Сам автор методики утверждает, что необязательно пользоваться сказочными героями, которых придумал он. Родители могут создать свой необыкновенный мир. Достаточно лишь, чтобы игровые материалы вписывались в это чудесное пространство и помогали ребенку развивать фантазию.
Еще один инструмент - «Квадрат Воскобовича». Это целый кладезь идей для развития фантазии. Представляет собой простейшую конструкцию из жестких треугольников, которые прикреплены на гибкую основу. Из этого квадрата конструируются фигурки, сопровождающие методическую сказку, придуманную Воскобовичем. Дети могут собирать фигурки вместе со взрослыми или придумывать своих персонажей и их истории. Попутно с творческим процессом, развивается умение конструировать и тренируется мелкая моторика.
В педагогической технологии Воскобовича множество игр, подобных этим. Но во всех соблюдаются главные принципы построения обучающей деятельности для дошкольников: игра, доверие и взаимопонимание, заинтересованность.
Актуальность методики
Вячеслав Воскобович и сегодня продолжает работу. Его методика хорошо прижилась в постсоветском пространстве.
Воспитатели и родители, которые уже опробовали игровые инструменты новатора отмечают многочисленные плюсы: дети учатся усидчивости, развивают умение сравнивать и анализировать, формируют понятия целого и части.
«Игрушки давным-давно внедрены в программы дошкольного образования и успешно выполняют свою задачу, - отметил в одном из интервью педагог-новатор, - более того, они официально рекомендованы для использования в дошкольных учреждениях. Но следует признать, что для поднятия их «коэффициента полезного действия» требуется обучение специалистов».
Воскобович регулярно проводит семинары и мастер-классы, на которых рассказывает педагогам и родителям, как правильно пользоваться придуманными им игрушками. И, конечно, не останавливается на достигнутом, придумывая все новые и новые развивающие игры.