Юлия Борисовна Гиппенрейтер – доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии факультета психологии МГУ. Автор более семидесяти научных работ. Гиппенрейтер не только объединила накопленный опыт известных психологов и педагогов, но и предложила родителям понятные технологии успешного общения с детьми. Как признается Юлия Гиппенрейтер, главными «вдохновителями» её методики были работы русского психолога Льва Выготского и труды гуманистического психотерапевта Карла Роджерса и его техника так называемого «активного слушания».
«Я-родитель» рассказывает о методах воспитания, которые Юлия Гиппенрейтер оттачивает как на своих, так и на чужих детях уже не одно десятилетие.
Техники воспитания от Юлии Гиппенрейтер
Юлия Гиппенрейтер считает, что каждый родитель должен знать и понимать ребенка. В её книгах подробно описываются потребности детей и мотивы их поведения.
Если понимать своего ребенка, гораздо проще найти способы взаимодействия с ним. Гиппенрейтер заявляет, что в области воспитания сохранилось много ошибочных мнений, устарелых и порочных традиций. Среди них: практика принуждений, строгих наказаний, «дрессуры», подавления свободы и личности ребенка. Подобная практика сохраняется поколениями, передается современным родителям, приводит к проблемам в семьях. Часто родители не знают, как действовать по-другому, потому что с ними так поступали в детстве. Функции пап и мам не должны сводиться к глаголам «учить», «приучать» и «поучать». Дети нуждаются в том, чтобы родители поддерживали их, направляли и развивали.
Проблема воспитания, по мнению доктора психологии, неразрывно связана с проблемой общения.
«В отношениях с детьми важно не только то, чему мы их учим, но и то, как помогаем переживать трудности, - пишет Юлия Гиппенрейтер в предисловии к книге «Продолжаем общаться с ребенком. Так?» - умение слушать, выражать себя, быть позитивным, разрешать конфликты входят в техники общения».
Одна из самых больших заслуг Юлии Гиппенрейтер – это введение в культуру детско-родительских отношений термина «активное слушание».
Активное слушание подразумевает такие приемы, как пауза, уточнение пересказ, развитие мысли, сообщения о восприятии и замечания о ходе беседы.
Пауза дает собеседнику возможность сосредоточиться, подумать. Под уточнением понимается просьба рассказать о чем-то подробнее, пояснить свою мысль. Пересказ – это возможность обратной связи для внимательного собеседника. С помощью приема развития мысли слушатель может помочь развить разговор, прийти вместе с собеседником к определенному выводу. Активное слушание также подразумевает, что слушатель должен высказать свое мнение по обсуждаемому вопросу. Возможно, в описании, схема «активного слушания» понятна не достаточно хорошо, но психолог приводит конкретный пример разговора мамы с малышом в технике активного слушания:
«...Мама укладывает четырехлетнюю Машу спать, и девочка просит посидеть с ней.
ДОЧЬ: Мамочка, ну еще капельку, ну чуть-чуть!
МАМА: Машенька, уже поздно, все ребята спят.
ДОЧЬ: Целый день одна и одна, не хочу больше!
МАМА: Ты же целый день с ребятами в саду играешь... (Вспоминает активное слушание.) Ты чувствуешь себя одинокой...
ДОЧЬ: Да, ребят много, а маму в сад не пускают.
МАМА: Ты скучаешь без меня.
ДОЧЬ: Скучаю, а Саша Петров дерется.
МАМА: Ты на него сердита.
ДОЧЬ: Он мою игру поломал!
МАМА: И ты расстроилась...
ДОЧЬ: Нет, я его толкнула, чтоб не ломал, а он меня кубиком по спине.
МАМА: Было больно... (Пауза.)
ДОЧЬ: Больно, а тебя нет!
МАМА: Ты хотела, чтобы мама тебя пожалела.
ДОЧЬ: Я хотела с тобой пойти...
МАМА: Пойти... (Пауза.) ДОЧЬ: Ты же обещала нас с Игорьком в зоопарк сводить, я все жду жду, а ты не ведешь!»
Юлии Гиппенрейтер предупреждает, что перейти на активное слушание сразу не получится. Но когда это случится, отношения между родителями и детьми перейдут на новый качественный уровень понимания друг друга.
Практические советы от Юлии Гиппенрейтер
Юлия Гиппенрейтер на сегодняшний день является одним из самых опытных, востребованных специалистов в России. Она постоянно проводит встречи и мастер-классы для родителей. В ходе таких бесед у мам и пап есть возможность задать доктору психологии накопившиеся у них вопросы. Современные мамы, как показывает практика, чаще всего хотят узнать, как бороться с компьютерной зависимостью, каким образом распределить свободное время ребенка, нужно ли соблюдать семейные традиции и заставлять ребенка делать то, что он не хочет. «Я-родитель» собрал для читателей пять мудрых советов Юлии Гиппенрейтер.
Совет первый
«Вы никуда не денетесь от планшетов и компьютеров, это среда, в которой дети растут. Какое влияние оказывает наличие планшета или то, что ребенок с ним делает? Наверное, надо посмотреть, что он с ним делает, и включиться в совместный процесс».
Совет второй
«Да, важно, когда ребенок понимает родителя, но родитель больше может понять о ребенке. А что значит — понять ребенка? Это, прежде всего, знать его потребности и их учитывать. Потребности меняются и не только с возрастом, но и индивидуально, в зависимости от траектории, по которой ребенок движется».
Совет третий.
«Семейные традиции важны, конечно, это часть культуры. Другое дело, какие традиции. Если бабушка жива и похожа на Арину Родионовну, то это прекрасно. Но если бабушка поставила своей целью развести мужа и жену, потому что не одобряет выбор сына или дочери, то связь с таким поколением, наверное, не надо поддерживать. Можно ходить к ней в гости, но не жить с ней и копировать ее манеры. Мы не должны попадать в плен общих слов. Нужно смотреть, что несет предыдущее поколение».
Совет четвертый
«Ребенок нуждается в свободном времени. Дайте ребенку 2-3 свободных часа в день. Дети очень хорошо играют сами с собой».
Совет пятый
«Ребенок должен освоить много навыков и умений: чистить зубы, не вылезать из-за стола и потом возвращаться за стол, приучиться к горшку, к ложке. Надо стараться делать так, чтобы эти знания вливались в быт ребенка постепенно, без усилий. Дети перестают что-то делать, если родитель без уважения, без учета его состояния, переживаний, настаивает на своем правиле, принимает крутые меры».
Елена Кононова