29.06.2015 18:36
Уникальная методика раннего развития по Зайцеву сегодня получила большую популярность. Одной из причин широко распространения данного метода является естественное детское стремление к игре. Именно игра ставится во главе методики петербургского педагога Николая Зайцева и позволяет в легкой и приятной для ребенка форме овладеть необходимыми навыками.
Данная методика лучше всего подходит для изучения иностранных языков, письма, основ математики, грамматики и логики. Дети легко овладевают нужными знаниями еще до начала обучения в школе.
Если процесс организован правильно, ребенок сразу начинается учиться и в дальнейшем будет способен усваивать достаточно большие объемы информации. Огромную роль играет детская любознательность, благодаря которой малыш получает от учебы удовольствие.
Сущность методики Зайцева можно выразить простой фразой: «не учиться, а играть!». Весь учебный материал подается в игровой форме. Обучение ни в коем случае не нужно навязывать ребенку, в противном случае его интерес будет постепенно угасать, а со временем он начнет испытывать стойкое неприятие к процессу обучения в целом.
Во время учебы необходимо чаще переключать внимание детей с одних учебных материалов на другие, сохранять средний темп подачи материала. По мнению детских психологов спешка может привести к потере интереса к процессу обучения.
Стандартный урок по Зайцеву длится 25 минут. Детям не возбраняется сидеть, лежать и даже ходить. Отдельного внимания заслуживают учебно-игровые материалы: таблицы, счетные палочки и кубики Зайцева.
Таблицы чаще всего используются для обучения чтению по слогам. Метод Зайцева подразумевает таблицы и карточки большого размера: дети избавляются от лишней нагрузки на глаза и не портят осанку при работе с материалами.
Счетные палочки помогают малышам освоить методы счета «тысяча плюс», «миллион плюс» и другие.
Кубики Зайцева – самые известные учебно-игровые материалы. Кубики используются для обучения детей от одного года «складам», малыши от трех с половиной лет могут учиться читать и говорить одновременно. Зайцев предложил делить слова не на слоги, а на склады. Складами у Зайцева называются пары согласных и гласных, или гласных, или согласных с твердым знаком. По мнению педагога такой метод оптимален для обучения малышей. Это связано с тем, что, начиная учиться говорить, ребенок не произносит отдельные буквы. Он говорит: «ма», «ба», «за». В кубиках Зайцев использовал именно такой метод. Из складов ребенок довольно быстро начинает составлять слова и учится читать.
Кубики различаются по размерам, цветам и звуку, который они издают. Кубики с глухими складами заполнены деревяшками, со звонкими – кусочками металла. Цвет, звук и размер, сочетаясь, позволяют малышам не столько запоминать, сколько почувствовать буквы, склады и целые слова.
Оптимальным для обучения считается возраст от трех до четырех лет. По наблюдениям педагогов ученики этого возраста начинают читать и считать через три-четыре занятия.
Безусловно, возраст ребенка влияет на срок обучения. И двухлетнему малышу понадобится больше времени на освоение материала. Неоспоримым плюсом методики Зайцева является то, что обучение ребенка родители и педагоги могут начать с младенчества. Некоторые программы данной методики рассчитаны как раз на младенцев.
Срок обучения по сравнению с традиционными программами значительно короче, и при этом ребенок получает необходимые навыки чтения, письма, простых вычислений, а также развивает образное мышление о числовом ряде.
Еще одним достоинством методики является возможность проводить обучение дома.
О других методиках воспитания вы можете узнать в специальном разделе на сайте «Я – родитель».
Все вышеизложенное больше отражает достоинства системы. К сожалению, у методики Николая Зайцева есть явные недостатки. Большая часть из них так или иначе связана со школьной программой.
Если старшие дошкольники в рамках программы подготовки к школе готовились только по методике Зайцева, в первом классе у них могут возникнуть проблемы с изучением буквенного материала. Так, например, цвета для обозначения букв, как правило, отличаются от цветов, использованных в кубиках Зайцева.
Методика Зайцева учит детей, что слова состоят из «складов». Поэтому в школе им сложно разбирать слова не на «складов», а на корень, окончание, приставку, суффикс. В связи с этим у детей могут возникнуть трудности с произношением и правописанием.
Склады «бэ», «вэ», «сэ» почти не используются в письменной речи. На письме по правилам русского языка эти слоги заменяются на гласную букву «е». Это опять-таки приводит к ошибкам в правописании и необходимости «переучиваться».
Этот недостаток говорит сам за себя. Купить ящик с учебно-игровыми материала не может позволить себе каждый родитель. Конечно, всегда можно озадачиться подготовкой материалов самостоятельно, однако процесс также достаточно трудоемок.
Я считаю, что методики раннего развития – попытка научить ребенка тому, к чему он еще не готов.
Чтение – процесс, предполагающий понимание текста, извлечение смысла из него. Память, мышление и речь, которые необходимы для чтения, у ребенка до двух лет существуют достаточно независимо друг от друга. Дети в раннем возрасте (от года до трех лет) еще не способны читать по-настоящему.
Выстраивание связей между частями текста, понимание, удержание в памяти прочитанного – задачи для более старшего возраста. Родителям может казаться, что малыш читает, когда он называет буквы, слоги или даже целые слова, которым его научили, но это узнавание, а не чтение. Начиная так рано учить читать, можно не только ухудшить зрение повышенной нагрузкой, но и отбить интерес к любым занятиям, что в будущем серьезно осложнит обучение ребенка.
В раннем возрасте дети познают мир через непосредственный практический опыт, игру и общение с родителями и другими людьми – это основное, на что следует делать упор, чтобы помочь маленькому ребенку в развитии.
Методика Зайцева, по моему опыту, самая лучшая и эффективная методика для развития речи у слабоговорящих и неговорящих детей. Такая методика применима к детям от одного года до трех с половиной лет. Она стимулирует речевое развитие, развивает память и мышление.
После трех с половиной лет методику Зайцева можно использовать для обучения чтению.