Иоганна Генриха Песталоцци принято называть «отцом современной педагогики». Великий педагог и реформатор образования более двух веков назад предложил человечеству свои педагогические идеи, которые актуальны и сейчас.
Педагогическая деятельность Песталоцци основывалась на важном принципе — сначала учитель должен понаблюдать за ребенком, а потом уже делать выводы. Сам процесс обучения строится на переходах от части к целому.
Важно использовать наглядность на уроках — именно она помогает развивать память и мышление.
Песталоцци призывал отказаться от излишних бесед на уроках, которые приводят к появлению болтунов. Педагог написал несколько книг, которые стали известны на весь мир. Именно он создал педагогику как науку и выделил ее объект, предмет, методики.
Особенности воспитания
Вклад Песталоцци в педагогику сложно переоценить. Он заставил людей переосмыслить многие вещи. Так, педагог предлагал воспитывать ребенка с момента его появления на свет. Для этого не нужны дорогие игрушки. Достаточно сформировать у ребенка склонность к самостоятельным рассуждениям и творчеству. Имеет значение и то, как воспитывается малыш. Он должен с ранних лет видеть, что такое доброта и любовь. Вместе с этим у него вырабатывают чувство собственного достоинства. У ребенка вырабатывают стремление постоянно расширять кругозор.
Песталоцци выделял важность физического и трудового воспитания. Первое было важно для поддержания здоровья, а второе нужно для появления желания работать. Педагог сформулировал теорию трех сил. Согласно ей, каждый человек обладает тремя силами — физической, умственной и нравственной. Они тесно связаны, влияют друг на друга и стремятся к развитию.
Песталоцци считал, что закладывать основы физического воспитания ребенка необходимо еще в семье. Естественная домашняя гимнастика детьми здесь выполняется с помощью матери. Именно она помогает своему чаду вначале стоять на ножках, а после делать первые шаги. После того как ребенок научится самостоятельно делать все движения, на которые способно тело человека, он начнет принимать участие в домашнем труде. Вся последующая школьная гимнастическая система Песталоцци была построена на основе самых простых упражнений. При их выполнении подразумевались движения, аналогичные тем, которые совершаются людьми, когда они, например, пьют или поднимают тяжести, то есть делают обыденные вещи. По мнению Песталоцци, применение системы таких последовательно проводимых упражнений позволяет развить ребенка физически. При этом такие занятия подготовят детей к труду и сформируют у них необходимые умения.
Именно труд, по мнению Песталоцци, является важнейшим средством процесса воспитания человека. Подобная деятельность способствует развитию не только физических сил, но и ума. Помимо этого, трудовое воспитание ребенка формирует в нем нравственность. У работающего человека создается убеждение в огромном значении совместной деятельности для сплочения людей в общественный союз.
Педагогические идеи Песталоцци были направлены и на развитие у учеников деятельной любви к окружающим их людям. Самый простой элемент данного направления он видел в любви ребенка к матери. Это чувство возникает у детей на основе их естественных физических потребностей. Мать, заботящаяся о своем дитя, порождает у него любовь и благодарность к ней, что перерастает в тесные духовные связи. Все это, по мнению Песталоцци, возможно и в педагогике. И в том случае, когда школа будет построена на любви учителя к своим ученикам, она сможет успешно проводить их нравственное воспитание. Задача педагога при этом состоит в постепенном переносе естественно возникшего чувства ребенка – любви к матери, на людей, находящихся в его окружении. Вначале это должны быть отец, сестры, братья, а после и все остальные. В результате ребенок распространит свою любовь в целом на человечество и ощутит, что он является членом общества.
По мнению Песталоцци, нравственность можно выработать у детей благодаря постоянно выполняемым делам, которые приносят пользу другим. Причем основы этого воспитания закладываются в семье. Дальнейшее развитие нравственности должно быть осуществлено в школе. Но сделать это может только то образовательное заведение, в котором имеет место отеческая любовь учителя к детям.
Песталоцци высказывал убеждение в том, что нравственное поведение ребенка невозможно сформировать путем нравоучений. Сделать это можно лишь благодаря развитию моральных чувств. Он указывал на большое значение для детей нравственных поступков, требующих выдержки и самообладания, что позволяет сформировать волю молодого человека. Наиболее ценными сторонами теории элементарного образования Песталоцци в отношении нравственного воспитания является указание на неразрывную его связь с физическим развитием.
Концепция педагога
Песталоцци задавался вопросом — как определить отношение между развитием, воспитанием и обучением. Педагог разработал теорию элементарного образования. Согласно ей, цель школы — гармоничное развитие ребенка. Для этого нужно заниматься разными видами деятельности. Все они должны быть направлены на физическое, нравственное и умственное развитие. Только развитие всех составляющих гарантирует достижение хороших результатов.
Идеи педагога повлияли на многих специалистов. Они стали основой для воспитательной системы А. С. Макаренко, учебной программы А. А. Занкова и других. Он позволил науке значительно продвинуться вперед.
Но самая важная его заслуга заключается в ином: он заговорил о важности воспринимать ребенка как равного себе и достойного уважения по факту рождения. Подобные гуманистические идеи были новыми для общества. Но именно они позволили изменить традиционные взгляды.
https://nauka.club/podsovet/pedagogicheskie-idei-pestalotstsi.html
Фото с сайта piclike.ru