Вопрос специалисту

«Семейный квест» — инструмент для подростково-родительского взаимодействия

Теги: методы воспитания

14.12.2018 09:57

«Семейный квест» — инструмент для подростково-родительского взаимодействия

Проблемам подросткового возраста посвящены многочисленные исследования, и проблемы эти многообразны, драматичны, а иногда и трагичны. Исходным стимулом к разработке «Семейного квеста» было обсуждение суицидов подростков. Анализ подходов к профилактике суицидов привел к идее первичной профилактики – формирования общего позитивного мировоззрения, самооценки и системы отношений всех представителей определенного социального строя, невзирая на наличие или отсутствия у них рисков девиантного поведения. Ключевым фактором большинства личностных и мировоззренческих особенностей и проблем подростков являются их отношения с родителями, от которых зависит формирование доверия к себе и миру, становление самооценки, программирование жизненного пути ценностей и многого другого. Поэтому целью проекта является восстановление (коррекция) отношений подростка с родителями.

Методика профилактики психологических проблем подростков предназначена для применения в общеобразовательных учреждениях школьными психологами, социальными педагогами, завучами по воспитательной работе.

Методическими идеями проекта являются:
  • организация совместных действий подросток – родитель;
  • совместные действия в актуальной, занимательной, привлекательной для подростков и родителей форме квеста;
  • задания квеста, ориентированные на устанавливание доверия между подростком и родителем за счет обращения их внимания друг на друга.

Целью квеста является гармонизация отношений подростков с родителями.

гармонизация отношений подростков с родителями

В задачи квеста входят:
  • организация совместных действий подростков и родителей;
  • формирование внимания по отношению друг к другу;
  • организация действий по взаимопониманию;
  • формирование действий принятия и поддержки;
  • перевод фокуса внимания от собственных переживаний к позитивным совместным действиям.
Типы заданий:
  • совместные творческие действия подростка и родителя;
  • упражнения на развитие эмпатии;
  • формирование позитивных высказываний и действий по отношению членов семьи друг к другу;
  • проектирование возможностей позитивных просоциальных совместных действий.
Структура квеста
  1. Подготовительная часть. Специалист приглашает пары подросток – родитель (или оба родителя) для участия в мероприятии. Основания для выбора семей определяет специалист. Рекомендуется приглашать как проблемные, так и благополучные семьи.
  2. Вводная часть. На экране актер задает сюжет квеста, который предполагает необходимость выполнения ряда заданий.
  3. Выполнение заданий.
  4. Подведение итогов, общение родителей с психологом

Время квеста

Время квеста

Аудитория – пары родитель – подросток в возрасте 10-14 лет. Численность группы тренинга – от 4 (2 пары) до 12 (6 пар) человек.

Квест рассчитан на однократное проведение. Задания представлены в избыточном количестве, которые могут стать основой для длительной работы по оптимизации семейных отношений или одним из компонентов такой работы. Ведущий может компоновать квест согласно специфике задач. Всего в пособие включено девять заданий, каждое из которых занимает около 5 минут. Ведущий может дать больше времени на выполнение какого-либо задания, которое считает важным.

Для того чтобы уложиться в 40 минут, проводят не больше шести заданий. Выполнение всех заданий займет около 1,5 часа. Задания «Мой ребенок – супер», «Башня», «Дом моей мечты» и «Контакт» являются необязательными и могут быть удалены из квеста, если время ограничено.

Рекомендованная структура квеста (время проведения – 1 час):
задание 1 – «Викторина»;
задание 2 – «Крокодил»;
задание 3 – «Шифр»;
задание 7 – «Контакт»;
задание 8 – «Могущество»;
задание 9 – «Финальное задание».

Подготовка к игре

В комплект квеста входит диск с видеоинструкцией и методическое руководство. Каждое задание находится в отдельном файле.

Необходимо подготовить карточки с порядковыми номерами – они понадобятся для обозначения команд. Листы с вопросами нужно положить в конверт – они понадобятся для задания «Викторина». Пазл «Шкаф»: части пазла раздают за отгаданные слова в задании «Крокодил».

  1. Спрятать конверт с вопросами для задания «Викторина» (приклеить скотчем к обратной стороне парты).
  2. Конверт для задания «Шифр» спрятать в любом шкафу.
  3. Третий конверт с 10 карточками «могущества» спрятать на подоконнике любого окна в классе.
  4. Для задания «Башня» понадобятся листы бумаги (не менее 10 листов на пару).
  5. Для каждой команды разложить на столе по 3 чистых листа и по 2 ручки.
  6. Включить первый ролик.

Викторина

Крокодил

Шифр

Мой ребенок супер

Инструкция

Башня

Дом моей мечты

Могущество

Все материалы «Семейного квеста» и подробная видеоинструкция размещены в группе https://vk.com/family_quest

Наталья Пальчик,
автор методики, директор кризисного центра для
женщин и их семей, подвергшихся насилию, «Верба»