Проблемам подросткового возраста посвящены многочисленные исследования, и проблемы эти многообразны, драматичны, а иногда и трагичны. Исходным стимулом к разработке «Семейного квеста» было обсуждение суицидов подростков. Анализ подходов к профилактике суицидов привел к идее первичной профилактики – формирования общего позитивного мировоззрения, самооценки и системы отношений всех представителей определенного социального строя, невзирая на наличие или отсутствия у них рисков девиантного поведения. Ключевым фактором большинства личностных и мировоззренческих особенностей и проблем подростков являются их отношения с родителями, от которых зависит формирование доверия к себе и миру, становление самооценки, программирование жизненного пути ценностей и многого другого. Поэтому целью проекта является восстановление (коррекция) отношений подростка с родителями.
Методика профилактики психологических проблем подростков предназначена для применения в общеобразовательных учреждениях школьными психологами, социальными педагогами, завучами по воспитательной работе.
Методическими идеями проекта являются:
организация совместных действий подросток – родитель;
совместные действия в актуальной, занимательной, привлекательной для подростков и родителей форме квеста;
задания квеста, ориентированные на устанавливание доверия между подростком и родителем за счет обращения их внимания друг на друга.
Целью квеста является гармонизация отношений подростков с родителями.
В задачи квеста входят:
организация совместных действий подростков и родителей;
формирование внимания по отношению друг к другу;
организация действий по взаимопониманию;
формирование действий принятия и поддержки;
перевод фокуса внимания от собственных переживаний к позитивным совместным действиям.
Типы заданий:
совместные творческие действия подростка и родителя;
упражнения на развитие эмпатии;
формирование позитивных высказываний и действий по отношению членов семьи друг к другу;
проектирование возможностей позитивных просоциальных совместных действий.
Структура квеста
Подготовительная часть. Специалист приглашает пары подросток – родитель (или оба родителя) для участия в мероприятии. Основания для выбора семей определяет специалист. Рекомендуется приглашать как проблемные, так и благополучные семьи.
Вводная часть. На экране актер задает сюжет квеста, который предполагает необходимость выполнения ряда заданий.
Выполнение заданий.
Подведение итогов, общение родителей с психологом
Время квеста
Аудитория – пары родитель – подросток в возрасте 10-14 лет. Численность группы тренинга – от 4 (2 пары) до 12 (6 пар) человек.
Квест рассчитан на однократное проведение. Задания представлены в избыточном количестве, которые могут стать основой для длительной работы по оптимизации семейных отношений или одним из компонентов такой работы. Ведущий может компоновать квест согласно специфике задач. Всего в пособие включено девять заданий, каждое из которых занимает около 5 минут. Ведущий может дать больше времени на выполнение какого-либо задания, которое считает важным.
Для того чтобы уложиться в 40 минут, проводят не больше шести заданий. Выполнение всех заданий займет около 1,5 часа. Задания «Мой ребенок – супер», «Башня», «Дом моей мечты» и «Контакт» являются необязательными и могут быть удалены из квеста, если время ограничено.
В комплект квеста входит диск с видеоинструкцией и методическое руководство. Каждое задание находится в отдельном файле.
Необходимо подготовить карточки с порядковыми номерами – они понадобятся для обозначения команд. Листы с вопросами нужно положить в конверт – они понадобятся для задания «Викторина». Пазл «Шкаф»: части пазла раздают за отгаданные слова в задании «Крокодил».
Спрятать конверт с вопросами для задания «Викторина» (приклеить скотчем к обратной стороне парты).
Конверт для задания «Шифр» спрятать в любом шкафу.
Третий конверт с 10 карточками «могущества» спрятать на подоконнике любого окна в классе.
Для задания «Башня» понадобятся листы бумаги (не менее 10 листов на пару).
Для каждой команды разложить на столе по 3 чистых листа и по 2 ручки.