Вопрос специалисту

Социальные игры Гюнтера Хорна

Теги: методы воспитания

15.05.2018 09:57

Социальные игры Гюнтера Хорна

Иногда родители замечают, что ребенку трудно справляться с переживаниями, связанными с общением. Многие дети не умеют договариваться, просить о помощи, делиться сокровенным или тревожащим, распознавать чувства других людей через мимику, жесты, интонации и понимать свои чувства. Возможно, ребенок справится с этими трудностями сам или перерастет их со временем. А может быть, эти сложности будут расти вместе с ним.

Социальные игры Гюнтера Хорна дают возможность решать проблемы детей незаметно для них самих, так как работа проходит в виде игры – самого естественного состояния для ребенка. Такая терапия органично вписывается в детскую жизнь и не оставляет следов от специальной работы с психологом.

Уникальные психологические игры с элементами социального взаимодействия придуманы детским психотерапевтом из Германии Гюнтером Хорном. Правообладателем «Социальных игр Гюнтера Хорна» в России является Елизавета Хеллингер – аналитический психолог, детский психотерапевт.

Социальные игры успешно используются как в групповой, так и в индивидуальной работе с детьми и подростками.

Кому показаны социальные игры

Социальные игры полезны детям от пяти лет. Цикл игр помогает ребенку почувствовать границы свои и окружающих, учит обсуждать собственные и чужие потребности, спокойно воспринимать отказ, договариваться с людьми. Особое внимание стоит обратить на следующие категории детей:

  • дети/подростки, которым нужно помочь преодолеть социальные страхи, робость, застенчивость, чрезмерную уступчивость или, наоборот, справиться с агрессией и неприемлемым поведением;

  • братья и сестры, которым важно научиться общаться между собой в рамках одной семьи;

  • - дети/подростки с особыми потребностями (болезнь, ограничивающая социальные контакты, индивидуальное обучение, долгое нахождение в больнице);

  • дети/подростки, которые приехали/переехали и находятся в процессе социализации;

  • дети/подростки с нарушениями в поведении;

  • дети/подростки, имеющие сложности во взаимоотношениях со сверстниками.

Что наша жизнь? Игра!

Социальные игры Гюнтера Хорна – это настольные игры, устроенные таким образом, чтобы позволить участникам получить интересный опыт для размышлений и сделать выводы о себе и других людях. На основе этих размышлений участники могут экспериментировать и менять свое привычное поведение.

Суть этих игр – развитие эмоционального интеллекта, исследование и проработка своих чувств в сложных игровых ситуациях, в том числе конфликтных.

Карточки «Семейные псикреты»

Карточки «Семейные псикреты»

Это психологическая игра для всей семьи, которая помогает увидеть специфику проблем конкретной семьи и построить коррекционную работу, выработать новые модели поведения.

«Псикреты» – это психологические секреты, т. е. те особенности поведения, те привычки, интересы и представления, о которых люди часто не задумываются и не рассказывают другим, но которые влияют на их отношения с миром и окружающими. Игра «Семейные псикреты» – повод поделиться своими «псикретами» друг с другом, внимательнее отнестись к своим и чужим ощущениям, особенностям характера, потребностям и желаниям. Особенно важно это для детско-родительских отношений. В процессе игры участники начинают осознавать свои чувства и бережно к ним относиться, что редко удается в повседневной жизни. В силу возраста ребенку сложно видеть причины и последствия поступков, поэтому, играя, он учится осмысливать свое поведение, поведение других людей и сравнивать их с общепринятыми нормами.

Игра состоит из 104 карточек с фразами, описывающими различные сферы жизни ребенка и семьи (отношения, привычки, интересы, здоровье), и 8 пустых карточек, на которых ребенок или другие члены семьи могут дописать то, что считают важным, и то, что они не нашли в предложенных вариантах. Ребенку важно услышать, «какой он на самом деле».

Ценность игры заключается в том, что в ней никто никого не побеждает. Цель игры – лучше узнать себя и партнеров по игре.

Эта игра:

  • дает ребенку возможность задуматься об особенностях как своего поведения, так и поведения других людей;

  • учит оценивать свое поведение и сравнивать его с нормами, существующими в семье и в обществе;

  • способствует нормообразованию;

  • создает комфортную игровую атмосферу, когда ребенок получает оценку своего поведения от близких людей;

  • позволяет ребенку узнать и оценить, какие действия приветствуются или не принимаются в других семьях;

  • развивает умение внятно объяснить мотивы, причины и содержания своих поступков.

Игра предназначена в первую очередь для родителей с детьми в возрасте от 5-6 до 10-11 лет.

Существуют вариации «Псикретов»:

«Подростковые псикреты» – карточки для работы с группами подростков, но без родителей.

В данном варианте много карточек про ценности подростков, их отношения со своим телом, с едой, друг с другом. Но это не отношения с родителями. Игра предназначена для группы подростков от 12 до 17 лет.

«Псикреты семейных традиций» – вариант игры для семей с детьми от 8 до 15 лет, в том числе воспитывающих приемных детей.

«Псикреты для дам и кавалеров» – игра, состоящая из 120 карточек, которая подходит для групповой или индивидуальной работы со старшими подростками.

Настольная игра «Лепешка»

Настольная игра «Лепешка»

«Лепешка» – одна из самых известных социальных игр Гюнтера Хорна. Она помогает участникам осознать и проработать тему границ и учит справляться с агрессией социально приемлемым способом (выражение агрессии предусмотрено правилами, но ограничено временем и рамками игры). В этой игре нет стандартных фишек – участники сами лепят их из пластилина, создавая своего представителя на поле и неся за него ответственность. Тем самым игроки дают понять, как они относятся к себе и другим, какие у них желания и намерения. По ходу игры между участниками возникают самые разные отношения, иногда чью-то фигурку могут даже смять, превратив в лепешку.

Эта игра учит ребенка:

  • выражать свои желания и намерения, уступать, извиняться;

  • адекватно воспринимать отказ;

  • чувствовать чужие границы;

  • отстаивать свои интересы;

  • прислушиваться к желаниям и чувствам других людей;

  • искать возможность договориться с другими для достижения собственных целей;

  • справляться с агрессией социально приемлемым способом;

  • распознавать свои чувства и чувства партнеров по игре;

  • придумывать разные стратегии взаимодействия.

В эту игру могут играть дети в возрасте от пяти лет, но она будет интересна и взрослым.

Настольная игра «Хаос»

Настольная игра «Хаос»

«Хаос» – азартная несложная игра с элементами мошенничества. Во время игры между участниками возникает много значимых социальных взаимодействий: игроки сомневаются, пытаются схитрить, отстаивают свою позицию, при этом они вынуждены учитывать реакции партнеров по игре.

Цель игры – выбрать такую стратегию, чтобы и выиграть, и при этом не переживать чрезмерно. Ведь потеря контроля над своими фишками может вызвать целую бурю чувств!

Эта игра:

  • развивает наблюдательность, быстроту реакции;

  • учит отстаивать свои границы;

  • учит предугадывать намерения других участников;

  • учит мыслить, выходя за принятые в обычной жизни рамки;

  • позволяет игроку исследовать собственные поведенческие стратегии в ситуации неопределенности, стресса.

В эту игру могут играть дети начиная с 6 лет.

***

Многие из предложенных Гюнтером Хорном игр являются полифункциональными: их использование позволяет решать самые разные задачи. Та игра, которая одному ребенку поможет повысить самооценку, другого взбодрит, а третьему послужит уроком коллективных отношений. Кроме того, социальные игры рассчитаны на достаточно широкий возрастной диапазон – от 4-5 до 15-16 лет – и преследуют разные цели в разных возрастных группах.

Правила и нормы в групповой игровой ситуации создают осознаваемые детьми границы, в пределах которых они могут чувствовать себя свободными и защищенными. Все это происходит в игровой форме, благодаря чему удается избежать излишнего сопротивления и напряжения со стороны ребенка.

Результатом освоения ребенком новых форм социального взаимодействия в терапевтической ситуации является изменение дистанции в круге его общения. Дистанция со сверстниками уменьшается, ребенок может адекватно общаться, не испытывая неуверенности, что позволяет ему развиваться в соответствии со своим возрастом.

В процессе игротерапевтических занятий дети выплескивают накопившуюся агрессию в социально приемлемой форме (предусмотренной правилами игры, ограниченной временем и рамками игры). Таким образом, внутреннее напряжение, свойственное некоторым детям, разряжается в процессе игры, и они постепенно меняют поведение.

По материалам открытых источников