Иногда родители замечают, что ребенку трудно справляться с переживаниями, связанными с общением. Многие дети не умеют договариваться, просить о помощи, делиться сокровенным или тревожащим, распознавать чувства других людей через мимику, жесты, интонации и понимать свои чувства. Возможно, ребенок справится с этими трудностями сам или перерастет их со временем. А может быть, эти сложности будут расти вместе с ним.
Социальные игры Гюнтера Хорна дают возможность решать проблемы детей незаметно для них самих, так как работа проходит в виде игры – самого естественного состояния для ребенка. Такая терапия органично вписывается в детскую жизнь и не оставляет следов от специальной работы с психологом.
Уникальные психологические игры с элементами социального взаимодействия придуманы детским психотерапевтом из Германии Гюнтером Хорном. Правообладателем «Социальных игр Гюнтера Хорна» в России является Елизавета Хеллингер – аналитический психолог, детский психотерапевт.
Социальные игры успешно используются как в групповой, так и в индивидуальной работе с детьми и подростками.
Кому показаны социальные игры
Социальные игры полезны детям от пяти лет. Цикл игр помогает ребенку почувствовать границы свои и окружающих, учит обсуждать собственные и чужие потребности, спокойно воспринимать отказ, договариваться с людьми. Особое внимание стоит обратить на следующие категории детей:
дети/подростки, которым нужно помочь преодолеть социальные страхи, робость, застенчивость, чрезмерную уступчивость или, наоборот, справиться с агрессией и неприемлемым поведением;
братья и сестры, которым важно научиться общаться между собой в рамках одной семьи;
- дети/подростки с особыми потребностями (болезнь, ограничивающая социальные контакты, индивидуальное обучение, долгое нахождение в больнице);
дети/подростки, которые приехали/переехали и находятся в процессе социализации;
дети/подростки с нарушениями в поведении;
дети/подростки, имеющие сложности во взаимоотношениях со сверстниками.
Что наша жизнь? Игра!
Социальные игры Гюнтера Хорна – это настольные игры, устроенные таким образом, чтобы позволить участникам получить интересный опыт для размышлений и сделать выводы о себе и других людях. На основе этих размышлений участники могут экспериментировать и менять свое привычное поведение.
Суть этих игр – развитие эмоционального интеллекта, исследование и проработка своих чувств в сложных игровых ситуациях, в том числе конфликтных.
Карточки «Семейные псикреты»
Это психологическая игра для всей семьи, которая помогает увидеть специфику проблем конкретной семьи и построить коррекционную работу, выработать новые модели поведения.
«Псикреты» – это психологические секреты, т. е. те особенности поведения, те привычки, интересы и представления, о которых люди часто не задумываются и не рассказывают другим, но которые влияют на их отношения с миром и окружающими. Игра «Семейные псикреты» – повод поделиться своими «псикретами» друг с другом, внимательнее отнестись к своим и чужим ощущениям, особенностям характера, потребностям и желаниям. Особенно важно это для детско-родительских отношений. В процессе игры участники начинают осознавать свои чувства и бережно к ним относиться, что редко удается в повседневной жизни. В силу возраста ребенку сложно видеть причины и последствия поступков, поэтому, играя, он учится осмысливать свое поведение, поведение других людей и сравнивать их с общепринятыми нормами.
Игра состоит из 104 карточек с фразами, описывающими различные сферы жизни ребенка и семьи (отношения, привычки, интересы, здоровье), и 8 пустых карточек, на которых ребенок или другие члены семьи могут дописать то, что считают важным, и то, что они не нашли в предложенных вариантах. Ребенку важно услышать, «какой он на самом деле».
Ценность игры заключается в том, что в ней никто никого не побеждает. Цель игры – лучше узнать себя и партнеров по игре.
Эта игра:
дает ребенку возможность задуматься об особенностях как своего поведения, так и поведения других людей;
учит оценивать свое поведение и сравнивать его с нормами, существующими в семье и в обществе;
способствует нормообразованию;
создает комфортную игровую атмосферу, когда ребенок получает оценку своего поведения от близких людей;
позволяет ребенку узнать и оценить, какие действия приветствуются или не принимаются в других семьях;
развивает умение внятно объяснить мотивы, причины и содержания своих поступков.
Игра предназначена в первую очередь для родителей с детьми в возрасте от 5-6 до 10-11 лет.
Существуют вариации «Псикретов»:
«Подростковые псикреты» – карточки для работы с группами подростков, но без родителей.
В данном варианте много карточек про ценности подростков, их отношения со своим телом, с едой, друг с другом. Но это не отношения с родителями. Игра предназначена для группы подростков от 12 до 17 лет.
«Псикреты семейных традиций» – вариант игры для семей с детьми от 8 до 15 лет, в том числе воспитывающих приемных детей.
«Псикреты для дам и кавалеров» – игра, состоящая из 120 карточек, которая подходит для групповой или индивидуальной работы со старшими подростками.
Настольная игра «Лепешка»
«Лепешка» – одна из самых известных социальных игр Гюнтера Хорна. Она помогает участникам осознать и проработать тему границ и учит справляться с агрессией социально приемлемым способом (выражение агрессии предусмотрено правилами, но ограничено временем и рамками игры). В этой игре нет стандартных фишек – участники сами лепят их из пластилина, создавая своего представителя на поле и неся за него ответственность. Тем самым игроки дают понять, как они относятся к себе и другим, какие у них желания и намерения. По ходу игры между участниками возникают самые разные отношения, иногда чью-то фигурку могут даже смять, превратив в лепешку.
Эта игра учит ребенка:
выражать свои желания и намерения, уступать, извиняться;
адекватно воспринимать отказ;
чувствовать чужие границы;
отстаивать свои интересы;
прислушиваться к желаниям и чувствам других людей;
искать возможность договориться с другими для достижения собственных целей;
справляться с агрессией социально приемлемым способом;
распознавать свои чувства и чувства партнеров по игре;
придумывать разные стратегии взаимодействия.
В эту игру могут играть дети в возрасте от пяти лет, но она будет интересна и взрослым.
Настольная игра «Хаос»
«Хаос» – азартная несложная игра с элементами мошенничества. Во время игры между участниками возникает много значимых социальных взаимодействий: игроки сомневаются, пытаются схитрить, отстаивают свою позицию, при этом они вынуждены учитывать реакции партнеров по игре.
Цель игры – выбрать такую стратегию, чтобы и выиграть, и при этом не переживать чрезмерно. Ведь потеря контроля над своими фишками может вызвать целую бурю чувств!
Эта игра:
развивает наблюдательность, быстроту реакции;
учит отстаивать свои границы;
учит предугадывать намерения других участников;
учит мыслить, выходя за принятые в обычной жизни рамки;
позволяет игроку исследовать собственные поведенческие стратегии в ситуации неопределенности, стресса.
В эту игру могут играть дети начиная с 6 лет.
***
Многие из предложенных Гюнтером Хорном игр являются полифункциональными: их использование позволяет решать самые разные задачи. Та игра, которая одному ребенку поможет повысить самооценку, другого взбодрит, а третьему послужит уроком коллективных отношений. Кроме того, социальные игры рассчитаны на достаточно широкий возрастной диапазон – от 4-5 до 15-16 лет – и преследуют разные цели в разных возрастных группах.
Правила и нормы в групповой игровой ситуации создают осознаваемые детьми границы, в пределах которых они могут чувствовать себя свободными и защищенными. Все это происходит в игровой форме, благодаря чему удается избежать излишнего сопротивления и напряжения со стороны ребенка.
Результатом освоения ребенком новых форм социального взаимодействия в терапевтической ситуации является изменение дистанции в круге его общения. Дистанция со сверстниками уменьшается, ребенок может адекватно общаться, не испытывая неуверенности, что позволяет ему развиваться в соответствии со своим возрастом.
В процессе игротерапевтических занятий дети выплескивают накопившуюся агрессию в социально приемлемой форме (предусмотренной правилами игры, ограниченной временем и рамками игры). Таким образом, внутреннее напряжение, свойственное некоторым детям, разряжается в процессе игры, и они постепенно меняют поведение.
По материалам открытых источников