Вопрос специалисту
Ваше имя
Ваш e-mail
Возраст Вашего ребенка
Вы соглашаетесь с тем, что он может быть размещен на сайте (без указания ваших контактных данных). Редакция сайта оставляет за собой право не размещать ответы на все вопросы.
Вопрос
Отправить
Фильтр
Возраст:
Темы:
Отфильтровать

Мобильная безопасность

Мобильная безопасность

Вы подарили своему ребенку сотовый телефон или мобильное устройство (планшет или смартфон). Самое главное, что должен сделать любой родитель – это объяснить, как пользоваться гаджетом так, чтобы не попасть в беду или не стать жертвой обмана.

Мошенники действуют продуманно, умело играя на чувствах потенциальной жертвы. А с появлением новых технологий совершить противоправное действие теперь можно даже не выходя из дома. Задача родителей – оградить своего ребенка от мобильного мошенничества, объяснив ему, как действовать в той или иной ситуации.

Помощь Васе

«Срочно нужны деньги! Помоги мне! Твой друг Вася». Многие, наверняка, хотя бы раз получали на свой мобильный телефон СМС-сообщение примерно такого содержания. И почти все получатели тут же впадали в панику, которая подкреплялась еще и тем, что сообщение приходило с незнакомого номера: «Может у него отобрали телефон и теперь вымогают деньги?!». Крик о помощи выглядит еще более убедительным, если мошенник «угадывает» с именем родственника или знакомого, якобы попавшего в беду.

Как поступить

Если вашему ребенку пришло такое СМС-сообщение, посоветуйте ему ни в коем случае не торопиться. Первое, что нужно сделать, это связаться с этим родственником или знакомым по тем номерам, которые были у вашего ребенка до получения сообщения, и расспросить о том, что случилось. Если мошенник сам позвони ему, пусть ваш ребенок попросит к телефону своего знакомого и задаст ему «секретный вопрос», ответ на который может знать только он.

Звонок «другу»

А бывает и так, что мошенник звонит на мобильный телефон и, изображая «взволнованный голос», умоляет помочь. Или же отсылает СМС, а потом звонит и просит продиктовать цифры из отправленного им сообщения или данные банковской карты, принадлежащей родителям или родственникам. Результатом такой просьбы может стать обнуление баланса мобильного счета или, еще хуже, списания средств с банковской карты.

Как поступить

Если ребенку позвонил такой «взволнованный голос», объясните ему, что в такой ситуации главное – выдержать паузу и постараться получить максимум информации о собеседнике, задав ему вопросы: «Кто вы? Как вас зовут? Откуда вы знаете мой номер? Вам нужны деньги или помощь?». Ответ «Дай» должен стать тревожным звоночком в пользу того, что собеседник – мошенник. Если неизвестный просит купить карту «электронных денег» и продиктовать ему код, лучше всего ответить, что перезвонишь и отключиться. И, конечно, рассказать о случившемся взрослым.

Мобильный оборотень

Такого рода мошенничество очень часто выглядит так: на мобильный телефон звонит человек и представляется «сотрудником центра поддержки клиентов» сотового оператора. Он делает очень выгодное предложение – бесплатно скачать игру или подключить новую выгодную услугу. Для этого нужно всего лишь набрать несколько цифр, которые он продиктует. После такого звонка баланс телефона может обнулиться, а то и вовсе «уйти в минус».

Как поступить

Ваш ребенок рассказал вам о блестящей и очень выгодной акции, которую предложил сотрудник кол-центра. Посоветуйте ему для начала проверить данную информацию, связавшись с сотовым оператором по контактам, указанным на его официальном сайте.

Пранк и киберунижение

Еще одно противоправное действие – телефонное хулиганство, которое получило название «пранк». Как правило, пранкер «скрывает» свой номер телефона, чтобы беспрепятственно звонить знакомым и незнакомым людям и оскорблять их или подшучивать над ними отнюдь не из добрых намерений. Звонок с сообщением о заложенной бомбе тоже относится к разряду пранка. Как бы ни прятался пранкер, его можно легко вычислить с помощью специальной техники.

Унижать и оскорблять хулиган может не только по телефону, но и в Интернете. Например, писать оскорбительные комментарии к фотографиям или выкладывать видео издевательств над одноклассником.

Как поступить

Если ребенок стал жертвой хулигана-пранкера, объясните ему, что телефонные звонки и сообщения не прекратятся до тех пор, пока не будет заблокирован номер или электронная почта хулигана. В социальных сетях лучше не добавлять в друзья незнакомых людей или тех, в ком ребенок не уверен. Кроме того, не стоит выкладывать большое количество фотографий или видео. И уж тем более нельзя выкладывать в сеть фотографии сомнительного характера – этот поступок может привлечь киберхулигана.

Родителям также стоит предупредить своего ребенка, что заниматься «телефонным хулиганством» и киберунижением не только плохо, но и противозаконно и к ответственности за это можно привлечь даже тех, кому не исполнилось 16 лет.

Мобильный компьютер: скрытая угроза

Хотя смартфон и планшет – не полноценные компьютеры, вирусы существуют и для них. В устройство они попадаю через MMS-сообщения или программы, скачанные с сомнительных сайтов. Достаточно открыть MMS-ку или запустить программу, как активизируется вирус. При этом «зараженное» устройство может вести себя совершенно по-разному: просто «тормозить», заблокироваться или начать рассылать СМС на короткие номера, которые часто принадлежат мошенникам. После отправки таких сообщений средства со счета мобильного устройства мгновенно исчезают.

Как поступить

Чтобы защитить планшет или смартфон вашего ребенка от вирусных атак, установите на него антивирусную программу. Ее лучше купить непосредственно у производителя или в известном и проверенном магазине электроники – так вы наверняка защитите устройства от заражения вирусами.

Кроме того, настоятельно рекомендуйте вашему ребенку не открывать сообщения, пришедшие с неизвестных номеров или электронных адресов и уже тем более переходить по ссылкам, указанным в таких письмах.

Если все же планшет или смартфон оказались заблокированы вирусной программой и для их разблокировки требуется заплатить некую сумму, ни в коем случае не выполняйте инструкции злоумышленников. Не пытайтесь сами наладить мобильное устройство – лучше отнесите его на ремонт к специалисту.

Залог безопасности вашего ребенка – доверительные и близкие отношения с ним. Рассказав о случившемся родителям, которые предотвратят негативные последствия, ребенок защитит себя от злоумышленников. Задавайте интересующие вас вопросы cпециалисту в области детской безопасности в сети Интернет на портале «Я – родитель». Проигрывайте с вашим чадом каждую из этих ситуаций, чтобы он был готов в любую минуту дать отпор мошеннику. Как говорил Суворов «тяжело в учении – легко в бою».

Юлия Маркова

Комментарии
отправить