Фильтр
Возраст:
Темы:
Отфильтровать

Документы для усыновителей

Часто ребенок, как будто назло родителям, не может долго усидеть за одним занятием, бросает начатое дело, не доведя.

Подробнее
Службы психологической помощи

Консультация психолога

Специалисты в области детской и семейной психологии ответят на вопросы, касающиеся воститания Вашего ребенка и ответственного родительства.

Задать свой вопрос

Как привить первокласснику самостоятельность?

Здравствуйте, моему ребенку 7 лет. Она закончила 1 класс, но уроки мы делаем без особого желания. Как привить желание учиться? И как привить ей самостоятельность, что бы она, приходя домой с занятий, садилась учить уроки. Наталья

Наталья, ваша дочь сейчас в возрасте, идеальном для формирования самостоятельности и ответственности, поэтому хорошо, что вы уделяете этому внимание. Важно понимать, что к полностью внутреннему самоконтролю первоклассник еще не готов, ему необходима внешняя помощь – это и ваши напоминания, и использование специальных приемов. Перед началом нового учебного года уделите специальное время для составления распорядка дня, причем сделайте это вместе с дочерью. При этом вовсе не обязательно, что выполнение домашних заданий должно происходить сразу после прихода со школы. Присмотритесь к ребенку, его ритму и особенностям работоспособности. Некоторым детям оптимально сразу же сделать задания, пока внимание собрано, другим очень важно отдохнуть, погулять, а вернуться к учебе вечером. Также имейте в виду, что ребенок может с нежеланием приступать к выполнению домашней работы, если ему не все понятно, тогда требуется ваша помощь. Что касается желания учиться, то это очень сложный вопрос, для этого нужно понимать индивидуальные особенности отношения к учебе вашей дочери. Иногда недостаточная мотивация связана со слишком сложной программой, иногда с неинтересной подачей материала, иногда с недостаточной готовностью ребенка к школьному обучению и так далее.

Правильно ли я веду себя с сыном?

Хотелось бы спросить у Вас совета. Правильно ли я делаю. Моему сыну год и три, чудесный, любознательный мальчишка. В последнее время стал требовать своего путём истерик, я предполагала такое развитие событий, и на истерики отвечаю игнорированием, это помогает. Когда я ухожу из поля его зрения, истерика прекращается, и у нас с ним происходит диалог, почему я ему не разрешила или не дала то, что он просил. Вот мне и интересно Ваше мнение, правильно ли я делаю. Ещё вопрос. Я пытаюсь учить сына самостоятельно есть, одеваться, но он принципиально не хочет даже попробовать. За столом плачет, берёт ложку и вкладывает её в мою руку (чтобы я кормила), когда начинаю кормить его - успокаивается. С одеждой такая же беда. Сам даже не пытается натянуть штаны, встав с горшка или снять их, сам только приносит мне одежду, чтобы я одевала. Я не делаю из этого трагедии, наверное, я всё-таки тороплю события, рановато ещё в год и три самому кушать. Вот я и хотела бы узнать Ваше мнение как специалиста, стоит ли настаивать на своём и учить сына самостоятельности или всё-таки подождать. Заранее благодарна за ответ. Инна

Инна, по всему видно, что вы, действительно, ответственный родитель, стараетесь оценивать свою тактику воспитания. Только, наверное, немного тревожный. Ваша реакция на детскую истерику вполне адекватная, это видно уже по тому, что это работает. Что касается второго вопроса, то хочу сказать, что для полностью самостоятельного одевания и еды ваш сын еще, в самом деле, мал. Не старайтесь сразу перевести на него ответственность в этих вопросах, переходным звеном должно быть «давай вместе». Ну и, конечно, хвалите за любые попытки проявить самостоятельность, почаще говорите «Ого, какой ты уже стал большой, наверное, скоро сможешь сам надевать шортики» и тому подобное.

Как научить дочь дружить?

Моя дочка (10 лет) плохо сходится с детьми, особенно с девочками, они не принимают ее в свою «стаю». Она переживает и иногда готова простить им обиды, только бы они дружили с ней. Она умница, красавица, в принципе, ничем не отличается от сверстников, разве только добрее и справедливее. Когда она начинает дружить с кем-нибудь, то готова последнюю рубашку снять и отдать, а новоявленная подружка только пользуется этим и всё. Я пытаюсь донести до нее, что друга не так-то просто найти, но пока всё без изменений. Возможно, она не очень уверена в себе, подскажите, как быть! Алена

Алена, из вашего рассказа, действительно, непонятно, в чем причина этой ситуации, почему у вашей дочки нет друзей. Между тем, причина, наверняка, есть. И, чаще всего, она – в самом ребенке, например, той самой неуверенности в себе, о которой вы пишите. Но возможно и то, что круг общения девочки не достаточно широк, чтобы найти «своего» человека – вы не написали, общается ли она только в школе или у нее есть возможность общаться во дворе, в какой-то секции и так далее. Я рекомендую вам обратиться с этой проблемой к школьному психологу. Во-первых, 10 лет – это уже тот возраст, когда ребенок может на занятиях с психологом сам разобраться в своих трудностях и наметить план их выполнения (родитель же здесь будет лишь помощником и союзником). Во-вторых, у школьного психолога есть уникальная возможность понаблюдать беспристрастным и профессиональным взглядом за тем, как строит отношения со сверстниками ваша дочь, что ей удается, а что – не очень. Думаю, могут быть полезными и психологические тренинги, которые проводятся в различных психологических центрах, это возможность поучиться искусству общения, лучше разобраться в себе, а заодно и найти друзей среди участников группы.

Дочь не слышит меня

Моя дочь (7 лет) меня «не слышит». Когда я прошу её сделать что-нибудь, она не реагирует ни на второй, ни на третий раз, пока я не теряю терпение и не начинаю на неё кричать. При этом она сжимается, грызёт всё, что попадается под руку, и ногти в том числе. Это продолжается уже не один год. Все попытки объяснить, что родителей надо слушать, бесцельны. Как сделать так, чтобы она меня услышала? Зоя

Зоя, Вы сами сказали, что подобная схема появилась в ваших отношениях не вчера, а продолжается уже несколько лет. Сложно сказать, с чего это началось, но сейчас в некотором роде такие диалоги стали привычными и для Вас, и для вашей дочери. И вполне возможно, что девочка в такие моменты, в самом деле, Вас не слышит, а слышит только крик. Семь лет – это время активного формирования процессов самоконтроля, произвольной регуляции своего поведения. Сейчас у вас идеальный момент, чтобы изменить сложившуюся ситуацию. Прежде всего, поговорите с дочкой о том, что Вам хотелось бы поменять, скажите, что ни ей, ни Вам некомфортно, когда приходится повышать голос. Далее постарайтесь большинство правил и необходимых к выполнению дел закрепить письменно, сделайте это вместе. Важно, чтобы они в большинстве эпизодов исходили не от Вас лично, а были следствием вашей совместной договоренности. Постепенно переводите Ваш внешний контроль в самоконтроль ребенка, давайте ей возможность самой оценивать, насколько она справляется с теми или иными обязанностями, помогайте, а не заставляйте.

Как помочь ребенку справиться с ленью?

Мой ребенок (9 лет) поражен ленью. Сильной ленью. Справиться с ней сам он не может. Причем это не относится к интересующим его вопросам. Но даже то, что любит, он делает как-то спустя рукава, с увлечением, но небрежно. Он неплохо учится, закончил второй класс, но та же небрежность, поверхностность, нестарание не дают ему возможность получить от своих способностей результат. Не старается ни в чем, что я замечаю. Возможно, я чего-то не вижу, и есть занятия, которыми он дорожит и там старается. Это приводит меня в состояние тихой паники. Попытка записать в секцию или бассейн упирается в нежелание ходить (то есть встать, собраться и выйти). Как быть мне, матери, как научить, что нужно стараться, вникать в вопросы? Полина

Полина, давайте разберемся с понятием лени. На самом деле, в психологии даже нет такого понятия, поскольку за проявлениями лени могут стоять самые разные причины. Прежде всего, обратите внимание на темперамент Вашего сына, детям (да и взрослым) очень активным, быстро переключаемым сложно быть старательными, внимательными, это не их сильная черта. Во-вторых, лень всегда связана, как Вы и сами заметили, с отсутствием интереса. Есть, конечно, редкие люди, способные и неинтересное дело выполнять тщательно, но это скорее исключение, чем правило, тем более в детском возрасте. Таким образом, ваша цель – это, прежде всего, развитие сферы интересов ребенка. Ищите способы делать скучные задания интересными, читая дополнительную литературу, смотря познавательные передачи и так далее. Мотивируйте ребенка на большее старание специально, ведь если он и при этом уровне неплохо учится и удовлетворен своими успехами, ему сложно заставить себя быть более внимательным. Ребенок должен видеть конкретный, видимый результат своего старания. Ну и, конечно, не забывайте хвалить сына за любые достижения, а не только постоянно поднимать планку требований.

Как стимулировать у трехлетнего ребенка «творческую самостоятельность»?

Здравствуйте! Как стимулировать у трехлетнего ребенка «творческую самостоятельность»? Ситуация: садимся рисовать, он сам может немного повозить кистью и бросить, чтобы пробудить интерес, начинаю подкидывать идеи «давай нарисуем солнышко» и т.д. Отдает мне кисть – «Я не умею, рисуй сама» (рисовать кружок начал в 1,5 года втихаря на обоях - не ругали). Та же картина с лепкой: режет пластилин, все слепляет в комок, предлагаю слепить колобок. «Нет, не умею» (или хочет слепить только пылесос, причем лепить его тоже мне). Сейчас моему ребенку 3 года, начали заниматься примерно с 9 месяцев. Я на него никогда не давила, ни разу не позволяла себе замечаний, подшучивания над его работами, хвалю за любую закорючку. В детском саду лепит и рисует. Помогите найти подход. Заранее благодарна. Евгения

Евгения, на самом деле, в трехлетнем возрасте ребенок еще не готов к целенаправленной творческой деятельности так, как Вы ее представляете. Для него более естественна спонтанная творческая активность. Тем более, что на занятиях в детском саду уже достаточно ее структурируют. Постарайтесь чаще спрашивать «Что бы ты хотел нарисовать?» и говорить «Попробуй!». Если ребенок предлагает сделать задание Вам, не отказывайтесь, а предложите сделать вместе: «Давай ты слепишь кружок, а я помогу тебе сделать у него глазки». Часто раскрепоститься ребенку помогает рисование руками (для этого есть специальные краски), рисование по стеклу или другие нетрадиционные виды творчества, когда малыш не заостряет свое внимание на правильности изображений. Ну и, наконец, не забывайте, что ребенку может быть просто не очень интересно рисование как вид деятельности, пробуйте увлечь его и чем-то другим.

Расставание с мамой в детском саду.

Моей дочери 2 года и 4 месяца. С 1 года и 6 месяцев ходим в садик. Адаптация, как нам сказали в саду, прошла хорошо. Стала очень обидчивая, по пустякам обижается, начинает плакать, если что-то надо, то требует слезами и криком, капризами. Но вот последний месяц перед закрытием садика на лето дочь, вообще, не хотела меня отпускать из сада, вцеплялась меня, плакала очень сильно. Каждый вечер мы задавали ей вопрос: «Тебя в садике обижают?» На что дочь отвечает, что нет, не обижают. У меня следующие вопросы: как мне выработать в ребенке спокойствие? Почему она так расстается со мной, когда ребенка привожу ее в сад? Ольга

Ольга, у детей, которые пошли в детский сад рано (до двух лет) может наблюдаться так называемая отсроченная реакция на адаптацию. Дело в том, что полуторагодовалый ребенок может не достаточно понимать, осознавать ту новую ситуацию, в которой он оказался. И тогда те реакции, через которые обычно дети проходят в первые месяцы, ребенок проходит чуть позже, когда немного подрастет. Возможно, у вас именно этот случай. Не исключено по вашему описанию и то, что у вашей дочери начали проявляться первые признаки возрастного кризиса трех лет. Могут быть и другие причины подобного поведения, например, связанные с семейной ситуацией и т.д. Все это создает довольно сложную в эмоциональном плане ситуацию для девочки. Больше разговаривайте с дочкой про детский сад, проигрывайте различные ситуации. Если есть возможность, какое-то время желательно забирать ребенка из детского сада раньше, постепенно увеличивая время пребывания. Ну и, конечно же, заручитесь поддержкой и помощью воспитателей.

Ребенок неуправляем.

Здравствуйте! Мальчик, 4 года, не слушается родителей, совершенно неуправляем. Каким образом контролировать, если не ругать и не наказывать, как воспитывать? Ставим в угол - не стоит, выходит, приходится повышать голос. На любую просьбу родителей имеет свое мнение и выполнять, что требуют, отказывается. Это такой возраст или характер? Порекомендуйте какую-то литературу по воспитанию. Спасибо. Юлия

Юлия, то, что в четырехлетнем возрасте ребенок имеет свое мнение – это более, чем нормально. Естественно, должны быть и те рамки и правила, которые необходимо соблюдать. Часто дети сильно сопротивляются воздействию родителей, когда у них эти рамки слишком жесткие, не дающие возможности проявить самостоятельность, хоть в чем-то принимать собственные решения. Будет нелишним сначала взрослым, а потом и вместе с ребенком, обсудить те правила, что есть в семье, обосновать необходимость каждого. Проследите, чтобы их было не слишком много, чтобы требование их соблюдать исходило ото всех членов семьи, не было противоречивости и непоследовательности в воспитании. Что касается литературы, то рекомендуем вам все те книги, что указаны в одноименном разделе портала, каждая из них содержит массу практической информации по методам воспитания.

Эмоциональность дочери.

Моя дочка (8 лет) очень эмоциональна. Она может расплакаться из-за пустяка, неожиданно закапризничать. При этом она обладает очень сильным характером, в хорошем настроении это просто восхитительный ребенок. Но даже если я делаю ей обычное замечание, в плохом настроении она воспринимает это так, словно я её ругаю, и очень переживает. Я чувствую, что была с ней раньше слишком строга, и она хочет соответствовать моим требованиям. Я стараюсь её как можно больше хвалить и поощрять. Как я могу помочь ей справляться с наплывами плохого настроения и негативных эмоций? Как мне дать понять ребенку, что он очень любим и избавить его от чувства неуверенности? Татьяна

Татьяна, в этом возрасте для ребенка важную роль играет не только обстановка в семье и отношения с родителями, но и позиция в коллективе сверстников, школьные успехи. Неуверенность, заниженная самооценка, ранимость в этом возрасте нередко связаны, в первую очередь, с тем, что ребенок по каким-то причинам не может полностью реализовать себя в учебной деятельности, в школьной жизни, в коллективе. Обратите внимание на эту сторону жизни вашей дочери. Поддержка, тепло и любовь, которые вы даете ребенку, безусловно, имеют огромное значение, но на данном этапе уже не решают всех проблем. Постарайтесь разобраться в причинах нынешней ситуации, тогда вы сможете оказать уже действенную помощь девочке. Также возможно будет полезным обратиться с этим запросом к школьному психологу.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
Специалист
Марфа Бусева
детский психолог, консультант Психологических центров «Искусство гармонии»
Специалист
Анна Тоскина
детский и семейный психолог
Специалист
Ирина Григорьева
экстремальный психолог, педагог-психолог, коррекционный психолог, консультант Психологических центров «Искусство гармонии»
Специалист
Александра Суховодова
психолог, консультант Психологических центров «Искусство гармонии»
Специалист
Анна Токарь
клинический психолог, нейропсихолог, психотерапевт, консультант Центра нейропсихологии и детского развития «Достижение»
Специалист
Мария Архангородская
детский и семейный психолог
Специалист
Нина Позняк
психолог, телесно-ориентированный терапевт
Специалист
Владислава Горянская
психолог-консультант, детский и семейный психолог
Специалист
Анастасия Вялых
Семейный психолог
Специалист
Ирина Корнеева
психолог портала Я - Родитель
Специалист
Шайнурова Елена
психолог сайта «Я Родитель»
Специалист
Екатерина Сафонова
психолог сайта «Я — родитель»
Instagram