Вопрос специалисту

Консультация психолога

Специалисты в области детской и семейной психологии ответят на вопросы, касающиеся воститания Вашего ребенка и ответственного родительства.

Задать свой вопрос

Воспитание внучки.

Моей внучке семь лет, она очень активна, не может сидеть спокойно, когда кушает, несколько раз встает из-за стола или без умолку разговаривает, задавая вопросы. Каждый раз убеждаем ее, что нужно кушать спокойно, не разговаривать, каждый день по нескольку раз напоминаем ей, что нужно убирать за собой игрушки, не раскидывать пластилин и т.д. И все бестолку - новый день, и все по новой. Если ей мама что-то говорит, она никогда не сделает это сразу. В общем, каждый день одно и то же - одевайся, умывайся, причесывайся и т.д. Нормально ли это, как сделать, чтобы она усвоила, что это все делается каждый день, что нужно слушать, что говорят взрослые. Я не родная бабушка девочки, может, поэтому она может сказать такое, что обижает меня. Со мной она живет второй год, и меня очень расстраивает такое отношение ко мне и, вообще, такое поведение. Может, это и нормально в наше время. Но сын мой был совсем не такой. Посоветуйте, как нам с ней поступать. В школу она еще не ходит, но умеет читать, считать, рисует с фантазией. Спасибо. Антонина.

Антонина, прежде всего, хочу сказать, что не увидела в вашем описании поведения девочки чего-то ненормального. Семилетнему ребенку в силу возрастных особенностей еще довольно сложно самостоятельно регулировать свое поведение, контролировать себя. Если девочке сложно сидеть спокойно во время различных повседневных действий, как то обед или чтение, то, возможно, это также проявления гиперактивности, которая еще больше затрудняет самоконтроль. Кроме того, в данный момент ребенок проходит через возрастной кризис семи лет. Таким образом, ругать и наказывать семилетнего ребенка за несамостоятельность просто бесполезно. Важно, используя различные приемы, учить ребенка самостоятельному управлению своим поведением, активно поощрять правильные действия. Хорошо работают на эту цель так называемые «дневники самоконтроля», в которых родители вместе с ребенком ставят цели на день (например, «сразу убрать за собой все игрушки»), и в конце дня ребенок сам оценивает свои успехи. Очень важно и то, чтобы ваши воспитательные воздействия были последовательными и согласованными между всеми членами семьи. Помочь лучше разобраться в причинах поведения ребенка и найти подход к девочке вам поможет очная консультация детского психолога.

Реакция ребенка на наказание.

Когда я начинаю ругать сына (4 года) за непослушание или провинность (это бывает нечасто), он сразу впадает в истерику. Начинает сильно плакать, кричать «Не ругайся!» и набрасывается на меня с кулаками. Как мне реагировать на такое проявление агрессии? Оксана.

Оксана, из вашего описания не совсем понятно, что вы имеете в виду под «ругать сына». Если это излишне эмоциональные и в чем-то обидные, оскорбительные для мальчика высказывания, то его реакция, в целом, нормальна, хоть и несдержанная. Можете сами представить себя на его месте. Без наказания в воспитании, безусловно, не обойтись. Но чтобы оно выполняло свою воспитательную роль, оно должно быть осознанно ребенком. Постарайтесь больше внимания уделять объяснению для ребенка, в чем он виноват, какие его действия были неправильными и по какой причине. Заранее установите наказание за различные серьезные провинности (запрет на прогулки, просмотр мультфильмов и на определенное время и т.п.). Обсудите их с сыном, чтобы ребенок понимал, что наказание – не личная прихоть мамы, а объективная реакция на его поведение. Обязательно обратите внимание на количество запретов, не слишком ли их много, все ли они обоснованы.

Как добиться от ребенка исполнения обещаний.

У меня сын,4,5 года. Раньше бывало, я шлёпала его за какую-то провинность (только в исключительных случаях, когда уже ничего не помогало мне быть услышанной или добиться какого-то очень необходимого действия). Сама понимала, что нельзя так, и очень потом переживала. Сейчас этот метод категорически не применяю, предупреждаю его, что если он не прекратит выполнять какие-либо запретные действия (дерзость, швыряние, снимать шапку на улице, когда холодно и т.п.), то я его накажу (лишение мультфильм, шоколадки и т.п.). И когда дело до этого доходит, после трех напоминаний, то он начинает очень сильно и долго реветь. Обещает больше так не делать, но впоследствии всё повторяется. Подскажите, как быть в таких ситуациях? Как добиться исполнения обещаний? Или просто возраст ещё мал и стоит подождать? Спасибо. С уважением, Светлана.

Светлана, ваша ситуация довольно типична, давайте попробуем с ней разобраться. С одной стороны, ребенок слышит, что за те или иные действия ему грозит наказание. С другой, опыт подсказывает ему, что мама может пожалеть его и отменить наказание, если плакать и просить прощения. Это вовсе не означает, что плачет и просит прощения ребенок осознанно, манипулируя вами, вовсе нет, но это уже входит в привычку. Зачем соблюдать правила, если наказания можно будет избежать? В тот момент, когда ребенок обещает вам вести себя хорошо, он искренне в это верит. Но в следующий раз ситуация для него новая, он может и не помнить о своем обещании, ребенок в этом возрасте еще не способен так хорошо регулировать свое поведение. Уповать на обещания здесь, соответственно, довольно бесполезно. Важно обеспечить последовательность в воспитании. Ваш мальчик уже довольно большой, найдите время, чтобы вместе с ним обсудить и записать все существующие в вашей семье правила (нельзя грубить взрослым, нельзя снимать шапку на морозе, нельзя пользоваться электроприборами без взрослых и так далее). Поясните сыну смысл каждого правила так, чтобы он понял. Оговорите и наказания, пусть они будут адекватны поступку, не слишком тяжелые для ребенка (неделя без мультфильмов для ребенка – это целая вечность), но обязательно действующие. Заранее обговорите, что наказание исходит не от вас лично, а от принятого в семье «закона», потому слезами его не отменить. И как бы вам самой ни было сложно, соблюдайте эти договоренности. При этом обязательно напоминайте ребенку о правилах, когда он начинает их нарушать.

Ночные пробуждения у ребенка пяти лет.

Здравствуйте! Скажите, является ли нижеописанная ситуация типичной для мальчика пяти лет? Описание: ребенок достаточно часто стал «просыпаться» ночью и плакать. При этом у него могут быть открыты глаза, но на вопросы он не отвечает и утром также ничего не помнит. Максимум может просто показать куда-то в угол. Каждый раз он садится в кровати в одной и той же позе и повернут в одну и ту же сторону. Периодичность таких случаев составляла раз в месяц в первой года после исполнения 5 лет и около раза в неделю после экватора пяти лет. Меня это беспокоит, полгода назад показывались невропатологу, но никаких нарушений выявлено не было. Даже делали энцефалограмму. Владимир.

Владимир, для достаточного ответа в вашем рассказе не хватает важных деталей. В частности, было бы полезно понять, как протекал внутриутробный период развития ребенка и проходили роды, как мальчик развивался в первые три года жизни, разобраться с особенностями семейной ситуации и так далее. Однако с достаточно большой долей вероятности могу сказать, что описанное поведение похоже на реакцию ребенка на страшные сны. Дело в том, что именно в возрасте 4-5 лет многие дети начинают видеть ночные кошмары. Для ребенка это нечто новое, потому описать вам, что с ним произошло, он не может. Проснувшись от крепкого сна, он может не понимать, что это был сон и даже не помнить его, просто плакать и вести себя возбужденно. Если это происходит раз в неделю, то нужно обратить внимание на факторы, способствующие ночным кошмарам: не смотрит ли ребенок много телевизор, особенно перед сном, не играет ли слишком много в компьютерные игры, особенно стрелялки, нет ли конфликтов в детском саду и семье и так далее. Я бы рекомендовала обратиться к детскому психологу для диагностики уровня тревожности и наличия страхов, чтобы проверить данную гипотезу и, при необходимости, помочь ребенку справиться с эмоциональным напряжением.

Разлука с матерью.

Обстоятельства сложились так, что мне пришлось выйти на работу, при том, что сыну еще нет и двух лет. Его пришлось оставить у моих родителей за 1500 км от нас с мужем (мы в Москве, а родители на Черноморском побережье). Очень за него переживаю, хотя разлуку ребенок перенес спокойно, не искал, не плакал, режим дня остался прежний. Меня саму в детстве (с года) воспитывала бабушка вдалеке от родителей, и я всегда хотела воспитать сына сама, но жизнь расставляет свои условия. Я постоянно думаю, что я сделала неправильно, что его оставила. Боюсь, что у нас с ним не сложатся потом отношения, что он не узнает или не захочет меня узнавать. Звоню каждый день по 2-3 раза, но он еще не разговаривает. Хочу узнать, как можно по его поведению понять, что он испытывает стресс? Как ему помочь пережить разлуку? Как сделать так, чтобы он не забыл меня? Анна.

Анна, так или иначе, вы сделали свой выбор, и ваш ребенок теперь живет отдельно от вас. Испытывает ли он стресс сказать на расстоянии сложно, у каждого ребенка стресс проявляется по-разному, кто-то замыкается в себе, кто-то, наоборот, становится излишне активным и даже иногда агрессивным. Не всегда стрессовые реакции проявляются сразу, ребенок может не так быстро оценить новую ситуацию. Не буду создавать у вас лишних иллюзий: разлука с матерью – это стресс для ребенка в любом случае. Он будет не таким серьезным, если ребенок будет получать достаточно любви от бабушки и дедушки, иметь все необходимое для полноценного развития. Безусловно, двухлетний ребенок уже не может забыть и «разлюбить» вас, но может случиться, что более близкие отношения будут складываться у него с бабушкой. Лучшее, что вы можете сейчас сделать для ребенка – это при каждой возможности общаться с ним, дарить свою любовь. При этом постарайтесь не делиться с ребенком своими страхами и тревогами, следите за тем, чтобы ваше общение не разрывало ребенка между вами и бабушкой с дедушкой. В частности, слова «Я боюсь, что ты меня забудешь» могут очень болезненно отразиться на психике малыша. Важно, чтобы он принял новую ситуацию как нормальную, а не как временное состояние дел, которое нужно перетерпеть, не привязываясь к новому дому, бабушке с дедушкой.

Можно ли хвалить ребенка, не разбалует ли это его?

Ребенка нужно хвалить. За каждое, пусть даже самое маленькое достижение. Похвала для ребенка — ориентир правильности и успешности его действий. Иначе как понять, что одобряет социум, а что нет? Но хвалить нужно всегда за что-то конкретное, а не просто говорить абстрактное «ты у меня молодец». Ребенку нужны четкие и понятные ориентиры, в соответствии с которыми он сможет выстраивать свое поведение.

Как вернуть авторитет?

У меня сын, подросток двенадцати лет. Я не знаю, как с ним общаться. Я вижу, что я не авторитет для него. Я ему говорю что-то, он вроде сначала сделает, а потом опять за свое. Я вообще сторонник жестких мер воспитания. Вот меня в детстве, бывало, и ремнем, зато человеком вырос. Но вот с сыном, даже не знаю, как теперь общаться. С женой все время спорим, она его защищает все время. Но ведь если ему потакать во всем, он же вообще на голову сядет. Николай.

Николай, подростковый возраст – один из самых сложных периодов во взаимоотношениях детей и родителей. Могу сказать точно, что, применяя жесткие меры наказаний, вы не вернете свой авторитет у ребенка. Скорее всего, вы еще больше настроите ребенка против себя, и вам будет все сложнее и сложнее находить общий язык.

Лучший способ завоевать авторитет у ребенка – это стать для него интересным партнером в его увлечениях. Я уверена, что у вашего ребенка есть какие-нибудь увлечения: машины, компьютеры, спорт — что угодно. Попробуйте найти то, что будет интересно вам обоим. Когда вы будете проводить время вместе, занимаясь чем-то увлекательным, у вас появится возможность общаться с ребенком на разные темы, стать для него примером в чем-то. Чем больше вы будете интересоваться его жизнью, тем легче вам будет найти доводы, чтобы убедить его в чем-то, что для вас важно. Оказывая поддержку своему ребенку, вы даете ему возможность доверять вам. И в этом случае он скорее прислушается к вашему мнению.

Мой ребенок агрессивен. Что делать?

Мой ребенок проявляет агрессию к младшему брату, может сильно ударить его. Как с этим бороться? (Младшему ребенку 5 лет, старшему – 7 лет.)

Часто причиной агрессии у ребенка бывает та система наказаний, которая применяется к самому ребенку. Если ребенка бьют, шлепают, дают подзатыльники, то он может вымещать свою обиду на более слабом брате/сестре или сверстнике. Ведь по отношению к нему применяется тот же принцип – сильный бьет слабого. Если такой тип воспитания является в семье привычным, то ребенок воспринимает позицию силы как единственно верный аргумент при разрешении конфликтной ситуации. Ребенок всегда воспроизводит стиль поведения своих родителей. Что делать с детской агрессией? Проанализировать свои взаимоотношения с ребенком и попробовать выявить то поведение, которое формирует у ребенка ответную реакцию.

В случае с младшим братом проявление агрессии – это, скорее всего, ревность. Возможно, вы больше внимания и любви отдаете младшему ребенку. Обратите внимание, кого из детей вы чаще целуете, обнимаете. Кому вы чаще прощаете какие-то шалости, а кому всегда попадает, потому что он уже взрослый? Старшему ребенку тоже нужна ваша любовь, тепло и поддержка.

Детские страхи

Моему ребенку снятся кошмары, он боится засыпать один. С чем это связано и как ему помочь (мальчик, 5 лет)?

Причины кошмаров и страхов ребенка могут быть разными. Но практически всегда постоянные страхи ребенка свидетельствуют о его неблагополучном эмоциональном состоянии. Такое неблагополучие часто бывает связано с внутрисемейной ситуацией. Это могут быть физические наказания, страх которых трансформируется в ночные кошмары и боязнь монстров и чудовищ. Бывает, что родители, зная, что ребенок боится темноты и замкнутых помещений, в качестве наказания за провинности запирают его в темной комнате. Иногда родители сами не замечают, как прививают ребенку тот или иной страх. Например, можно услышать, как мама, пытаясь прекратить нежелательное поведение ребенка, говорит: «Вот сейчас придет страшное чудище и утащит тебя в свое логово». А ребенок в свои 5 лет действительно верит в чудовищ и страшилищ, живущих в шкафу. Они для него так же реальны, как для нас с вами соседи за стенкой.

Если страхи ребенка имеют продолжительный и постоянный характер, необходимо обратиться к психологу.

Мой ребенок слишком активен (ребенку 3 года). Как сделать его более спокойным?

В 3 года ребенок должен быть активным, любопытным, стремиться к общению не только с родителями, но и со сверстниками. Родителя должно насторожить, если ребенок в таком возрасте предпочитает играть в одиночестве, не требует к себе внимания окружающих, сторонится сверстников. Такое поведение – повод обратиться к психологу.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5