Вопрос специалисту

Дочке что ни скажи или сделай замечание, она сразу в слезы

Дочке что ни скажи или сделай замечание, она сразу в слезы

Здравствуйте. У нас такая проблема. Дочке только исполнилось 8 лет. Родилась в 35 недель. По развитию происходит немного позже, чем у других деток. Очень внимательная, общительная.


Но проблема в том, что, к примеру, говоришь "напиши слово "вечер". Она забывает, как пишется буква "е". И прям у меня на глазах она прям закипает и начинает плакать, кричит и психует, не может остановиться. Бывает аж до рвоты. 

Дома контролировать иногда получается. А вот в школе и на танцах нет. Педагог жалуется, что, если Соня открыла рот, урок можно заканчивать. Успокоить надо минут 20. Я понимаю ребёнка, что, если она не знает или забыла, у неё возникает страх и включается как самозащита. 

Учительница кричит, её, понятное дело, не устраивает то, что что ей ни скажи или сделай замечание, она сразу в слезы. Я уже сама не справляюсь. Подскажите, может, есть какой-то метод.

Здравствуйте!

К сожалению, метода, который можно было бы применить один раз и с помощью него сократить количество детских слёз и криков до минимума, не существует. Дело в том, что умение регулировать свои эмоциональные реакции появляется с возрастом, в результате развития и созревания мозговых структур (что происходит на протяжении всего детства). Плюс, эмоции у детей всегда сильнее, чем у взрослых. Это, опять же, связано с постепенным созреванием областей мозга, которые отвечают за эмоциональные реакции: за чувствительность, восприимчивость и силу ответа.

Поэтому мы можем видеть: маленькие детки эмоциональны, плохо могут себя контролировать, а дети более старшего возраста уже спокойнее реагируют на какие-то ситуации, могут объяснить, что с ними происходит, а не только плакать или кричать.

Всё развивается постепенно, шаг за шагом. Поэтому время и ваши усилия по утешению девочки могут дать результат. Но не ждите его быстро, одномоментно.

Я перечислю, что, на мой взгляд, вам важно знать и что может помочь в вашей ситуации. Но помните, пожалуйста, что я не знаю истории вашей дочки, я не проводила диагностику. Всё, что я пишу – более или менее универсальные рекомендации. Имеет смысл обратить на них внимание, иметь в виду, но что-то может сработать в вашем случае, подходить вам, а что-то нет. Каждая ситуация развития очень индивидуальна.

Итак, что важно помнить:

1. Во время сильных истерик ребёнок вас не слышит.

Стараться успокоить словами, накричать в ответ, остановить вербально ребёнка, который сильно плачет, бессмысленно. Можно только напугать. В остальном, когда мы испытываем сильные эмоции, области мозга, которые отвечают за логику и мышления, грубо говоря, уступают место областям, ответственным за переживания.

«Достучаться» логикой до плачущего ребёнка сложно.

Поэтому, если вы замечаете, что ваша девочка начинает переживать сильные эмоции, имеет смысл либо ловить их начало, переключать внимание (но не каждый раз, это стратегия не является эффективной или полезной в долгосрочной перспективе, её желательно применять только в критических ситуациях), утешать, использовать все инструменты, что вы уже знаете и что у вас работают. Либо просто оставаться рядом с ребёнком, который плачет.

В плаче нет ничего страшного. Это просто эмоции. Иногда они такие яркие, что могут доходить до рвоты, покраснения. Но это всё ещё эмоции. Ребёнок не может их остановить.

Ваша задача – быть словно контейнером для детских чувств. То есть смотреть, слушать, гладить (если позволяет), отражать (называть эмоции, объяснять ребёнку, что происходит), рассказывать о своём сочувствии и тепле.

В этом ролике на канале нашего Портала вы можете послушать про контейнирование эмоций подробнее:

Контейнирование эмоций ребёнка: просто о сложном

Это внутренняя работа не имеет каких-то специфических аспектов, но она сложна: от вас не требуется ничего, кроме как находиться рядом, не проваливаться в свои чувства, замечать боль ребёнка, принимать её всерьёз и выдерживать.

Говорить в таких случаях можно: «Ты расстроилась. Не получилась буковка «е». И теперь ты злишься. Вижу, как тебе плохо. Я с тобой» или «На танцах что-то не получилось, и ты огорчилась, расплакалась. Дорогая, мне так жаль. Давай обниму тебя? Будет полегче».

Контейнирование – это не «волшебная палочка», которая убирает детские слёзы. Это инструмент, который помогает развиваться детской психике и работает «на будущее».

2. Используйте то, что получается дома, и вне его.

Если дома у вашей девочки как-то получается контролировать свои эмоции, если вы нашли какие-то способы ей помогать, то, с помощью чего вы или она это делаете, можно переносить и в жизнь за пределами дома.

Например, подсказать педагогу по танцам слова, которые могут успокоить вашу девочку. Уверена, сказать их расстроившемуся ребёнку не так трудно и на них не потребуется колоссально много времени.

Или же обсудить с дочкой, как она сама может себе помогать за пределами дома, если понимает, что сейчас будет плакать: подышать, закрыть глазки, попрыгать. Цель этого не в том, чтобы подавить эмоции, а в том, чтобы чуть-чуть попридержать их и донести до вас: чтобы поделиться, получить вашу поддержку и утешение.

Если пока что ваша девочка не может замечать свои эмоции, не понимает, что это, важно потихоньку знакомить её с чувствами, развивать эмоциональный интеллект: что такое грусть, злость, страх радость, как они ощущаются, в какие моменты возникают, о чем говорят и т.п.

Подробнее о том, что такое эмоциональный интеллект и как его развивать, вы можете найти в следующих статьях нашего Портала:

Эмоциональный интеллект    

Воспитание и эмоции

Эмоциональный рост

По последней ссылке вы найдёте игры для развития эмоционального интеллекта. Попробуйте их все, вне зависимости от того, для какого возраста они предлагаются. Просто немного модифицируйте те, что для совсем малышей, под вашу дочку и её уровень развития на данный момент.

Плюс, рисование (как и любые другие арт-терапевтические практики, например, лепка, танец, песня) – отличный инструмент для работы с эмоциями. Вы можете попросить дочку нарисовать свои чувства, особенно те, что вызывают крик, слёзы, когда что-то не получается. И после вместе поговорите о них, о том, какие они для ребёнка, что хотят, как проживаются телесно. Постепенно, в результате таких разговоров, эмоции становятся более управляемыми. Их можно будет замечать как то, что происходит с ребёнком, но не «накрывает», не захватывает. Особенно если вы подсказываете, что с эмоциями и чувствами можно делать, как себе помогать их чувствовать, проживать, использовать на благо.

3. Навык самоконтроля формируется дольше всего.

Есть данные, что зоны мозга, которые отвечают за самоконтроль, окончательно созревают лишь к 21-24 годам. В школьном возрасте вы можете вводить в жизнь ребёнка как можно больше игр, где ей нужно себя сознательно остановить (бегать и замереть в позе животного/дерева/предмета по вашему сигналу, игры наподобие «горячей картошки» или «болота», раскраски). Так, опосредованно, вы помогаете мозговым механизмам использовать определённые функции, укрепляете нейронные контуры, ответственные за саморегуляцию.

Однако есть ситуации, когда в домашних условиях помочь ребёнку трудно. Поэтому кроме всего того, что я описала выше, я рекомендую вам обратиться к детскому психологу, а ещё лучше – к нейропсихологу. Нейропсихолог – это специалист, который как раз занимается развитием мозговых процессов, если вдруг какие-то из них нуждаются в коррекции.

На нашем Портале вы можете найти контакты бесплатных служб в разных городах:

Учреждения социального обслуживания семьи и детей

Желаю вам удачи! Всего доброго.   

Лилия Серёгина,
Психолог Портала «Я – родитель»