Как общаться с приемным ребенком, если вас не устраивают черты его характера?

Как общаться с приемным ребенком, если вас не устраивают черты его характера?

Вместе с радостью родительства приемный ребенок приносит в дом и всё то, чем его наделила природа и чему научили люди: особенности нервной системы, привычки, манеры, убеждения, интересы и склонности. К сожалению, не всё из этого багажа однозначно понравится новым родителям.

Плохое поведение или несносный характер?

Когда приемные родители приходят к психологу с назревшей проблемой, у них уже, как правило, сложилось стойкое мнение о неисправимости вверенного им на воспитание ребенка. Рассказывая о характере детей, многие родители говорят слишком обобщенно, не выделяя каких-либо отдельных неприятных качеств. А если их попросить об этом, начинаются жалобы с приведением конкретных примеров: чересчур возбудим; слишком упряма; ленив; врет, как дышит…

«У нее совершенно дурной характер, – жалуется новоиспеченная приемная мама. – Она на месте не сидит ни минуты, везде лезет, ворует! Всё, что ей понравится, тащит к себе под кровать и прячет там в коробку». Говоря о характере, родители склонны приводить примеры проступков детей, их поведения, с которым сложно справиться.

Очень важно рассмотреть за повторяющимися поступками сами качества. В примере с девочкой родитель выделил как минимум два свойства: гиперактивность и склонность к воровству. Но можно ли считать это качествами характера? Ведь избыточная активность ребенка и его расторможенность могут быть следствием проблем со здоровьем, которые необходимо лечить у невропатолога. А тяга ребенка к «прекрасному» вполне может оказаться реакцией на перемещение в новый дом, где в доступных местах так много всякого интересного и красивого, чего у нее отродясь не было.

Так что, прежде чем начинать борьбу с несносным характером, необходимо установить причины отклоняющегося поведения и, по возможности, нивелировать их.

Выявить причины и повлиять

Процесс привыкания к новой семье сам по себе не может не отразиться на повседневном поведении ребенка. В этот период было бы поспешно судить о характере вообще и о его особенностях в частности, пока ребенок не проживет в новых условиях хотя бы год. При грамотном подходе к воспитанию многие «черты характера», проявляющиеся на этой стадии, могут впоследствии благополучно сойти на нет. Например, четко обозначенные правила семьи, права и обязанности каждого ее члена могут приучить ребенка к выполнению своих повседневных обязанностей без всякого возмущения, а знание о границах своих прав даст ему ощущение стабильности и значительно снизит тревожность – со временем ребенок станет спокойнее и покладистее. А такие неудобные черты, как агрессивность, раздражительность, вспыльчивость, импульсивность, замкнутость, окажутся всего лишь временными реакциями ребенка на то, что он оказался в новой для него среде.

Еще одна значимая причина многих несовпадений в характерах родителей и приемных детей – особенности здоровья и развития. И это уже действительно основательный фундамент для формирования характера человека. Прежде всего на характер влияет врожденный тип нервной системы. Он определяет темперамент ребенка: будет ли он веселым сангвиником или раздражительным флегматиком. Родителю – яркому холерику, наверное, сложно будет найти подход к ребенку-меланхолику: ему может не нравиться в ребенке молчаливость, застенчивость, ранимость, плаксивость. Людям с крайними проявлениями темпераментов всегда сложно друг с другом – и не только в детско-родительских отношениях.

Очень влияет на характер то, как и где ребенка обучали, развивали. Чаще всего дети-сироты отстают в развитии от большинства своих сверстников. Наверстать упущенное можно только в ограниченных пределах – всё зависит от возраста и природных задатков, потенциала ребенка. В большинстве своем пришедшие из детских домов дети не могут радовать своих замещающих родителей разносторонними интересами, силой воли, усидчивостью. Родителей может раздражать их безынициативность, лень и многое другое, что на самом деле хотя бы отчасти, но поправимо. Если новым родителям удастся пробудить в ребенке интерес к знаниям и стремление к достижениям, они увидят, что его лень как «черта характера» благополучно растворилась.

Прошлый опыт таких детей – широкое поле для развития различных форм трудного поведения и привычек, неудобных для окружающих. Приведу пример. Сестра и брат дошкольного возраста, прожив в семье матери, промышляющей древней профессией, успели получить мощную психологическую травму, которая, когда они попали в приемную семью, проявилась «ранней сексуальной распущенностью»: они запросто не только выражались недетскими словами, но и совершали поступки и движения, шокирующие взрослых. Их первая прикмная мама сначала посчитала это плохим характером, потом – заболеванием, а в конечном итоге вернула детей обратно в детский дом. Дети попали в другую приемную семью, и там их «неприятные особенности» постепенно стали угасать.

Если «черты характера» поддаются коррекции – это уже не характер. Хотя особенности, заложенные в прошлом ребенка, требуют внимательного и последовательного подхода и психотерапии, чтобы не превратиться в свойства личности.

К сожалению, бывает и так, что новоиспеченные родители сами закладывают фундамент для формирования неудобных свойств в детях. Например, слишком большое желание устроить ребенку затяжной праздник после вселения в семью может обернуться нарушением границ и субординации в семье – ребенок впоследствии не поймет и не примет, когда на него «вдруг» возложат какие-либо обязанности

Другая крайность – жесткие, требовательные родители с высокими ожиданиями по отношению к ребенку могут спровоцировать у него развитие невротических проявлений: повышенную тревожность и возбудимость из-за постоянного перенапряжения, агрессию, замкнутость, плаксивость, апатию и многое другое. Очень важно самим не сделать ребенка «неудобным»!

Подстроиться – лучший метод

Прежде чем начинать воспитательный процесс, необходимо прислушаться к себе, к своим ожиданиям от приемного родительства и уже на этом этапе отгородить себя от чего-то неправильного, призвав на помощь мудрость для поиска наиболее правильного подхода к ребенку.

Если у вас с ребенком оказались действительно совсем разные темпераменты, то, конечно, совершенно неправильно ожидать от гиперактивного ребенка повсеместного спокойствия и покладистости, а от флегматичного – веселой активности, легкости и энергичности. Но, зная особенности своей нервной системы, взрослый может скорректировать свое поведение, потому что имеет развитую волю. Ответственность за формирование отношений в этом случае лежит целиком и полностью на родителе.

Если у ребенка серьезные ограничения по здоровью, то это обстоятельство обязательно на него повлияет. Задача родителей такого ребенка – создать ему условия для развития, чтобы вместо ощущения ущербности и неполноценности ребенок испытывал успешность и востребованность. Тогда замкнутость, угрюмость и лень уступят место открытости, доверию и активности.

Родителю также полезно подумать над вопросом: «А что во мне может не нравиться моему ребенку?..»

Взглянуть под другим углом

Если же у ребенка действительно есть врожденное свойство характера, с которым вам трудно справиться, можно, взяв его за основу, увидеть в этом не помеху, а ресурс. Ведь то, что мы воспринимаем как детское упрямство, вполне может перерасти в упорство, помогающее добиваться благих целей.

Хитрость, как это ни странно звучит, – это один из признаков интеллекта. Ребенок, быстро научившийся хитрить, возможно, обладает высоким интеллектуальным потенциалом. Используйте это качество и развивайте, насколько возможно. Но давление на совесть, завышенные требования и прочие деструктивные методы воспитания направят все природные задатки таких малышей на совершенствования в искусстве лжи и обмана.

Легкость детей в общении (граничащая у маленьких сирот с неразборчивостью в контактах), которую так боятся некоторые родители, впоследствии может оказаться прекрасным качеством для успешной социализации, умением устанавливать контакты с другими людьми.

То, что мы называем нерешительностью, для маленьких детей вполне нормально, и при грамотном подходе может развиться в осмотрительность. Такой ребенок, повзрослев, не будет совершать необдуманных поступков, которые чреваты тяжелыми для него последствиями.

Болтливость – вообще прекрасное качество для ребенка! Вербальные навыки ни одного человека еще не сделали несчастным, а совершенствовать их можно только на практике.

Елена Турлина

Еще по теме

Комментарии:
Социальные сети
Вопрос специалисту
Фильтр
Возраст:
Темы: