«А можно я пойду гулять сам?», – с таким вопросом ребенка со временем сталкивается любой родитель. В голове проносится: «Не рано ли его отпускать одного? Как он там справится без меня? Не лучше ли, если он просто посидит дома?» Постараемся разобраться, почему это «не лучше».
Когда позволить ребенку выйти за пределы дома одному, зависит от его сознательности и подготовленности. Большинство родителей отпускают детей лет с 10-11, некоторые приучают к самостоятельности сразу, как только ребенок вступает в школьный возраст – с 7-8 лет. Однако есть и те родители, которые не готовы отпускать детей до 16-18 лет.
«Я Родитель» даже провел опрос на эту тему, результаты которого вы можете узнать из нашего видеосюжета.
Мы волнуемся за своих детей, и это нормально, но часто родители склонны преувеличивать опасность. Нам кажется, что на улице у каждого подъезда подстерегает маньяк, а детей крадут сразу же, как только они выходят за ворота школы. Масла в огонь подливают СМИ, активно муссирующие разные «страшилки». Как результат, многие современные родители, которые сами уже в шесть лет гуляли с ключом на шее, считают – пусть лучше дитё сидит дома и ходит со мной за руку, поэтому ребенок, который рано или поздно сталкивается с действительностью, оказывается настолько беззащитным и неподготовленным, что не способен справиться с элементарными бытовыми ситуациями. Самостоятельность и ответственность не появятся сами по себе в 18 лет, если родители этим вопросом не занимались и предпочитали держать ребенка «под колпаком».
Особенно от родительских страхов страдают подростки, потому что в переходном возрасте общение со сверстниками и совместные прогулки начинают приобретать особую значимость. Подросток пытается найти своё место среди других и ответить на вопрос «кто я?», учится жить по правилам коллектива, заслуживать доверие и уважение товарищей. Это настоящая жизненная школа, шаг во взрослую жизнь, поэтому противостояние родителей в стиле «Ты никуда не пойдешь!» вызывает лишь агрессию со стороны подростка и приводит к осложнению отношений. «Он попадет в плохую компанию!», - опасаются родители. Но отучить ребенка от «неподходящих друзей» в подростковом возрасте уже практически невозможно. Чтобы подверженность «плохому влиянию» была минимальна, к переходному возрасту ребенок должен уметь разумно пользоваться своей свободой, распознавать опасные ситуации и брать на себя ответственность за происходящее с ним.
Развитие самостоятельности и ответственности начинается с самого раннего возраста, когда ребенок в 2-3 года заявляет: «Я хочу сделать это сам!», когда мы учим его самообслуживанию, когда у него появляются обязанности по хозяйству, когда он впервые остается дома один. Но ключевым опытом является умение находиться одному за пределами дома: когда ребенок начинает гулять во дворе без присмотра родителей, ходить самостоятельно в школу и за покупками в магазин, ездить через весь город на курсы или в кружки. Как бы «страшно» это ни звучало.
Представьте ситуацию, когда школьник переходит дорогу за руку с мамой или когда он делает это самостоятельно. В первом случае ему не обязательно следить за дорожной ситуацией, потому что это ответственность родителя. И совсем другое дело, когда он должен сам обеспечить себе безопасность, «включить» внимание, проанализировать ситуацию, принять решение. Только в этом случае ребенок начинает брать ответственность на себя.
Вместо того, чтобы бояться, что ребенок попадет в неприятную ситуацию, лучше задать себе вопрос: «А что я сделал для того, чтобы он умел избегать проблем? Научил ли я его жить за пределами родительского гнезда?»
Все основные страхи родителей - нежелательное общение с незнакомцами, безопасность на дороге, плохая компания – это не причина оставить ребенка дома, а повод научить его справляться с подобными ситуациями.
Ребенку нужен опыт реальной жизни, иначе как он научится ориентироваться в окружающем мире, разбираться в людях, понимать, с кем можно общаться, а кого следует избегать?
Тему безопасности с ребенком необходимо обсуждать. Причем ни один раз. Главное - не переусердствовать. Например, некоторые родители настолько тщательно готовят ребенка к встрече с незнакомцами, что потом ребенок получает невроз, ночные кошмары и начинает бояться всех взрослых вообще. При объяснении правил безопасности, запугивание – не лучший инструмент. Подойдите к этому вопросу здраво.
Время от времени напоминайте ребенку:
Ребенок должен:
Как сформировать у ребенка навыки безопасного общения с незнакомыми людьми
Как ребенку вести себя с незнакомыми людьми
Конечно, не нужно завтра же покупать шестилетнему ребенку проездной на метро и отправлять одного на другой конец города. Начните с малого. Например, в раннем возрасте ребенку будет достаточно сходить с поручением к знакомым из соседнего подъезда. Увеличивайте «сложность» задачи постепенно, главное - помните, что организовать безопасную прогулку всегда возможно:
Ребенок может гулять во дворе или рядом с домом, так, чтобы его было видно из окна.
Если решились отправить ребенка в магазин, сначала выбирайте самый ближайший, чтобы не нужно было переходить дорогу с оживленным движением.
У многих школы находятся в пешей доступности, пусть ребенок ходит самостоятельно. Договоритесь с одноклассниками, которые живут поблизости, чтобы дети ходили вместе.
Если ребенок ходит к репетиторам, постарайтесь найти их в ближайших домах, чтобы он мог туда добираться без сопровождения.
Позвольте ребенку гулять самостоятельно в небольших населенных пунктах, например, на даче или в деревне.
У современных детей достаточно мест, куда они могут пойти – парки, кинотеатры, музеи, развлекательные центры (в том числе специально организованные закрытые места, например, города профессий). Пусть дети доедут туда в сопровождении одного взрослого, который будет держаться в стороне от компании и приходить на помощь только при необходимости. На месте позвольте детям действовать самостоятельно и гулять с друзьями без вашего сопровождения, подождите в кафе около выхода.
Если вы хотите научить ребенка ездить самостоятельно на дальние расстояния (в спортивную школу/дом творчества), то в первое время его необходимо сопровождать, показывая дорогу и объясняя, где требуется особое внимание. Затем дайте возможность ребенку всё сделать самостоятельно, а сами находитесь поблизости (например, отпустите ребенка метров на 10 перед собой). Когда ребенок начнет ездить без вашего сопровождения, договоритесь, чтобы он перезванивал вам, когда доберется до места.
Опыт самостоятельных прогулок – бесценен. Предоставляйте ребенку разумную свободу, и он будет расти социально адаптированным, независимым, здравомыслящим человеком, который привык рассчитывать на свои силы.
Ирина Корнеева