Вопрос специалисту
Приобщение детей дошкольного возраста к совместной деятельности

Приобщение детей дошкольного возраста к совместной деятельности

Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu.ru» — http://psyedu.ru/journal/2015/1/Shmidt.phtml[Представления педагогов ДОО об условиях создания эффективной совместной деятельности дошкольников при выполнении продуктивных задач / 2015-1]

Приобщение детей дошкольного возраста к совместной деятельности позволяет своевременно научить ребенка эффективным средствам решения продуктивных задач различной сложности в кооперации с другими детьми. В статье приводятся результаты исследования представлений педагогов дошкольного образования о создании условий, способствующих формированию у детей дошкольного возраста навыков совместной деятельности со сверстниками. В работе освещаются аспекты педагогического общения воспитателя, сформированности и структуры профессиональных навыков, необходимых для развития эффективной совместной деятельности детей дошкольного возраста. На основе исследования, которое проводилось методом фокус-групп и анкетирования педагогов, выявлены представления педагогов о средствах организации самостоятельного совместного группового решения продуктивных задач детьми и роли отношения педагога в развитии совместной деятельности детей дошкольного возраста. Уделяется большое внимание личностным и профессиональным качествам педагога в приобщении дошкольников к совместной деятельности с окружающими.

Дошкольное детство – это возраст активного освоения социальных навыков и представлений о мире. Роль взрослого в передаче социальных знаний и умений сложно переоценить. Ребенок постигает мир при взаимодействии со взрослым, и направленное педагогическое воздействие является определяющим в формировании представлений ребенка об этом мире. Это касается и формирования навыков совместной деятельности. Однако до настоящего времени позиция взрослого почти не исследовалась как целостный феномен, системное явление, фактор, определяющий и закладывающий основы формирования у ребенка способности и умения осуществлять совместную продуктивную деятельность со сверстником.

На современном этапе развития общества отмечается особая значимость изучения взаимодействия внутри детских коллективов в детском саду. Актуальный социальный запрос направлен на формирование у детей дошкольного возраста субъектной позиции, умений и навыков взаимодействия в детских коллективах при решении, в том числе, продуктивных задач. Учитывая, что пребывание ребенка в детском дошкольном учреждении – важный по продолжительности и влиянию на развитие личности период, особую значимость приобретает психолого-педагогическое воздействие на детей этого возраста в данных учреждениях. Понимая значение педагога в процессе воспитания дошкольников, мы провели исследование, направленное на изучение представлений педагогов о создании условий, способствующих формированию у детей дошкольного возраста навыков совместной деятельности, а также о том, что препятствует формированию таких навыков.

Группа детского сада отличается от любых других форм воспитания дошкольника – таких, как домашнее воспитание, няни, группы временного пребывания, – именно совместным соприсутствием детей на одной территории ежедневно в течение длительного времени. Это пространство, в котором формируются первые детские объединения, где у детей появляется возможность совместного решения тех или иных задач, определения инструментальных и эмоциональных ролей, построения различных объединений как на уровне личной симпатии, так и на уровне эффективности того или иного участника в решении различных задач. Такая специфика организации пространства порождает интерес к вопросам общения, взаимодействия, игры, сосуществования детей в процессе обучения, решения учебных задач. Первое самостоятельное социальное взаимодействие с чужим взрослым и со сверстниками появляется у ребенка именно в группе детского сада. Приобретенные в дошкольном возрасте навыки совместной деятельности, сотрудничества, конкуренции, выстраивания взаимодействия со сверстником и чужим взрослым имеют очень большое значение для дальнейшей социализации.

В настоящее время основные усилия родителей дошкольников, а вслед за ними и ДОО, направлены на познавательное развитие детей, в частности на подготовку к школе. Эта работа зачастую отнимает у воспитателей и дошкольников возможность развивать навыки взаимодействия ребенка с окружающими детьми и взрослыми. В частности, современные дошкольники крайне редко играют вместе и в большинстве своем испытывают трудности в совместной деятельности по решению общей задачи. Очевидно, роль воспитателя в развитии детского сотрудничества является ключевой в данном аспекте.

В ХХ в. в отечественной психологии большое внимание уделялось теме взаимодействия детей дошкольного возраста со взрослым. В рамках данной темы всесторонне рассматривалось взаимодействие детей с родителями и с педагогами в организациях среднего, специального и высшего образования. В данный период выявляется очевидный дефицит исследований, посвященных изучению группового взаимодействия внутри детских коллективов дошкольных учебных заведений.

В последнюю четверть ХХ в. особенно активно изучали взаимодействия детей дошкольного возраста друг с другом и позиции воспитателя в общении с детьми, определяющие степень эффективности взаимодействия детей друг с другом. Предлагались характеристики позиций воспитателя, оказывающих влияние на взаимодействие детей: по направленности – организационно-деловые и организационно-воспитательные; по форме высказывания педагога – в зависимости от функции «принуждение/убеждение» и степени доброжелательности. Кроме того, были определены характеристики группового взаимодействия детей и характеристики совместной деятельности детей дошкольного возраста, социально-психологическая характеристика микрогрупп детей.

Дошкольной педагогикой и психологией многое сделано в исследовании данных вопросов, но, тем не менее, остается много неизученных зон. Например, какими средствами, каким отношением педагога определяется эффективность совместной деятельности детей дошкольного возраста.

Нас заинтересовало представление педагогов об организации самостоятельного совместного группового решения продуктивных задач детьми младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Мы стремились выяснить, считают ли воспитатели детских садов возможным и нужным организовывать самостоятельное совместное решение продуктивных задач дошкольниками, а также – какими средствами и профессиональными знаниями обладают педагоги для организации совместной деятельности детей, что считают ресурсами и ограничениями на пути к организации группового решения продуктивных задач.

Наше исследование проводилось методом фокус-групп и анкетирования педагогов. Ниже мы опишем результаты, связанные с субъектной позицией педагога, сформированностью и структурой профессиональных навыков, необходимых для создания и построения эффективной совместной деятельности детей дошкольного возраста. <...> Обработка результатов анкетирования показала, что в массе своей воспитатели ДОО не готовы к обучению детей навыкам совместной деятельности, у педагогов не сформировано представление о процессе подготовки и организации групповой работы детей. Стоит отметить малочисленность педагогов, берущих на себя полную ответственность за формирование детской общности.

Довольно велико число тех педагогов, которые рассматривают процесс организации совместной деятельности детей как взаимопонимание, процесс, разделенный между детьми и педагогами. С нашей точки зрения, данный подход неэффективен, поскольку именно взрослые (в частности, педагоги), а не дошкольники, создают благоприятную обстановку для приобщения детей к общению и взаимодействию с окружающими. Подавляющее большинство педагогов (72 %) при организации групповой работы с детьми не считают важным понимать цели и задачи взаимодействия, учитывать интересы детей. Треть педагогов подчеркнули важность умения понимать ребенка (30,4 %) и играть с ним (35 %). Эти данные говорят о том, что у большинства педагогов ДОО не сформировано четкое представление о принципах организации совместной деятельности детей. Крайне малая часть педагогов уделяют внимание таким свойствам и качествам педагога, как творческий, профессиональный и личностный потенциал, доверие к детям, а также необходимости организовать условия для групповой работы с детьми.

При анализе результатов анкетирования по вопросам мотивации и профессионального настроя педагога на развитие у дошкольников сотрудничества выявлено, что педагоги отмечают важность умения заинтересовать детей (80,8 %), умения организовать работу и игру детей (61,6 %). Примечательно, что ни один респондент не отметил важность и значимость профессионального настроя педагога. Мы обратили внимание на то, что все опрошенные педагоги говорили о важности любви к детям, однако, затруднились сказать, как любовь проявляется в практической работе с дошкольниками. Очевидно, любовь заключается в принятии ребенка и эмоциональной включенности в воспитательный процесс.

Результаты нашего исследования показали, что педагоги дошкольных учреждений признают возможность организации эффективной совместной деятельности детей дошкольного возраста при решении продуктивных задач, имеют представления о необходимых для этого ресурсах. Воспитатели отмечают факторы, затрудняющие процесс развития детского сотрудничества. К ним относят: трудоемкость и энергозатратность этой задачи, нехватку профессиональных навыков педагогов в данной деятельности, необходимость пересмотра профессиональной позиции педагога, перехода от субъект-объектного к субъект-субъектному взаимодействию с детьми дошкольного возраста, а также необходимость развития профессионально важных личностных качеств (терпение, умение быстро переключаться с одной деятельности на другую вслед за инициативой ребенка, доверие к ребенку, вера в его возможности и способности, готовность к сотрудничеству с детьми и т. д.).

Источник: http://psyedu.ru/