Вопрос специалисту
Развитие социальной одаренности в сфере дополнительного образования детей

Развитие социальной одаренности в сфере дополнительного образования детей

Портал «Я-родитель» публикует статью Виктора Голованова «Развитие социальной одаренности в сфере дополнительного образования детей» по материалам международной научно-практической заочно интернет-конференции «Технология развития социальной одаренности детей и молодежи», по итогам которой в 2012 году в Ярославле был выпущен одноименный сборник.

Библиографическое описание: Голованов В. П. Развитие социальной одаренности в сфере дополнительного образования детей [Текст] / В. П. Голованов // Материалы международной научно-практической заочной интернет-конференции «Технология развития социальной одаренности детей и молодежи» (г. Ярославль, 2012 год) – Ярославль: Технология развития социальной одаренности детей и молодежи, 2012. – С. 32-39.

«Слишком много на свете людей,
которым никто не помог пробудиться»

А. Экзюпери

Цель всякого воспитания – человек, полнота его духовной жизни; проектирование и созидание собственной жизни как субъекта социально-исторического процесса; осознание своей включенности в глобальные земные и космические, вселенские процессы. Формирование человека как личности требует от общества постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм. Такая практика преобразования сложившихся форм воспитания немыслима без опоры на научно-теоретическое психологическое знание закономерностей развития ребенка в процессе онтогенеза, ибо без опоры на такое знание существует опасность возникновения волюнтаристского, манипулятивного воздействия на процесс развития, искажения его подлинной человеческой природы, техницизм в подходе к человеку.

Основным содержанием воспитания сегодня становится обеспечение процесса социализации и саморазвития, самоорганизации на основе технологий и средств педагогической поддержки. Сегодня, равно как и в начале прошлого века, весьма актуальны слова известного педагога, ученого и деятеля народного образования России В.П. Вахтерова, утверждавшего, что «сила страны не в пространстве, даже не в числе людей, а тем менее в количестве войск; сила страны в числе просвещенных, энергичных, трудоспособных, стойких деятелей, а это дело воспитания и образования». И хотя элементы гражданского общества находятся пока на стадии не столь значительного проявления, образование во всех его видах своими способами включается в процессы их становления. С тех пор, как современная педагогика взяла курс на личностно-ориентированные концепции и технологии развития личности ребенка, проблема детской одаренности проявилась наиболее ярким образом. Сегодня постоянно звучит тема развития одаренности и таланта детей, она отражена в нормативных документах исполнительной и законодательной власти. Без освещения данной проблемы не обходятся и средства массовой информации. А главное –одаренность детей занимает значительное место в психолого-педагогических исследованиях. На протяжении последних пяти лет проведено уже несколько международных, всероссийских и региональных научно-практических конференций, посвященных одаренности детей. Действительно, проблематику, связанную с развитием детской одаренности можно назвать одной из самых интересных и актуальных в современной педагогике и психологии. Детство – развивающийся общественно-значимый мир, главным смыслом которого является взросление – освоение, присвоение, реализация взрослости. Приобщение детей к социальному опыту является значимым для общества. Во всем мире принято уделять особое внимание детству, и от того, как пройдет социализация, зависит будущее детей, а значит, и будущее страны. Термином «одаренные дети» обычно обозначается особая группа детей, опережающих сверстников в развитии. Второй термин – «детская одаренность», напротив, не предполагает селекции, а указывает на то, что каждый индивид имеет определенный интеллектуально-творческий потенциал. Известно, что человечество давно задумывается о природе детской одаренности, считая ее случайным, непредсказуемым явлением. Само слово «одаренность» в буквальном смысле означает «подаренные способности». В современных условиях возрастает и интерес к проблеме социальной одаренности, к феномену лидерства как одного из возможных проявлений социальной одаренности. Этот интерес обусловлен потребностью современного общества в людях, которые, развивая собственную деятельность, были бы способны стимулировать прогресс в этом обществе, так как именно социально-одаренная личность характеризуется высоким качеством и эффективностью межличностных отношений. Определение социальной одаренности гласит, что это –исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Главная цель развития личности –возможно более полная реализация человеком самого себя, своих способностей и возможностей, а также самовыражение и самораскрытие. Но эти качества невозможны без участия других людей, они абсолютно невозможны в изоляции и противопоставлении себя обществу, без обращения к другим людям, предполагающего их активное соучастие в этом процессе. Таким образом, основными психологическими качествами, лежащими в основании развитой личности, являются активность, стремление к реализации себя и сознательное принятие идеалов общества, превращение их в глубоко личные для данного человека ценности, убеждения, потребности. Социальная одаренность выступает как предпосылка высокой успешности в нескольких областях, она предполагает способности понимать, любить, сопереживать, ладить с другими, что позволяет быть хорошим педагогом, психологом, социальным работником. В этой связи, если говорить о понятии социальной одаренности детей, то необходимо отметить, что она, безусловно, охватывает широкую область проявлений, связанных с легкостью установлений и высоким качеством межличностных отношений, позволяющие быть лидером, то есть проявлять социальную одаренность. Ведь успеха в жизни часто добиваются не те, у кого высокоразвитые интеллектуальные способности, а люди, как правило, обладающие свойством легко вступать в общение, устанавливать благоприятные межличностные отношения. Таким образом, основа успешности в социальной среде во многом зависит от социальной одаренности человека.

Сфера дополнительного образования детей занимает особое место в развитии социальной одаренности. Рассматривая проблемы развития социальной одаренности в сфере дополнительного образования детей, мы исходим из стратегии социального развития человека (по И.А. Липскому). Суть этой стратегии заключается в том, что ребенок в процессе своей жизнедеятельности развивается не только физически, психически и т.д., но и социально; причем, все виды его развития проявляются в социальном взаимодействии, во взаимодействии с социумом в узком смысле слова, а в широком – с обществом в целом. Качество этого взаимодействия (гармоничное или дисгармоничное) и есть результат воспитания.

Новой ценностью дополнительного образования детей является его субъектность, которая есть проявление внутренней направленности и избирательности личности во взаимоотношениях с окружающей действительностью. Ее можно понимать, как внутреннюю свободу человека делать свой выбор и быть ответственным перед собой. Именно дополнительное образование детей в отличие от всех других типов образования всеохватно по своему содержанию, оно в состоянии удовлетворять самые разнообразные интересы личности. Именно поэтому современное дополнительное образование детей и рассматривается как пространство расширения возможностей развития личности.

В условиях реализации ФГОС возрастает роль внеурочной деятельности в образовательном процессе, а это означает, что общеобразовательное учреждение (школа) не является сегодня единственной средой для подготовки ребенка к самостоятельной жизни. Такой средой сегодня является прежде всего система дополнительного образования детей, которая способна обеспечить одаренному ребенку системную и методичную, профессионально грамотную поддержку его одаренности на всех этапах: открытие, развитие и успех.

Современное дополнительное образование детей, обладая воспитательным потенциалом, объективно создает условия и возможности для развития социальной одаренности воспитанников, так как представляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом индивидуальных наклонностей. Эффективной возможностью проявления одаренности является именно свобода выбора ребенком желаемого вида деятельности. Дополнительное образование детей как особый социально-педагогический феномен гарантирует детям возможность непрерывного развития своих способностей, в том числе и неординарных. Согласно нормативам, система дополнительного образования детей ориентирована в основном (что не отрицает исключения) на детей в возрасте от шести до восемнадцати лет, обеспечивая ребенку возможность пройти все этапы развития одаренности – от выявления через становление до успеха. Именно поэтому проблема развития детской одаренности в условиях учреждения дополнительного образования детей в настоящее время наиболее актуальна. Отметим, что в дополнительном образовании детей основное значение имеет не столько качество знаний, сколько разностороннее развитие человека как личности, которая ориентируется в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей, способна к активной деятельности, к нестандартному мышлению, к социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию, самоорганизации и самосовершенствованию. Важным условием продуктивности этого процесса выступает его цельность, организационное и содержательное единство, взаимосвязь и преемственность, основанные на единой методологии педагогики дополнительного образования. При этом образовательный процесс каждого уровня выстраивается с учетом возрастных и целевых особенностей его участников, а главной гарантией успеха становится максимальное использование методологических ресурсов дополнительного образования детей.

Принципы добровольности и вариативности дополнительного образования детей, которые рассматриваются как возможность выбора образовательной траектории и для педагога, и для воспитанника, дают право следовать за естественным развитием ребенка, опираясь на его личностные особенности, а не заданные ему извне цели и задачи. Современное дополнительное образование детей не регламентируется общими стандартами и обязательными образовательными программами, что позволяет педагогу самостоятельно формировать программно-методическое обеспечение в соответствии с конкретными образовательными запросами. Именно добровольность дает возможность формировать эффективную по содержанию, формам и регламенту образовательную среду, корректировать образовательный маршрут. Все это крайне необходимо в работе с социально одаренными детьми, так как увеличивает образовательное пространство, обеспечивает свободу передвижения в нем, индивидуализирует и оптимизирует образовательный процесс. Кроме того, создание условий для значимого выбора, нахождения самостоятельного решения и принятия ответственности за это позволяет формировать личностные характеристики одаренного ребенка, в том числе уверенность в себе и своих возможностях, а также формировать позитивный социальный опыт творческого освоения мира. Эти качества могут дать импульс познавательной активности и социально защитить талантливого ребенка, особенно в современной реальности, так как, по словам А. Маслоу, «...сегодня нужен человек творческий, который, если требуется, сможет решать проблемы без предварительной подготовки, импровизируя, доверяя себе».

Профильность, полисферность, полифунуциональность и многоуровневость дополнительного образования детей при условии выбора самим ребенком уровня и направленности деятельности в соответствии с его возможностями и интересами минимизируют неуспешность, формируют психологическую стойкость, делают интерес к выбранному занятию максимально устойчивым, переходящим в потребность в творческой деятельности на другой, более высокой ступени. Задумываясь над организацией и формами работы с детской одаренностью, педагогические коллективы образовательных учреждений дополнительного образования детей стремятся к созданию целостной системы, в которой работа творческих объединений (учебных групп) воспитанников ориентировалась бы на конкретную идею. Такой смыслообразующей идеей является идея создания среды успеха для выявления и развития личностного потенциала и творческих способностей одаренных детей, оказание им педагогической поддержки в осмыслении, проектировании и самореализации в соответствии со способностями их жизненной стратегии, ориентированной на успешную деятельность в контексте современной среды и современной культуры.

Особое значение в развитии социальной одаренности детей в условиях дополнительного образования имеет система продуктивной, творческой деятельности, основанная на внутренних мотивах воспитанников, дающая право на собственное мнение и ошибку и создающая возможность для экспериментирования. В выборе подходов к осуществлению работы с детской одаренностью принципиальная позиция в том, что в системе дополнительного образования детей не отбирают одаренных, а принимают всех детей и работают с ними в контексте деятельностной парадигмы. Сущность ее в том, что социальная одаренность проявляется в деятельности и оценивается по результатам –успехам в деятельности. Главным принципом работы с одаренными детьми в сфере дополнительного образования является принцип создания условий и предоставления возможностей для предметной творческой деятельности.

Диагностика социальной одаренности осуществляется по значимому результату этой деятельности: если ребенок с интересом включается в деятельность, начинает достигать последовательных успехов, – значит, он является социально одаренным. Именно по мотивации, которая, по мнению многих исследователей, является ключевой характеристикой одаренности личности, ведущей к продуктивной самореализации в специально сконструированной образовательной среде, и по продуктивности (значимому для ребенка результату) этой деятельности мы определим детскую одаренность. Для успешного развития социальной одаренности необходимо создание насыщенной, эмоционально богатой культурной среды учреждения дополнительного образования детей, где социальная одаренность ребенка могла бы проявиться прежде всего через мотивацию к деятельности с последующим достижением значимых для него результатов. Детская одаренность будет укрепляться и развиваться, успешно проходить кризисные состояния и обретать новое качество, если будут сделаны акценты на следующих позициях:

  • предоставлять ребенку возможности быть субъектом собственной деятельности и развивать индивидуальный познавательный опыт ребенка;
  • развивать наряду с интеллектуальной сферой одаренного ребенка его физическую, эмоционально-волевую, социально-коммуникативную сферы, поскольку законы развития для одаренных и обычных детей принципиально одни и те же;
  • достигать воспитательными мерами оптимального соотношения личностной и интеллектуальной рефлексии в каждом конкретном случае, с каждым конкретным ребенком.

Согласно Д.В. Ушакову, социальная одаренность проявляется в сфере лидерства и социальных взаимодействий. Она представляет собой сложный сплав когнитивных компонентов (общий академический интеллект, практический интеллект, социальный интеллект) и не когнитивных факторов (темперамент, личностные особенности – способность к сопереживанию, оптимизм, высокая активность, экстраверсия, справедливость, способность к принятию решений в условиях неопределенности, независимость и вместе с тем ориентация на групповые ценности, воля как твердость в реализации намерений).

Существует множество определений лидерской одаренности, в которых можно, тем не менее, выделить общие черты: интеллект выше среднего; умение принимать решение; способность иметь дело с абстрактными понятиями, с планированием будущего, с временными ограничениями; ощущение цели, направления движения; гибкость; приспосабливаемость; чувство ответственности; уверенность в себе и знание себя; настойчивость; энтузиазм; умение ясно выражать мысли.

Полагаем, что необходимо сохранять и развивать современное дополнительное образование детей в его неповторимом виде как образовательный и социальный ресурс, не только развивающий интеллектуальный потенциал государства, но и являющийся уникальным ресурсом развития социальной, творческой и других видов одаренности юных россиян, проявляющихся вне сферы познавательной деятельности.

Раскрытие способностей и талантов ребенка важно не только для него самого, но и для общества в целом: качественный скачок в развитии новых технологий повлек за собой и резкое возрастание потребности общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи, относящиеся к будущему.

Библиографический список:

  1. Вахтеров, В.П. Изб. пед. соч. [Текст] / В.П. Вахтеров. – М., 1987. – С. 325.
  2. Липский, И.А. Научный доклад «О состоянии воспитания в современной России» [Текст] / И.А. Липский. – М.: ИСВ РАО, 2009.
  3. Маслоу, А. Новые рубежи человеческой природы [Текст] / А. Маслоу // Одаренный ребенок, 2009. – № 2. – С. 6–27.
  4. Ушаков, Д.В. Социальный интеллект как вид интеллекта [Текст] / Д.В. Ушаков // Социальный интеллект: теория, измерение, исследования / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. – М.: Институт психологии РАН, 2004. – С. 11–28.

В. П. Голованов, гл. научн. сотрудник ФГНУ ИППД РАО, д.п.н.,
профессор, заслуженный учитель РФ