Одной из главных задач, стоящих перед наставником, или сопровождающим куратором, работающим с выпускником государственного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является социальная адаптация выпускника к современным условиям среды.
Несмотря на то, что в детском учреждении выпускник включен в массу мероприятий различной направленности, в жизнь он выходит с множеством проблем: не знает, как эффективно взаимодействовать с другими людьми, куда обращаться за помощью, как определить, нарушаются ли его права и, если нарушаются, то каким образом можно защитить себя.
Цели и задачи наставника
Решая проблемы своего подопечного, наставник может самостоятельно выбирать инструменты и методы работы с выпускником, учитывая физические, интеллектуальные, психологические особенности молодого человека, оказавшегося в трудной жизненной ситуации.
Для того, чтобы работа, направленная на социальную адаптацию подопечного к условиям среды, была успешной, наставник должен придерживаться нескольких правил:
не взваливать все проблемы выпускника на себя, считая, что вся ответственность за жизнь выпускника лежит на наставнике;
верить в выпускника и его возможности;
уметь внимательно слушать подопечного, предоставляя ему возможность выговориться, поделиться своими чувствами и переживаниями;
не навязывать выпускнику свое мнение, а предлагать различные варианты решения проблемы;
обговорить с выпускником правила взаимодействия и правила обращения за помощью, чтобы обе стороны не нарушали личные границы друг друга;
ставить перед выпускником задачи различной сложности, давать ему возможность получить свой собственный социальный опыт;
чувствовать настроение выпускника, уважать его чувства и строить работу в зависимости от настроя выпускника. Например, если вы видите, что ваш подопечный чем-то расстроен, то не рекомендуется в этот день ставить перед ним сложных задач. Стоит поинтересоваться, готов ли он предпринимать какие-либо шаги для решения той или иной проблемы, иначе в отношении вас будет проявлена агрессия.
Важно помнить, что успех работы наставника заключается не в том, что он сам решает все проблемы выпускника в кратчайшие сроки, а в мотивации выпускника на изменение своего стиля жизни и поведения.
Основными направлениями работы куратора являются следующие:
1. Диагностика проблем выпускника
Диагностика проблем выпускника является важнейшим направлением работы наставника, здесь могут помочь регулярные «беседы о жизни» с подопечным, которые способствуют формированию доверительных отношений.
Чтобы эффективно помогать выпускнику, надо интересоваться его мечтами, жизнью в целом – и тогда будет понятно, какая помощь ему нужна, с какими проблемами он может столкнуться в ближайшем или далеком будущем.
Например, можно спросить выпускника, как он питается. Из ответа на его вопрос станет понятно, умеет ли он готовить, рационально ли подходит к приобретению продуктов питания. Возможно, выяснится, что подопечный питается только в кафе или полуфабрикатами, которые стоят достаточно дорого. Так появится ответ на вопрос, почему выпускник постоянно испытывает нехватку денежных средств.
2. Выявление жизненных целей подопечных и работа с ними
Проблема многих выпускников государственных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заключается в том, что они не умеют ставить себе жизненные цели и предпринимать шаги к достижению этих целей.
Например, они хотят иметь высокий жизненный уровень, но не задумываются, что для этого следует получить хорошее образование, развивать свои профессиональные компетенции, много трудиться, уметь устанавливать долгосрочные контакты с людьми различных социальных групп.
Поэтому в работе с ребятами, которые обучаются в учреждениях профессионального образования, необходимо говорить о том, что без профессиональных навыков нет успешного профессионального будущего.
Расскажите подопечному, что, пропустив учебные занятия вместе с другими обучающимися по принципу «они ушли с урока – и я ушел», можно в будущем упустить возможность трудоустройства на хорошую работу. И если другие обучающиеся могут надеяться на поддержку своей семьи после окончания обучения, то выпускник детского учреждения может надеяться только на самого себя.
3.Содействие в формировании информационных и социально-правовых компетенций у выпускника детского дома
Формировать данные компетенции можно с использованием форм групповой и индивидуальной работы. Используя индивидуальную форму работы, можно совместно с выпускником заняться поиском правовой информации в сети Интернет, составлением и отправлением писем через виртуальную приемную, составлением резюме для устройства на работу.
Совместно со специалистами службы сопровождения детского дома можно организовать групповые информационно-правовые встречи для выпускников, исходя из их обращений. Преимуществами организации групповых встреч является межведомственное взаимодействие специалистов, адресное рассмотрение трудной жизненной ситуации выпускника, активизация внутренних ресурсов выпускника.
В ходе осуществления своей деятельности куратор выпускника решает различные задачи, что позволяет ему развиваться личностно и профессионально. Быть куратором выпускника детского дома – сложная работа, но куратор всегда должен помнить о том, что его деятельность важна для общества, ведь благодаря его труду увеличивается доля выпускников детских государственных учреждений, у которых есть успешное будущее.
Екатерина Паничева