Вопрос специалисту
«Технологии работы психолога с отцами, как одно из направлений развития школы осознанного родительства»

«Технологии работы психолога с отцами, как одно из направлений развития школы осознанного родительства»

Библиографическое описание: Ларечина Е. В. Технологии работы психолога с отцами как одно из направлений развития школы осознанного родительства [Текст] / Е. В. Ларечина // Молодой ученый. — 2014. — №15. — С. 234-235.

Данная статья посвящена рассмотрению способов работы детского и семейного психолога с родителями и теми, кто собирается ими стать, по теме «Отцовство».

Если мамы пестуют своих детей, то папы — воспитывают. Папы редко ругают и меньше подвержены эмоциям, с папами хорошо делать уроки и играть. И вообще, все знают, что папа строгий, но справедливый. А еще папа дарит спокойствие и уверенность, что все всегда будет хорошо.

Какое прекрасное высказывание! Но, к сожалению, на сегодняшний день всё меньше семей в нашей стране могут адресовать подобные слова своим главам семейств. Отцы всё чаще становятся пассивными участниками семейной жизни, либо совсем отсутствуют в ней.

В связи с этим, актуальной задачей современной психологии и педагогики родительства становится воспитание будущих отцов, а также поддержка и помощь состоявшимся отцам.

Ролью отца в воспитании и развитии ребенка интересовались ещё исследователи прошлого. Еще в начале XX века, в рамках аналитической психологии, именно роль отца, а не матери рассматривалась в качестве центральной фигуры, определяющей психическое развитие человека (Фрейд З. 1997). Затем, в 40–50 годы прошлого столетия, в связи с историческими событиями, возрос интерес к диаде «мать - ребёнок». Интерес к этой теме по сей день доминирует в научных кругах и популярной литературе.

Несмотря на актуальность проблематики, тема отцовства остается малоизученной и слабо разработанной в программах «Школы родительства».

Более девяти лет, в рамках работы над темой «Осознанное родительство», мною были собраны из различных литературных источников и разработаны технологии, способствующие повышению и закреплению ценности отцовства в семьях детей раннего и дошкольного возраста.

Технологии осознанного отцовства Литература
1. Игры — стимуляции в период беременности женщины Девид Чемберлен Разум вашего новорождённого ребёнка М: «Класс»2005г.
2. Развивающие занятия «Вместе с папой» в раннем и дошкольном возрасте Е. В. Ларечина Развивающие занятия для родителей и детей Психолого-педагогическая программа «Счастливый малыш» СПб, «Речь» 2012г.
3. Праздник «День Отца» Е. В. Ларечина Психолого-педагогическая программа «Счастливый малыш» СПб, «Речь» 2012г.
4. Театрализация сказок подчёркивающих ценность отцовства Е. В. Ларечина Развивающие занятия для родителей и детей Психолого-педагогическая программа «Дитятко» СПб, «Речь» 2012г.
5. Семинар-тренинг «Отец — звучит гордо!?» Программа проходит на базе ИПП «ИМАТОН» Санкт-Петербург

Задача матери - сформировать поле контакта для еще не родившегося малыша. Игры - стимуляции отца в период беременности очень помогают создать в этот период атмосферу единения мамы и папы, привлекая папу к общению с малышом. Это и поглаживание животика утром с пожеланиями на день, и игра «Привет, это папа», в которой папа здоровается с малышом, совершает похлопывания, трения, мягкие надавливания животика мамы, или игра «Где наша пяточка?», в которой папа прикладывает ладонь к животику, говорит слова: «Где наша пяточка?» и ждет реакции малыша.

Конечно же, лучшее, что может сделать папа для своего ребенка — это любить его мать. Таким образом, перефразируя слова Т. Чемберга, мне хочется отметить важнейшую роль отца в создании благоприятной эмоциональной атмосферы, в которой развивается малыш.

После рождения ребенка, маме важно создавать и поддерживать образ присутствия отца в семье. «Мы делаем ужин для папы», «Папа придет, и будет решать, куда мы поедем, он у нас главный». Участие пап в тематических развивающих занятиях способствует глубокому проживанию отцовских чувств и активной включенности в мир ребёнка.

М. Лэм, описывая механизмы влияния фигуры отца на развитие ребенка, особое внимание уделила категориям «вовлеченности» и «доступности», под которыми понимается прямое взаимодействие отцов с детьми во время непосредственного ухода за ними, игр, совместного досуга и потенциальную возможность в данный момент времени вступить в непосредственное взаимодействие с малышом.

Праздника «День Отца», к сожалению, официально нет в нашем календаре, но в группах социализации и в дошкольном учреждении мы его отмечаем. На этом празднике, папы - активные участники, которые вместе с детьми играют в игры, делают поделки, танцуют и слушают песню в свою честь.

Театрализованные представления, сказки являются неотъемлемой частью развивающих занятий с детьми.

В своё время, в рамках программы тренинга для родителей «Родители и дети: жизнь в согласии», я касалась вопросов отцовства, но участники часто выражали интерес и желание глубже поработать с этой темой.

Анализ известных программ показал, что, в основном, имеющиеся программы направлены на работу с юношами (Р. В. Овчарова Тренинги формирования осознанного родительства) или с молодыми отцами.

Для меня было важно создать универсальную программу, в которой могут принять участие не только мужчины разного возраста, но и женщины, где каждый сможет соприкоснуться с фигурой отца в своей жизни.

Папы, участвуя в тренинге, смогут произвести ревизию своих отцовских достижений и лучше разобраться в тупиковых ситуациях воспитания своих чад. Мамы смогут разобраться в отношениях отцов и детей, и, возможно, сумеют посмотреть на них другими глазами. Вместе они получат возможность проанализировать собственный детский опыт отношений с отцами, смогут найти ресурс для выполнения сложных и важных задач родителя сегодня. В процессе семинара-тренинга используются такие формы работы с участниками, как визуализация, мини-лекции, арт-терапевтические упражнения, аналитические упражнения с элементами сказкотерапии.

Можно с уверенностью сказать, что данная программа явилась ещё одним шагом в направлении развития осознанного родительства.

Литература:

  1. Овчарова Р. В. Тренинги формирования осознанного родительства// методическое пособие — Москва «Сфера», 2008.
  2. Девид Чемберлен Разум вашего новорождённого ребёнка — Москва: «Класс». -2005г.
  3. Калинина О. Г., Холмогорова А. Б. Роль отца в психическом развитии ребёнка — Москва «Форум» 2011.
  4. Ларечина Е. В. Развивающие занятия для родителей и детей Психолого-педагогическая программа «Дитятко», «Счастливый малыш» — СПб, «Речь» 2012 г.
  5. Юзеф Августин Путеводитель по отцовству — Минск «Про Христо», 2012.
Файлы для скачивания:

Technology work psychologist with fathers as one of the directions of development of the school responsible parenthood.docx (20 КБ)