Педагог Антон Семенович Макаренко родился еще в прошлом веке, но до сих пор его методы воспитания считаются гениальными. Согласно решению ЮНЕСКО в 1988 году он стал одним из четырех педагогов, которые определили способ педагогического мышления в 20 веке.
Самым большим достижением Макаренко считают построение уникальной воспитательной методики, которую он опробовал на колонии для беспризорников.
Немало советов оставил автор и для родителей обычных детей.
О методике воспитания, основанной на принципах Антона Семеновича Макаренко, рассказывает «Я-родитель».
5 принципов воспитания Антона Семеновича Макаренко
Принцип первый. Решающую роль имеет поведение самих родителей.
Цитата: «Родительское требование к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом — вот первый и самый главный метод воспитания!»
Макаренко считал, что процесс воспитания идет не только в тот момент, когда родитель говорит с ребенком, наказывает его или хвалит, но и в любое другое время. Манера родителя одеваться, говорить с окружающими, поддерживать в порядке быт – все это влияет на воспитание ребенка. А значит любой плохой поступок мамы или папы отзывается в ребенке.
Принцип второй. Не стоит отгораживать ребенка ни от каких влияний, даже от отрицательных.
Цитата: «Вы должны предоставить ребенку необходимую свободу, чтобы он находился не только под вашим личным влиянием, а под многими разнообразными влияниями жизни».
Во взрослой жизни любому ребенку придется столкнуться с разными проблемами, на его дороге наверняка встретятся и плохие люди. Макаренко считает, что у детей нужно выработать умение распознавать дурные влияния. Для этого нужно обсуждать поступки окружающих. Добиваться в разговоре от самого ребенка нужного вывода, оценки плохого или хорошего поступка.
Принцип третий. В процессе игры ребенок тоже получает воспитание.
Цитата: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба».
Макаренко советовал родителям добиваться выполнения определенных задач при участии и наблюдении за детской игрой.
Ребенок должен переходить от одной задачи к другой постепенно, не бросаясь выполнять сразу несколько дел. Игра должна быть доведена до конца. Ребенок должен ценить свои игрушки, хранить их, держать свое игровое пространство в порядке. Если игрушка сломалась, ее нужно отремонтировать. Лучше, если это сделает сам ребенок, а если ему тяжело, то при помощи родителей.
Принцип четвертый. Ребенок – часть семьи. А значит он должен принимать участие в её делах.
Цитата: «Все семейное хозяйство должно быть хозяйством коллектива и вестись в спокойных тонах, без нервности».
Макаренко в своих лекциях приводил перечень навыков, которые воспитываются в ребенке, когда он задействован в бытовых делах своей семьи:
- солидарность человека с работой и интересами других людей, с интересами всего общества.
- честность, т. е. открытое, искреннее отношение к людям и вещам;
- заботливость, т. е. постоянное внимание к семейным нуждам и плану их удовлетворения;
- бережливость, т. е. привычка сохранять вещи;
- ответственность, т. е. чувство вины и неловкости в случае порчи или уничтожения вещи;
- способность ориентировки, иначе говоря, умение охватить вниманием целую группу вещей и вопросов;
- оперативная способность, т. е. умение распорядиться временем и работой.
Принцип пятый. Культурное воспитание – это обязанность семьи, а не только школы и общества.
Цитата: «Хорошо рассказанная сказка — это уже начало культурного воспитания. Было бы весьма желательно, если бы на книжной полке каждой семьи был сборник сказок».
Макаренко говорит о том, что дошколята должны смотреть только те пьесы и фильмы, которые соответствуют их возрасту. Книги для самых маленьких нужно подбирать большие, с крупным шрифтом и многочисленными иллюстрациями. Музеи, выставки для маленьких детей в качестве еще одного инструмента культурного воспитания – не обязательны. А вот школьники должны посещать и галереи, и театры, читать газеты. Пример тяги к культурному подавать должны сами родители.
Возможно, кому-то методика воспитания Макаренко покажется идеалистичной, сохраняющей черты советского прошлого. Тем не менее, методы педагога не потеряли свою актуальность. Современные родители также, как и прошлые поколения, хотят воспитать отзывчивого, умного и культурного ребенка. А опыт знаменитого педагога поможет в этом.
Елена Кононова