Вопрос специалисту
«Школа и родители: разделяем ответственность»

«Школа и родители: разделяем ответственность»

Родители и школа - сотрудничество или противостояние? Этот вопрос можно назвать вечным. Родители обязаны воспитывать ребенка, школа тоже должна. Казалось бы, и те и другие заняты одним делом, но вот только находятся они по разные стороны баррикад. Как же взаимодействовать этим двум социальным институтам, чтобы максимально эффективно способствовать развитию ребенка.

Напомним, в советское время у родителей не было необходимости принимать на себя ответственность за образование детей. Эта ответственность практически полностью лежала на государстве. Всем давалось одинаковое общее образование, и принимать решения связанные с выбором школы и выбором образовательной программы и т.д. не нужно было. Сейчас из-за разнообразия образовательных услуг от родителей требуется гораздо больше внимательности и осведомленности. Однако взрослые не готовы принимать на себя эту ответственность в полном объеме. Отчасти это связано с высокой занятостью родителей и недостатком времени. В последнее время даже возник парадокс – родители интенсивно зарабатывают деньги на образование детей, но заниматься образованием своих чад им некогда. К тому же все родители нынешних школьников плохо понимают, что представляют собой образовательные учреждения (чем отличается лицей от гимназии и от общеобразовательной школы, школы-интерната и т.д.). Тем более родители не имеют ни малейшего представления о том, чем отличаются друг от друга различные образовательные программы.

Чаще всего, выбирая школу для своего ребенка, родители руководствуются соображениями комфорта и престижа ОУ. Между тем это не имеет прямого отношения к качеству образования и результатам обучения. Получается, что современные родители зачастую не готовы к тому, что школа уже не несет как раньше полной ответственности за обучение и воспитание ребенка.

Со своей стороны школа столкнулась с тем, что авторитет учителей и работников образования резко упал. Воздействие на сознание ребенка общественных институтов теперь ослабло, родители имеют авторитет гораздо больший, чем педагоги и мнение пап и мам гораздо более значимо.

Таким образом, вопрос распределения ответственности между родителями и школой можно решить, т наладив отношения между ними. Прежде всего, школам необходимо информировать родителей об особенностях различных ОУ и образовательных программ. Для решения этой задачи можно использовать различные формы взаимодействия ОУ с родителями. Этот вопрос надо обсуждать на родительских собраниях внутри класса и общешкольных, в личных консультациях с родителями. Но наибольший эффект имеют методы, направленные на совместную работу коллектива школы и родителей в жанре сотрудничества, поиск решений проблем из позиции «на равных».

Такие формы могут быть различными в зависимости от специфики школы, целей и актуальных проблем. В данной статье мы хотели бы описать одну из возможных формы работы с родителями. Это проектный семинар с родителями будущих первоклассников. Мы надеемся, что сценарии данных мероприятий будут полезны при организации подобной работы в других школах.

Необходимо отметить, что разработку и проведение подобных мероприятий желательно проводить совместными усилиями администрации школы, заинтересованных педагогов и школьного психолога. По возможности, желательно подключать к этой работе и родительский актив школы. Только в таком случае можно учесть все нюансы и сделать мероприятие по-настоящему полезным и актуальным для всех участников.

Проектный семинар для родителей будущих первоклассников

Семинар проводится в летний период до начала учебного года. В семинаре участвует администрация школы, педагоги, психологи родители будущих первоклассников.

Цель - совместное формирование образа ученика и разделение сфер ответственности между администрацией, педагогами, родителями за результаты образования учащихся.

Семинар очень важен, поскольку помогает определиться со всеми важными вопросами взаимодействия еще до начала образовательного процесса, помогает войти в него уже с определенными позициями, согласованными установками и т.д. Кроме того, семинар дает возможность родителям лучше узнать школу и педагогов, познакомиться между собой. Опыт показывает, что родители, прошедшие через такой вводный семинар, становятся сплоченной командой, что помогает и в дальнейшем.

Задачи семинара:

  • Информирование родителей о целях, задачах, особенностях образовательного процесса конкретного ОУ (знакомство с документами, регламентирующими деятельность ОУ – уставом и концепцией ОУ);
  • Формирование социального заказа на образовательные услуги со стороны родителей;
  • Формирование единого представления об образе ученика у администрации школы, педагогов, родителей;
  • Разделение сфер ответственности между администрацией, педагогами, родителями за результаты образования и воспитание учащихся;
  • Согласование плана действий администрации школы, педагогов и родителей по воспитанию и образованию учащихся в соответствии с разработанным образом ученика.

Время необходимое для проведения семинара – 2 дня по 8 часов (всего 16 часов).

Сценарий мероприятия

День первый

Задача дня – формирование единого образа ученика, формулирование социального заказа школе со стороны родителей.

План мероприятий:

  1. Установочный доклад – 1 час;
  2. Работа в группах по формированию «образа ученика» – 4 часа;
  3. Представление результатов работы групп на пленарном заседании, обсуждение докладов – 3 часа.

Ход работы:

Установочный доклад делается на общем пленарном заседании, где присутствуют администрация школы, педагоги, родители. В установочном докладе организатор (это может быть директор школы или ее научный руководитель) объясняет цели, задачи первого дня семинара и дает задание для работы в группе. Задание: сформировать образ ученика (выпускника) начальной, основной и средней школ. Для того, чтобы обсуждать образ ученика необходимо задать определяющие его рамки. Такими рамками на наш взгляд являются:

  • Социально-экономическая ситуация в стране, регионе, городе;
  • Возрастные особенности учащихся начальной, основной, средней школ;
  • Образовательная система конкретной школы.

Каждая из этих рамок предъявляет к учащимся определенные требования: задает позиции, которые должен уметь занимать учащийся; определяет виды деятельности, которые должен освоить учащийся, и характеристики, которыми он должен обладать.

Подробная информация об этих рамках должна быть представлена в установочном докладе. Это может сделать как организатор семинара, так и узкие специалисты (например, о возрастных особенностях может рассказать психолог, а об образовательной системе – заместитель директора школы).

После установочного доклада все присутствующие делятся на три группы (например, как представлено ниже):

  1. Педагоги начальной школы, завуч начальной школы и часть родителей;
  2. Педагоги основной школы, завуч основной школы, часть родителей;
  3. Педагоги средней школы, завуч средней школы, часть родителей.

Каждая группа обсуждает образ ученика своей школы исходя из обозначенных в установочном докладе рамок. В процессе групповой работы могут обсуждаться следующие вопросы:

  • Что должен знать и уметь ребенок в этом возрасте?
  • Какие виды деятельности он должен освоить?
  • Какими категориями мышления он должен уметь пользоваться (какие категории организуют его мышление)?
  • Какие мыслительные действия он должен уметь совершать?
  • Какие нормы и ценности он должен освоить в этом возрасте?
  • Какие личностные качества необходимо развивать в детях в этом возрасте?
  • На что необходимо делать упор при воспитании детей данного возраста?
  • Чему необходимо учить детей в этом возрасте (на что делать упор в образовании)?

Директор и научный руководитель при этом являются консультантами и могут оказывать организационную, информационную помощь группам.

По итогам своей работы, каждая группа готовит доклад на тему «Образ ученика начальной (основной, средней) школы». Эти доклады представляются на пленарном заседании и обсуждаются с представителями других групп. При этом в обсуждении необходимо сделать акцент на преемственности школ. Как продолжается работа, начатая на предыдущей ступени в последующих школах, и готовит ли предыдущая ступень необходимую для эффективной работы площадку.

Результатом первого дня семинара должен стать образ ученика начальной, основной, средней школы, представленный в виде конкретных характеристик (компетенций).

День второй

Задача дня - разделение сфер ответственности между администрацией, педагогами, родителями за результаты образования и воспитание учащихся; согласование плана действий администрации школы, педагогов и родителей по воспитанию и образованию учащихся в соответствии с разработанным образом ученика.

План мероприятий.

  1. Установочный доклад – 30 минут;
  2. Работа в группах по определению зон ответственности администрации школы, педагогов, родителей – 2 часа;
  3. Представление результатов работы групп на пленарном заседании, обсуждение докладов – 1,5 часа;
  4. Работа в группах по составлению плана действий по воспитанию и образованию учащихся в соответствии с разработанным образом ученика – 2 часа;
  5. Представление результатов работы групп на пленарном заседании, обсуждение докладов – 1,5 часа;
  6. Подведение итогов семинара – 30 минут.

Ход работы.

На общем пленарном заседании в установочном докладе организатор представляет обобщенный результат первого дня и дает задание для работы в группах.

Задание – определить зоны ответственности администрации школы, педагогов, родителей в воспитании и образовании детей и представить результаты в следующей таблице:

Зона ответственности администрации школы Зона ответственности педагогов Зона ответственности родителей
     

Для того, чтобы обсуждение зон ответственности было конструктивным, необходимо в установочном докладе ввести понятие ответственности. Можно предложить следующее семантическое понимание этого термина. Ответственность – от слова «ответ», значит ответственное поведение – это поведение, при котором человек ставит перед собой вопросы, прогнозирует некоторые результаты, а потом стремится к ним. Иначе говоря, человек отвечает на все те вопросы и вызовы, которые ставит перед ним окружающая среда, а не «плывет по течению». Так в какой зоне родители видят для себя подобные вопросы, а в какой вопросов у них не возникает, поскольку они неосознанно (или осознанно) полагаются на чью-то волю, чьи-то решения? На основании этого понимания ответственного поведения можно предложить участникам семинара заполнить предложенную таблицу.

После установочного доклада участники делятся на три группы:

  1. Администрация школы;
  2. Педагоги;
  3. Родители.

Каждая группа заполняет таблицу, исходя из представленного в установочном докладе подхода к ответственности. По итогам своей работы каждая группа готовит доклад, который представляет на пленарном заседании. При обсуждении докладов необходимо обратить внимание на следующие моменты:

  • Представления о зонах ответственности у разных групп сильно различаются;
  • Зоны ответственности явно несбалансированны;
  • При обсуждении зон ответственности группы не стараются договориться между собой, а спорят, конкурируют, перекидывают друг на друга ответственность за результат обучения.

Здесь можно вернуть участников к модели ответственного поведения, указав на то, что у них есть общая цель – воспитание и обучение детей в соответствии с образом ученика. А действия, которые они совершают в данный момент, не приведут к желаемому результату. Таким образом, можно повернуть ситуацию в сторону разработки единой сбалансированной системы распределения ответственности. Хорошо, если в процессе обсуждения участники обратят внимание на то, что вся ответственность распределяется между взрослыми, а ее необходимо постепенно отдавать детям. Тогда в таблице должна появиться еще одна колонка – зона ответственности учащихся.

После того, как на пленарном заседании будет разработано единое представление о зонах ответственности всех субъектов образовательно-воспитательного процесса, организатор дает следующее задание для работы в группах – составить план образовательно-воспитательных мероприятий в рамках своей зоны ответственности. После того, как каждая группа составила свой план, на пленарном заседании происходит критический анализ каждого плана и составление единого плана воспитательно-образовательного процесса.

В завершении семинара организатор собирает с участников обратную связь. Для этого в письменной или устной форме им можно предложить ответить на следующие вопросы:

  • Оцените семинар по 10-балльной системе.
  • Что для вас было в семинаре наиболее полезным?
  • Что для вас было новым? Какое открытие для себя вы совершили за эти 2 дня?
  • Удовлетворены ли вы результатом семинара?
  • Готовы ли вы выполнять план воспитательно-образовательной работы?
  • Нужны ли на ваш взгляд подобные семинары для вас в будущем?
  • Пожелания предложения по организации семинара.

В конце учебного года для того, чтобы оценить насколько план, составленный на семинаре, был реализован можно провести анкетирование среди родителей:

Пример анкеты:

  1. Какие требования к результатам образования своего ребенка Вы предъявляете?
  2. Оцените результаты образования Вашего ребенка.
  3. Какие положительные результаты образования своего ребенка вы можете отметить?
  4. Какие отрицательные результаты образования своего ребенка Вы видите?
  5. Какие на Ваш взгляд существуют нерешенные проблемы в образовательном учреждении?
  6. Какие собственные нерешенные проблемы в воспитании своего ребенка Вы видите?
  7. Кому и за что вы бы хотели сказать спасибо?

Елена Плотко, психолог, Кемерово

Елена Плотко - психолог высшей квалификационной категории. Более 10
лет работает в психологии образования. Автор статей в газете «Школьный
психолог», журнале «Абитуриент», разработчик авторской программы по
коррекции тревожности у детей на основе гештальт-подхода.

Ведущий тренинговых групп. Проводит тренинги для школьников и
студентов. За время работы была награждена благодарственными письмами
от руководства организации, от администрации г. Кемерово и от
администрации Кемеровской области.

Файлы для скачивания:

plotko-school.doc (71 КБ)