Родители и школа - сотрудничество или противостояние? Этот вопрос можно назвать вечным. Родители обязаны воспитывать ребенка, школа тоже должна. Казалось бы, и те и другие заняты одним делом, но вот только находятся они по разные стороны баррикад. Как же взаимодействовать этим двум социальным институтам, чтобы максимально эффективно способствовать развитию ребенка.
Напомним, в советское время у родителей не было необходимости принимать на себя ответственность за образование детей. Эта ответственность практически полностью лежала на государстве. Всем давалось одинаковое общее образование, и принимать решения связанные с выбором школы и выбором образовательной программы и т.д. не нужно было. Сейчас из-за разнообразия образовательных услуг от родителей требуется гораздо больше внимательности и осведомленности. Однако взрослые не готовы принимать на себя эту ответственность в полном объеме. Отчасти это связано с высокой занятостью родителей и недостатком времени. В последнее время даже возник парадокс – родители интенсивно зарабатывают деньги на образование детей, но заниматься образованием своих чад им некогда. К тому же все родители нынешних школьников плохо понимают, что представляют собой образовательные учреждения (чем отличается лицей от гимназии и от общеобразовательной школы, школы-интерната и т.д.). Тем более родители не имеют ни малейшего представления о том, чем отличаются друг от друга различные образовательные программы.
Чаще всего, выбирая школу для своего ребенка, родители руководствуются соображениями комфорта и престижа ОУ. Между тем это не имеет прямого отношения к качеству образования и результатам обучения. Получается, что современные родители зачастую не готовы к тому, что школа уже не несет как раньше полной ответственности за обучение и воспитание ребенка.
Со своей стороны школа столкнулась с тем, что авторитет учителей и работников образования резко упал. Воздействие на сознание ребенка общественных институтов теперь ослабло, родители имеют авторитет гораздо больший, чем педагоги и мнение пап и мам гораздо более значимо.
Таким образом, вопрос распределения ответственности между родителями и школой можно решить, т наладив отношения между ними. Прежде всего, школам необходимо информировать родителей об особенностях различных ОУ и образовательных программ. Для решения этой задачи можно использовать различные формы взаимодействия ОУ с родителями. Этот вопрос надо обсуждать на родительских собраниях внутри класса и общешкольных, в личных консультациях с родителями. Но наибольший эффект имеют методы, направленные на совместную работу коллектива школы и родителей в жанре сотрудничества, поиск решений проблем из позиции «на равных».
Такие формы могут быть различными в зависимости от специфики школы, целей и актуальных проблем. В данной статье мы хотели бы описать одну из возможных формы работы с родителями. Это проектный семинар с родителями будущих первоклассников. Мы надеемся, что сценарии данных мероприятий будут полезны при организации подобной работы в других школах.
Необходимо отметить, что разработку и проведение подобных мероприятий желательно проводить совместными усилиями администрации школы, заинтересованных педагогов и школьного психолога. По возможности, желательно подключать к этой работе и родительский актив школы. Только в таком случае можно учесть все нюансы и сделать мероприятие по-настоящему полезным и актуальным для всех участников.
Проектный семинар для родителей будущих первоклассников
Семинар проводится в летний период до начала учебного года. В семинаре участвует администрация школы, педагоги, психологи родители будущих первоклассников.
Цель - совместное формирование образа ученика и разделение сфер ответственности между администрацией, педагогами, родителями за результаты образования учащихся.
Семинар очень важен, поскольку помогает определиться со всеми важными вопросами взаимодействия еще до начала образовательного процесса, помогает войти в него уже с определенными позициями, согласованными установками и т.д. Кроме того, семинар дает возможность родителям лучше узнать школу и педагогов, познакомиться между собой. Опыт показывает, что родители, прошедшие через такой вводный семинар, становятся сплоченной командой, что помогает и в дальнейшем.
Задачи семинара:
- Информирование родителей о целях, задачах, особенностях образовательного процесса конкретного ОУ (знакомство с документами, регламентирующими деятельность ОУ – уставом и концепцией ОУ);
- Формирование социального заказа на образовательные услуги со стороны родителей;
- Формирование единого представления об образе ученика у администрации школы, педагогов, родителей;
- Разделение сфер ответственности между администрацией, педагогами, родителями за результаты образования и воспитание учащихся;
- Согласование плана действий администрации школы, педагогов и родителей по воспитанию и образованию учащихся в соответствии с разработанным образом ученика.
Время необходимое для проведения семинара – 2 дня по 8 часов (всего 16 часов).
Сценарий мероприятия
День первый
Задача дня – формирование единого образа ученика, формулирование социального заказа школе со стороны родителей.
План мероприятий:
- Установочный доклад – 1 час;
- Работа в группах по формированию «образа ученика» – 4 часа;
- Представление результатов работы групп на пленарном заседании, обсуждение докладов – 3 часа.
Ход работы:
Установочный доклад делается на общем пленарном заседании, где присутствуют администрация школы, педагоги, родители. В установочном докладе организатор (это может быть директор школы или ее научный руководитель) объясняет цели, задачи первого дня семинара и дает задание для работы в группе. Задание: сформировать образ ученика (выпускника) начальной, основной и средней школ. Для того, чтобы обсуждать образ ученика необходимо задать определяющие его рамки. Такими рамками на наш взгляд являются:
- Социально-экономическая ситуация в стране, регионе, городе;
- Возрастные особенности учащихся начальной, основной, средней школ;
- Образовательная система конкретной школы.
Каждая из этих рамок предъявляет к учащимся определенные требования: задает позиции, которые должен уметь занимать учащийся; определяет виды деятельности, которые должен освоить учащийся, и характеристики, которыми он должен обладать.
Подробная информация об этих рамках должна быть представлена в установочном докладе. Это может сделать как организатор семинара, так и узкие специалисты (например, о возрастных особенностях может рассказать психолог, а об образовательной системе – заместитель директора школы).
После установочного доклада все присутствующие делятся на три группы (например, как представлено ниже):
- Педагоги начальной школы, завуч начальной школы и часть родителей;
- Педагоги основной школы, завуч основной школы, часть родителей;
- Педагоги средней школы, завуч средней школы, часть родителей.
Каждая группа обсуждает образ ученика своей школы исходя из обозначенных в установочном докладе рамок. В процессе групповой работы могут обсуждаться следующие вопросы:
- Что должен знать и уметь ребенок в этом возрасте?
- Какие виды деятельности он должен освоить?
- Какими категориями мышления он должен уметь пользоваться (какие категории организуют его мышление)?
- Какие мыслительные действия он должен уметь совершать?
- Какие нормы и ценности он должен освоить в этом возрасте?
- Какие личностные качества необходимо развивать в детях в этом возрасте?
- На что необходимо делать упор при воспитании детей данного возраста?
- Чему необходимо учить детей в этом возрасте (на что делать упор в образовании)?
Директор и научный руководитель при этом являются консультантами и могут оказывать организационную, информационную помощь группам.
По итогам своей работы, каждая группа готовит доклад на тему «Образ ученика начальной (основной, средней) школы». Эти доклады представляются на пленарном заседании и обсуждаются с представителями других групп. При этом в обсуждении необходимо сделать акцент на преемственности школ. Как продолжается работа, начатая на предыдущей ступени в последующих школах, и готовит ли предыдущая ступень необходимую для эффективной работы площадку.
Результатом первого дня семинара должен стать образ ученика начальной, основной, средней школы, представленный в виде конкретных характеристик (компетенций).
День второй
Задача дня - разделение сфер ответственности между администрацией, педагогами, родителями за результаты образования и воспитание учащихся; согласование плана действий администрации школы, педагогов и родителей по воспитанию и образованию учащихся в соответствии с разработанным образом ученика.
План мероприятий.
- Установочный доклад – 30 минут;
- Работа в группах по определению зон ответственности администрации школы, педагогов, родителей – 2 часа;
- Представление результатов работы групп на пленарном заседании, обсуждение докладов – 1,5 часа;
- Работа в группах по составлению плана действий по воспитанию и образованию учащихся в соответствии с разработанным образом ученика – 2 часа;
- Представление результатов работы групп на пленарном заседании, обсуждение докладов – 1,5 часа;
- Подведение итогов семинара – 30 минут.
Ход работы.
На общем пленарном заседании в установочном докладе организатор представляет обобщенный результат первого дня и дает задание для работы в группах.
Задание – определить зоны ответственности администрации школы, педагогов, родителей в воспитании и образовании детей и представить результаты в следующей таблице:
Зона ответственности администрации школы |
Зона ответственности педагогов |
Зона ответственности родителей |
|
|
|
Для того, чтобы обсуждение зон ответственности было конструктивным, необходимо в установочном докладе ввести понятие ответственности. Можно предложить следующее семантическое понимание этого термина. Ответственность – от слова «ответ», значит ответственное поведение – это поведение, при котором человек ставит перед собой вопросы, прогнозирует некоторые результаты, а потом стремится к ним. Иначе говоря, человек отвечает на все те вопросы и вызовы, которые ставит перед ним окружающая среда, а не «плывет по течению». Так в какой зоне родители видят для себя подобные вопросы, а в какой вопросов у них не возникает, поскольку они неосознанно (или осознанно) полагаются на чью-то волю, чьи-то решения? На основании этого понимания ответственного поведения можно предложить участникам семинара заполнить предложенную таблицу.
После установочного доклада участники делятся на три группы:
- Администрация школы;
- Педагоги;
- Родители.
Каждая группа заполняет таблицу, исходя из представленного в установочном докладе подхода к ответственности. По итогам своей работы каждая группа готовит доклад, который представляет на пленарном заседании. При обсуждении докладов необходимо обратить внимание на следующие моменты:
- Представления о зонах ответственности у разных групп сильно различаются;
- Зоны ответственности явно несбалансированны;
- При обсуждении зон ответственности группы не стараются договориться между собой, а спорят, конкурируют, перекидывают друг на друга ответственность за результат обучения.
Здесь можно вернуть участников к модели ответственного поведения, указав на то, что у них есть общая цель – воспитание и обучение детей в соответствии с образом ученика. А действия, которые они совершают в данный момент, не приведут к желаемому результату. Таким образом, можно повернуть ситуацию в сторону разработки единой сбалансированной системы распределения ответственности. Хорошо, если в процессе обсуждения участники обратят внимание на то, что вся ответственность распределяется между взрослыми, а ее необходимо постепенно отдавать детям. Тогда в таблице должна появиться еще одна колонка – зона ответственности учащихся.
После того, как на пленарном заседании будет разработано единое представление о зонах ответственности всех субъектов образовательно-воспитательного процесса, организатор дает следующее задание для работы в группах – составить план образовательно-воспитательных мероприятий в рамках своей зоны ответственности. После того, как каждая группа составила свой план, на пленарном заседании происходит критический анализ каждого плана и составление единого плана воспитательно-образовательного процесса.
В завершении семинара организатор собирает с участников обратную связь. Для этого в письменной или устной форме им можно предложить ответить на следующие вопросы:
- Оцените семинар по 10-балльной системе.
- Что для вас было в семинаре наиболее полезным?
- Что для вас было новым? Какое открытие для себя вы совершили за эти 2 дня?
- Удовлетворены ли вы результатом семинара?
- Готовы ли вы выполнять план воспитательно-образовательной работы?
- Нужны ли на ваш взгляд подобные семинары для вас в будущем?
- Пожелания предложения по организации семинара.
В конце учебного года для того, чтобы оценить насколько план, составленный на семинаре, был реализован можно провести анкетирование среди родителей:
Пример анкеты:
- Какие требования к результатам образования своего ребенка Вы предъявляете?
- Оцените результаты образования Вашего ребенка.
- Какие положительные результаты образования своего ребенка вы можете отметить?
- Какие отрицательные результаты образования своего ребенка Вы видите?
- Какие на Ваш взгляд существуют нерешенные проблемы в образовательном учреждении?
- Какие собственные нерешенные проблемы в воспитании своего ребенка Вы видите?
- Кому и за что вы бы хотели сказать спасибо?
Елена Плотко, психолог, Кемерово
Елена Плотко - психолог высшей квалификационной категории. Более 10
лет работает в психологии образования. Автор статей в газете «Школьный
психолог», журнале «Абитуриент», разработчик авторской программы по
коррекции тревожности у детей на основе гештальт-подхода.
Ведущий тренинговых групп. Проводит тренинги для школьников и
студентов. За время работы была награждена благодарственными письмами
от руководства организации, от администрации г. Кемерово и от
администрации Кемеровской области.
Файлы для скачивания:
plotko-school.doc (71 КБ)