Теги: методы воспитания
15.09.2016 13:25
Близится утвержденный не так давно день работника дошкольного образования — 27 сентября. Выбор даты неслучаен: в 1863 году в этот день был открыт первый в России детский сад. Однако не все знают, что детские сады появились немного раньше и в Германии, а их основателем считается Фридрих Фребель — известный немецкий педагог.
Заслугой Фридриха Фребеля явилось не только открытие детского сада, но и создание методики дошкольного образования (хотя методику как пособие знаменитый воспитатель при жизни так и не выпустил, ограничившись несколькими трудами). В ее основу заложен крепкий фундамент — безграничная любовь к детям. Обозначим главные аспекты методики.
Творческая, подвижная, созидательная, фантазийная, подражательная и др. — любые игры Фребель считал нерушимой основой детского воспитания и выделял базисом собственной методики. Он был убежден, что «детская игра — это зеркало жизни и свободное проявление внутреннего мира». Однако педагог призывал взрослых направлять игру в нужное русло, как бы распоряжаясь волей ребенка, но ни на чем не настаивать (к слову, многие педагоги считают этот факт весьма отрицательной чертой методики Фребеля).
Формировать речь Фребель предлагал с помощью развития мелкой моторики, так как был убежден, что ребенок, который выполняет много упражнений с небольшими предметами, и говорить начнет значительно раньше других детей. Работа с бумагой, палочками, красками, лепка, «клейка», выпиливание являлись неотъемлемыми занятиями в детском саду Фребеля. Также во время игры дети должны были беседовать и высказываться. Тема беседы готовилась заранее.
Однажды Фребель понял, что дети очень любят зверей — и сразу стал рассказывать им огромное количество историй о животных. Затем уловил любовь к цветам — с тех пор его воспитанники самостоятельно ухаживали за клумбами. Наконец, заметил положительное влияние музыки на детей. В его заведении дети стали петь и слушать пение «садовниц». Все — для детей.
Дух коллективизма Фридрих Фребель считал основой человечества. Поэтому он выступал за обязательное нахождение ребенка среди других детей, то есть в детском саду. Педагог писал об этом: «Детей необходимо активно вовлекать в коллективную деятельность, развивать их тело, упражнять внешние проявления чувств, знакомить с людьми и природой; в играх, веселье и невинных забавах готовить к школе, помогая развиваться, словно растениям в саду». Однако он призывал не забывать и об индивидуальности каждого малыша. Именно поэтому в саду были как большие клумбы, где дети ухаживали за цветами группками, так и одиночные горшочки с растением, закрепленные за одним малышом.
Фридрих Фребель был гуманистом и отрицал любое проявление жестокости по отношению к детям. Этот аспект претил мнению духовенства, а позже и мнению властей о работе с детьми: они считали, что в основе воспитания должны лежать дисциплина, заученный катехизис, «вязаные чулки» и жесткое наказание за любое нарушение. Сейчас это кажется невероятным, но именно из-за этого разногласия между добрым педагогом и строгими высокопоставленными лицами с 1851 по 1860 год детские сады были запрещены и продолжали существовать лишь тайно.
Говоря о Фридрихе Фребеле, невозможно не упомянуть о его «дарах». «Дары Фребеля» — это разработанный педагогом дидактический материал, система игрушек, тренирующая различные умения и навыки малыша. Каждая игрушка подразумевает определенные правила использования и привносит свой вклад в развитие ребенка. Их описание заслуживает отдельного материала, поэтому ограничимся перечислением «даров», которых насчитывается 6.
«Дар 1» — мяч. Это первая игрушка, так как шар не имеет углов и удобен малышу. В качестве материала чаще всего использовалась шерсть.
«Дар 2» — деревянные куб, шар и цилиндр.
«Дар 3» — куб, разрезанный на 8 кубиков.
«Дар 4» — куб, разделенный на 8 плиток.
«Дар 5» — куб, разрезанный по диагонали пополам на кубики.
«Дар 6» — куб, разделенный на 27 «кирпичиков», часть из которых соответственно делится вдоль, а часть — поперек.
Таким образом, целями и принципами детского сада по Фребелю были:
Сейчас тезисы могут показаться довольно примитивными, однако не будем забывать, что речь идет о начале и середине XIX века, когда еще вовсю людей угнетали рабство и крепостное право.
Юлия Левашева