Вопрос специалисту

Методика воспитания Фридриха Фребеля и его «дары»

Теги: методы воспитания

15.09.2016 13:25

Методика воспитания Фридриха Фребеля и его «дары»

Близится утвержденный не так давно день работника дошкольного образования — 27 сентября. Выбор даты неслучаен: в 1863 году в этот день был открыт первый в России детский сад. Однако не все знают, что детские сады появились немного раньше и в Германии, а их основателем считается Фридрих Фребель — известный немецкий педагог.

А знаете ли Вы…
...что рождение детского сада датируется 1837-м годом. Именно тогда Фридрих Фребель нарек «детским садом» образованное им учреждение для малышей в городе Бад-Бланкенбурге в Германии (точнее, «Kindergarten», ведь Фребель — немец). История наименования не исчерпывается одной версией. Наиболее распространено мнение, что педагог считал детей «Божьими растениями», нуждающимися в заботливом уходе. Отсюда и «детский сад», то есть сад растений. Другое предположение переносит рождение детского сада в 40-е гг. XIX в.: немецкий педагог тогда якобы открыл «первое учреждение по уходу за детьми» в бывшей гостинице «У дворцового сада» в Цорбихе. Жители городка, приводя сюда детей, восклицали: «Мы идем в сад». Наконец, известно, что его детский сад был садом по своему дизайну, с деревьями и клумбами цветов. Примечательно, что и воспитательниц Фребель именовал «садовницами».

Заслугой Фридриха Фребеля явилось не только открытие детского сада, но и создание методики дошкольного образования (хотя методику как пособие знаменитый воспитатель при жизни так и не выпустил, ограничившись несколькими трудами). В ее основу заложен крепкий фундамент — безграничная любовь к детям. Обозначим главные аспекты методики.

Игра

Творческая, подвижная, созидательная, фантазийная, подражательная и др. — любые игры Фребель считал нерушимой основой детского воспитания и выделял базисом собственной методики. Он был убежден, что «детская игра — это зеркало жизни и свободное проявление внутреннего мира». Однако педагог призывал взрослых направлять игру в нужное русло, как бы распоряжаясь волей ребенка, но ни на чем не настаивать (к слову, многие педагоги считают этот факт весьма отрицательной чертой методики Фребеля).

Развитие речи

Формировать речь Фребель предлагал с помощью развития мелкой моторики, так как был убежден, что ребенок, который выполняет много упражнений с небольшими предметами, и говорить начнет значительно раньше других детей. Работа с бумагой, палочками, красками, лепка, «клейка», выпиливание являлись неотъемлемыми занятиями в детском саду Фребеля. Также во время игры дети должны были беседовать и высказываться. Тема беседы готовилась заранее.

Окружение любовью

Однажды Фребель понял, что дети очень любят зверей — и сразу стал рассказывать им огромное количество историй о животных. Затем уловил любовь к цветам — с тех пор его воспитанники самостоятельно ухаживали за клумбами. Наконец, заметил положительное влияние музыки на детей. В его заведении дети стали петь и слушать пение «садовниц». Все — для детей.

Коллективное воспитание

Дух коллективизма Фридрих Фребель считал основой человечества. Поэтому он выступал за обязательное нахождение ребенка среди других детей, то есть в детском саду. Педагог писал об этом: «Детей необходимо активно вовлекать в коллективную деятельность, развивать их тело, упражнять внешние проявления чувств, знакомить с людьми и природой; в играх, веселье и невинных забавах готовить к школе, помогая развиваться, словно растениям в саду». Однако он призывал не забывать и об индивидуальности каждого малыша. Именно поэтому в саду были как большие клумбы, где дети ухаживали за цветами группками, так и одиночные горшочки с растением, закрепленные за одним малышом.

Отсутствие наказаний

Фридрих Фребель был гуманистом и отрицал любое проявление жестокости по отношению к детям. Этот аспект претил мнению духовенства, а позже и мнению властей о работе с детьми: они считали, что в основе воспитания должны лежать дисциплина, заученный катехизис, «вязаные чулки» и жесткое наказание за любое нарушение. Сейчас это кажется невероятным, но именно из-за этого разногласия между добрым педагогом и строгими высокопоставленными лицами с 1851 по 1860 год детские сады были запрещены и продолжали существовать лишь тайно.

Дары Фребеля

Говоря о Фридрихе Фребеле, невозможно не упомянуть о его «дарах». «Дары Фребеля» — это разработанный педагогом дидактический материал, система игрушек, тренирующая различные умения и навыки малыша. Каждая игрушка подразумевает определенные правила использования и привносит свой вклад в развитие ребенка. Их описание заслуживает отдельного материала, поэтому ограничимся перечислением «даров», которых насчитывается 6.

  • «Дар 1» — мяч. Это первая игрушка, так как шар не имеет углов и удобен малышу. В качестве материала чаще всего использовалась шерсть.

  • «Дар 2» — деревянные куб, шар и цилиндр.

  • «Дар 3» — куб, разрезанный на 8 кубиков.

  • «Дар 4» — куб, разделенный на 8 плиток.

  • «Дар 5» — куб, разрезанный по диагонали пополам на кубики.

  • «Дар 6» — куб, разделенный на 27 «кирпичиков», часть из которых соответственно делится вдоль, а часть — поперек.

Таким образом, целями и принципами детского сада по Фребелю были:

  • ориентир на 3 вида деятельности — игру, учение, труд;
  • развитие чувств ребенка;
  • укрепление тела и духа малыша;
  • знакомство с природой и познание мира с помощью наглядного метода;
  • общение с людьми;
  • развитие природных качеств ребенка;
  • проявление безграничной любви к детям.

Сейчас тезисы могут показаться довольно примитивными, однако не будем забывать, что речь идет о начале и середине XIX века, когда еще вовсю людей угнетали рабство и крепостное право.

Юлия Левашева