Март 2024
пн вт ср чт пт сб вс
26 27 28 29 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Доктор психологии дал советы по воспитанию детей родителям из Марий Эл

26.12.2018 12:38 | Республика Марий Эл

Паата Амонашвили рассказал «Марийской правде» о некоторых простых и в то же время важных секретах воспитания детей.

Доктор психологии дал советы по воспитанию детей родителям из Марий Эл

На вопросы йошкар-олинских мам и пап ответил президент Международного центра Гуманной педагогики, профессор, доктор психологии Паата Амонашвили.

Многих родителей обыденные ситуации - как отучить ребенка от гаджетов и полюбить реальную жизнь, как раскрыть в нем природные таланты и избежать конфликтов в семье, - зачастую ставят в тупик. Паата Амонашвили рассказал «Марийской правде» о некоторых простых и в то же время важных секретах воспитания детей.

Первое о чем спросил меня Паата Шалвович, есть ли у меня ребенок, и радует ли он меня? И, конечно, я с гордостью начала рапортовать об оценках сына. Правда, в процессе общения выяснилось, что, оказывается, школьные баллы не так уж важны в воспитании.

- Чтобы дети учились с удовольствием, важно понять их природу, что они хотят, какие в них есть внутренние природные таланты. А затем не идти против их внутренних стремлений, а, наоборот, их использовать как внутреннюю мотивацию ребенка. В этом смысле есть два подхода, - рассказывает профессор. - В школьной обстановке – это авторитарная педагогика, а лучшее средство – это отметки. Иными словами мы заставляем ребят делать то, что им необходимо, и при таком подходе часто случаются конфликты.

Молнию изучать интереснее физики

Но, оказывается, существует и второй способ - гуманно-личностный, основанный на классике педагогики и современной психологии. Суть которого взывать к природным способностям детей, чтобы ребенок сам захотел делать домашнее задание, просил педагога научить и объяснить.

- Физика и химия сами по себе не могут быть интересными для большинства ребят, но есть способы увлечь их. Один из ярких примеров – опыт Финляндии, где в школах изучают не предмет, а необычные явления. Например, молнию. Она же интересна каждому ребенку, как она появилась, какие процессы в ней происходят, - рассказывает Паата Шалвович. - Нам кажется, что это сложнее, потому что требует перестройку программы и переподготовку установок и преподавателей. Но детям гораздо интереснее наблюдать за речкой, лесом, птичкой, извержением вулкана, изучать процессы, происходящие в жизни, а вместе с этим они обязательно выучат и предмет. Если разгадать внутренние интересы детей, то ребенок постоянно будет увлечен. А не говорить ему: «Интересуйся физикой, потому что она будет нужна тебе в будущем».

Взростые и свободные

Кроме того, все дети хотят ощущать себя взрослыми. Поэтому ребята будут любить, прислушиваться и ходить по пятам за теми людьми, которые признают это и будут общаться с ними наравне. Можно сказать: «Послушай, дорогой, ты уже не маленький, давай заниматься серьезными делами». И это уже будет сильной внутренней мотивацией для ребенка.
Также дети хотят чувствовать себя еще и свободными.

- Есть школы, в которых ребятам даются разные формы самоуправления, избираются президенты, и сообщества решают важные вопросы. Школьникам дается возможность свободного выбора и у ребят появляется ощущение свободы, - говорит психолог.

Формулы, лучше открывать

Нужны ли отметки при таком подходе? Оказывается они ни к чему. Для мотивирования они не нужны, а могут пригодиться лишь для отчетов в министерства или для некоторых родителей, которые захотят видеть цифровое выражение успеваемости.

- Самый ценный навык – это не само знание, а умение его поиска и стремление учиться и развиваться самому, - говорит психолог. - Так давайте же учить детей не просто зубрить наизусть таблицу умножения, а разгадать ее секрет, не просто знать химические формулы, а открывать их самим.

Дни, свободные от гаджетов

Еще один больной вопрос для родителей – это гаджеты. Многие ребята с головой окунаются в виртуальный мир и мало общаются лично. Как же вернуть детей в реальность, заинтересовать общаться вживую, читать, делать уроки, ходить в кружки?

- Стремление пользоваться гаджетами дети получают от нас. Они видят родителей, которые постоянно находятся со смартфонами и планшетами в руках. В их восприятии гаджеты воспринимаются как атрибуты взрослости и успешности, - говорит Паата Амонашвили. – При этом сами не отказываемся от использования смартфонов и ноутбуков, а на словах ругаем ребят за это. Единственный путь научить детей жить в реальности - показать на собственном примере. Хотя бы раз в неделю устраивать всей семьей дни, свободные от мобильных телефонов. Оставлять все приборы дома и пойти всей семьей на пикник, на природу, в лес, чтобы всем было весело. Смотреть друг другу в глаза, слышать и чувствовать друг друга. И эти дни станут для ребят ориентирами того, что можно быть счастливым и без гаджетов, общаясь лично.

Для развития нужны живые люди

Очень негативно влияют планшеты на малышей. Особенно если ребенку дают их с годовалого возраста.

- В детский сад такие дети часто приходят с задержкой речи и искаженным мышлением, - говорит психолог. - Поэтому с раннего возраста лучше категорически ограничивать использование компьютеров, делая акцент только на живом общении – читать, играть, лепить. Для развития детям всегда нужны живые люди.

Забыть о контроле и стать другом

Что касается подростков, то и их в интернете поджидают страшные ловушки, например, группы наподобие «Синего кита», в которых ребят кодируют на самоубийства. Как же родителям уберечь ребенка в такой ситуации?

- Здесь только один путь – забыть, что надо контролировать детей и стать им друзьями, чтобы они от всего сердца искренне доверяли нам свои тайны, мечты и секреты, - рассказывает профессор. - И если ребенок видит в родителях близких друзей то, конечно, он будет рассказывать о своих проблемах маме или папе, а не каким-то незнакомым людям. Всем детям, которые уходят с головой в соцсети и интернет, не хватает живого радостного равноправного общения, в первую очередь с родителями, и потом уже с учителями. Ребенка можно уберечь от такой беды через дружбу и открытость. Но, чтобы вызвать ребенка на искренность, не получится сказать: «Будь со мной искренним». Надо самому делиться с ним своими тайнами, своими жизненными ситуациями. И только тогда дети будут откровенны с нами.

«Не удивляйтесь, если увидите в ребенке неприятные черты»

Лучший способ защищать ребенка от агрессивной среды - предложить себя, как часть их среды, только на равных, считает профессор.

Спрашиваю: «Это в идеале, но, к сожалению, родители загружены работой, и у них не всегда есть возможность полностью посвятить себя детям. Как быть в таких случаях?»

- Родив детей, мы можем сделать одно из двух – взять в свои руки ответственность за их воспитание или переложить это на кого-то другого, потому что у нас работа, дела и личная жизнь. Вот это наш ежедневный выбор, - говорит Паата Шалвович. - Если мы перекладываем эту ответственность на воспитателей в детских садах, на учителей, когда ставим мультик ребенку, и начинаем заниматься более важными делами, тогда просто остается осознать, что у нас нет времени на воспитание нашего ребенка, и он будет воспитываться средой и другими людьми. И потом не стоит удивляться тому, что в ребенке мы можем увидеть качества, которые не хотели бы видеть. Я не агитирую родителей сидеть дома и не работать. Важно не количество того времени, которое мы проводим с ребенком, а качество того, как мы это время используем. К тому же если есть единомыслие между двумя родителями, то всегда можно договориться и разделить эту ответственность.

И, кстати, самый простой способ, быть ближе к ребенку, и в то же время величайшее искусство, по мнению Пааты Амонашвили, – слушать и слышать собственных детей. Когда мы начинаем их слушать - наполовину решаются все проблемы. А когда мы пытаемся их понять, почти полностью исчезает основа конфликтов и недопониманий.