Наркомания – страшная, неизлечимая или, по крайней мере, трудноизлечимая болезнь. Ни одному человеку не хотелось бы столкнуться с этой чудовищной формой зависимости. И тем более – ни одному родителю не хотелось бы, чтобы наркоманом стал его ребенок." />
Апрель 2024
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5

«Надежда» для детей и подростков

Теги: арт терапия

11.12.2014 16:43

Наркомания – страшная, неизлечимая или, по крайней мере, трудноизлечимая болезнь. Ни одному человеку не хотелось бы столкнуться с этой чудовищной формой зависимости. И тем более – ни одному родителю не хотелось бы, чтобы наркоманом стал его ребенок. Можно смело говорить, что употребление наркотических веществ стало серьезной молодежной проблемой, а в течение последних десятилетий ее уже относят к числу детских и подростковых проблем.

На недавнем заседании Координационного Совета при президенте РФ по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, Павел Астахов сообщил о росте числа наркоманов среди детей. Согласно статистике, приведенной Астаховым, выросла доля употребляющих наркотики малолетних детей в возрасте до 14 лет с 6,3% до 9,0% от общего числа в период с 2008 по 2013 год, ненаркотических психоактивных веществ - с 27,5% до 32,2%".

Напомним, более 60 тысяч россиян ежегодно умирают от патологий жизненно важных органов из-за систематического употребления наркотиков. Смертность от употребления наркотиков в России в 12 раз выше, чем в Европе.

Часто подростковая наркомания начинается с нюхания клея, приема лекарств, содержащих наркотик или покуривания марихуаны. Нередко подростковая наркомания начинается с приема так называемых заменителей наркотиков, химии спайс, различных солей, способных поднять настроение. Если вы хотите уберечь вашего ребенка от наркомании — будьте с ним откровенны и стройте отношения на доверии. Берегите ваших детей, дайте им понять, что взросление — это не верховенство в плохой компании, а авторитет в собственной семье.

В Архангельской области за прошедший год произошел семикратный рост поставленных на учет несовершеннолетних, употребляющих наркотики. В 2012 году их было 15 человек, в 2013-м – 109. Для оказания помощи детям и подросткам от 7 до 18 лет, имеющих опыт употребления психоактивных веществ, а также их родителям, в Архангельске открыт Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции с символическим названием «Надежда».

Основными направлениями деятельности Центра являются:

  • предоставление индивидуально-ориентированной помощи детям, имеющим опыт употребления психоактивных веществ, их семьям;
  • формирование у детей здорового образа жизни и ликвидация последствий злоупотребления психоактивными веществами;
  • вовлечение в программы учреждения родителей (законных представителей) и организация совместной деятельности по профилактике рецидивов злоупотребления психоактивными веществами у несовершеннолетних;
  • организационно-методическое и информационное обеспечение региональных и межмуниципальных мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни в образовательной среде;
  • организация обучения волонтерских групп по программам формирования здорового образа жизни и профилактическим программам антинаркотической направленности.

Специалисты Центра проводят диагностику, консультирование и по необходимости социально-психологическое и медико-социальное сопровождение детей и подростков от 7 до 18 лет, обратившихся за помощью самостоятельно, по инициативе родителей, либо направленных другим учреждением с согласия родителей.

Подростки из всех районов области, нуждающиеся в лечении и коррекции, могут получить не только качественную медицинскую и психологическую помощь, но и продолжить обучение по школьной программе в период реабилитации.

В центре «Надежда» работают психологи, оказывающие психодиагностическую, психокоррекционную, тренинговую помощь, психотерапевты, психиатр-нарколог, проводится диагностика семейных отношений.

Работа проводится не только с детьми, но и с их родителями с использованием таких методов, как телесно-ориентированная терапия, арт-терапия, библиотерапия, песочная терапия, кинотерапия, психологическое консультирование, семейные групповые конференции, медиация.

Остановимся коротко на каждом из методов.

Работа психолога в центре «Надежда» методом телесно-ориентированной терапии организована в рамках индивидуального консультирования и тренинговой работы. В индивидуальном консультировании по проблеме зависимостей телесная терапия дает возможность найти психотравму, которая является причиной возникновения проблемы, вывести клиента на осознание связи проблемы и ее причины и возможность успешного разрешения возникшей трудности без лишнего погружения в ситуацию сейчас. Также телесная терапия позволяет подготовить клиента к решению проблемы с помощью поиска ресурса, актуализации ценностей, позитивных воспоминаний, для появления энергии и готовности к решению трудной ситуации.

Интересным является то, что в индивидуальном консультировании работа психолога и клиента построена без прикосновений, а направлена на осознание и изменение телесного образа, и работа с ним с помощью различных внешних средств (бумага, краски, карандаши, пластилин и т.д.). В групповой работе телесно-ориентированной терапии используются техники с прикосновениями, растяжками, телесными движениями с целью снятия напряжения и изменение самоконтроля, как одних из возможных причин появления зависимостей.

Внедрение телесно-ориентированной терапии в спектр работы психологов центра «Надежда», дает позитивные результаты не только по работе с химической зависимостью, но и с пищевой, игровой зависимостью, проблемами созависимости в отношениях и т.д.

Арт-терапия - одно из направлений психотерапии искусством. Арт-терапия предполагает, что клиент рисует, лепит, выражая себя в продуктах своей деятельности, и это обязательно происходит в присутствии специалиста - арт-терапевта (арт-психотерапевта). Последний создает для клиента особую среду, помогает ему включиться в процесс изобразительного творчества. Нередко «исцеление» клиента происходит уже в процессе его изобразительной деятельности, в силу его реакции на сильные переживания. Немаловажное значение имеет обсуждение и психологический анализ творческой продукции клиента с участием арт-терапевта. Это позволяет автору работы понять свои психологические особенности (внутренние конфликты, неосознаваемые потребности, особенности реагирования в разных жизненных ситуациях и др.). Кроме того, изобразительное творчество в процессе арт-терапии часто дает толчок развитию различных жизненно важных навыков и способностей (принятие решений, самоорганизация, внимание, образное мышление и т. д.), что имеет огромное значение для социальной адаптации.

В дословном переводе библиотерапия означает «книголечение», или «лечение книгой». Психолог подбирает книги, которые позволяют читателям идентифицировать себя с героем и понять, что они - не единственные люди с подобной проблемой и по мере того, как герой решает эту проблему, читатель эмоционально включается в процесс и, в конце концов, обретает понимание своей собственной ситуации и находит правильные решения.

Метод "Песочная терапия". Автор метода песочной терапии, швейцарский юнгианский аналитик Дора Кальфф, считает что «Картина на песке может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым». Песочная терапия в контексте арт-терапии представляет собой невербальную форму психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении клиента.

Эти образы проявляются в символической форме в процессе создания творческого продукта – композиции из фигурок, построений на подносе с песком.

Основная цель песочной терапии – достижение клиентом эффекта самоисцеления посредством спонтанного творческого выражения. Основная задача песочной терапии - соприкосновение с вытесненным и подавленным материалом личного бессознательного, его включение в сознание.

Кинотерапия - направление психотерапевтической помощи, в котором ведущим иснструментом, помогающим клиенту решать свои проблемы, являются различные специальным образом подобранные фильмы.

В центре «Надежда» активно используются элементы кинотерапии в качестве групповой работы с подростками и родителями.

Технология ведения кинотерапии - это технология ведения групповой беседы. Прежде чем вынести фильм для обсуждения в группе, психолог просматривает его несколько раз сам, чтобы свободно ориентироваться в последовательности сюжетов, основных символах и даже фразах. Важно, чтобы психолог мог восстановить фильм с любого момента. Во время групповой беседы обсуждаются впечатления от просмотренного фильма (чувства, мысли), анализируются герои, их поступки, то, что показалось символичным, обозначить наиболее запомнившиеся эпизоды. Это поможет ведущему вычленить значимую для каждого проблематику и с ее учетом подбирать фильмы для следующих занятий. Рекомендуется не просто коротать время за приятным просмотром, а провести параллель с собственной проблемной ситуацией, определить те качества характера и ресурсов героев, которые помогают им в разрешении жизненных трудностей и определить свои собственные сильные стороны, проанализировать насколько поведение героев приемлемо в вашей ситуации, примерить на себя разные варианты решения проблемы с последующей оценкой их возможного результата.

Эффективно применение кинотерапии в качестве профилактики употребления психоактивных веществ. Благодаря работе волонтерского движения «Навстречу Независимости», многие подростки и школьники своими глазами увидели разрушительные последствия употребления наркотиков. Факты, порой шокирующие, и групповое обсуждение, отрезвляют сознание подростков, вносят в их мышление картины, которые в нужный момент обязательно возникнут, и возможно уберегут ребенка от необдуманного поступка.

Психологическое консультирование — это профессиональное отношение квалифицированного консультанта к клиенту, которое обычно представляется как "личность-личность", хотя иногда в нем участвуют более двух человек (семейное консультирование). Цель консультирования — помочь клиентам понять происходящее в их жизни и осмысленно достичь поставленной цели на основе осознанного выбора при разрешении проблем эмоционального и межличностного характера.

Семейная групповая конференция (СГК) — это своеобразный семейный совет, встреча членов семьи с целью обсуждения возникшей проблемы и самостоятельного принятия решения. На встречу приглашаются родственники, близкие для членов семьи люди: это могут быть соседи, друзья. На встречу приглашаются специалисты, различных служб, которые могут оказать услуги, необходимые семье для разрешения возникшей проблемы.

Независимый ведущий готовит семейную групповую встречу вместе с членом семьи или специалистом (любое заинтересованное в разрешении проблемы лицо), собирая вместе всех заинтересованных людей, как членов семьи, так и представителей ее социального окружения. Задача независимого ведущего - мобилизовать все ресурсы семьи и пригласить специалистов.

После того, как на первом этапе встречи члены семьи разъяснят причину встречи, и специалисты представят семье, какие услуги могут оказать специалисты из приглашенных организаций, семья остаётся одна.

В семейном кругу, без присутствия посторонних людей (координатора, специалистов социальных служб, инициатора проведения СГК) участники СГК обсуждают проблему и разрабатывают план ее решения с помощью собственных ресурсов. Таким образом, решение проблемы перестает зависеть от специалистов. Семья берёт ответственность на себя за решение собственных проблем.

Медиация - одна из технологий урегулирования споров с участием нейтральной, беспристрастной, незаинтересованной в данном конфликте стороны-медиатора, который помогает сторонам выработать определенное соглашение.

Процесс, в рамках которого участники с помощью беспристрастной стороны разрешают конфликт.

Медиация – это альтернативный метод разрешения спора при участии нейтральной незаинтересованной стороны, медиатора (посредника). Медиатор ведет процесс выяснения всех обстоятельств, из этого состоит технология медиации – чтобы позиция и за ней стоящие чувства, пожелания, интересы, потребности сторон сначала были сформулированы, озвучены, услышаны и понятны всеми. При этом медиатор поддерживает вовлеченные в спор стороны в выработке самостоятельного решения - выход из конфликтной ситуации, который устроит все стороны.

Кроме того, Центр "Надежда" проводит активную работу с детьми и подростками, формирует и обучает группы специалистов из числа педагогического коллектива, ответственных за профилактическую работу, а также проводят разъяснительную и просветительскую работу с родителями.