Июнь 2024
пн вт ср чт пт сб вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30

«Арт-терапевтические мастерские «Отражение» – проект психологической поддержки семей с подростками

29.06.2023 09:44

«Арт-терапевтические мастерские «Отражение» –  проект психологической поддержки семей с подростками

Проект «Отражение» был создан для обычных семей, которые рано или поздно сталкиваются с подростковым кризисом. Здесь родителям помогали понять, как происходит этот кризис, зачем он необходим, как пройти через него без потерь и сохранить связь с ребёнком!

Последняя – четвертая арт-терапевтическая мастерская – завершила работу в марте этого года, но команда психологов проекта, обсудив потребности целевой аудитории, подходящие формы организации тренингов, решила, что будет продолжать начатое дело.

_A7YyiDB1Ic.jpg

Почему «Отражение»?

Подростковый возраст – время познания своих ценностей, качеств и возможностей. Неоценимую помощь в этом оказывают родители. В них, как в отражении, вчерашний ребенок узнает то, что есть в нем самом.

otrazhenie-roditeli-podrostki0015.jpg

Структура проекта

Занятия проходили в Областном Художественном Музее имени Г. А. Травникова. Для участия приглашались дети из Кургана и пригорода в возрасте 10-14 лет вместе с родителями. Занятия бесплатные, необходимо было заполнить соответствующую заявку в официальной группе проекта «ВКонтакте».

Проект направлен на помощь:

  • подросткам – в самопознании,
  • родителям – в адаптации к новой роли «родитель подростка»,
  • семье – в налаживании искреннего, тёплого контакта между поколениями.

Всего предусмотрено 10 занятий: пять с детьми, два с родителями, три совместных. Встречи проходили раз в неделю по вечерам. Параллельно занимались две группы.

otrazhenie-roditeli-podrostki0014.jpg

Подростки на своих занятиях рисовали, играли, беседовали и познавали себя.

Родители на своих «уроках» узнавали об особенностях подросткового кризиса, делились сложностями в воспитании и находили новые эффективные решения.

На совместных занятиях происходило самое главное – дети и родители учились взаимодействовать, опять же, в игровом формате.

«Мы обсуждаем все проблемы, которые у них есть. Дети по-новому узнают своих родителей, а родители – детей, – отметила автор проекта Ксения Знайкина. – Подростки говорят: «Я не знал, что моя мама, оказывается, так сильно переживает». То есть, даже не подозревал, что у мамы есть какие-то свои чувства, эмоции в отношении него. Детям кажется, что родители просто злые, ну, бывают периодически. А потом на занятиях понимают, что за злостью много всего другого, положительного».

1QBeWt7ONsI.jpg

В работе со взрослыми акцент делали на родительских страхах, наносных шаблонах. «Мы их убираем, и родители начинают более трезво видеть самого ребенка. Что он на самом деле – умный, самостоятельный, ответственный, – сказала Ксения Знайкина. – Результаты есть практически у всех. У некоторых – спустя какое-то время».

На десятом, последнем, занятии в третьем потоке было любопытное задание. Родители стояли напротив своих детей. Всем нужно было закрыть глаза и подумать, что за человек стоит перед ним, чем он отличается от других. Затем с открытыми глазами попытаться понять его эмоции, переживания. Следующий шаг – сказать три вещи, за которые можно любить этого человека, взять за руки, обнять. Далее самое интересное: родители переходят к следующему ребенку и выполняют те же действия. Нужно сделать полный круг и вернуться к своему ребенку.

«Интересно, когда другие родители рассказывают чужим детям о том, какие качества те имеют. Это – взгляд со стороны, – прокомментировала Ксения Знайкина. – Подростки видят, что и их родители им не враги, и вообще всё это поколение. Среди взрослых есть хорошие добрые люди, к которым можно обратиться. Мне кажется, вот это противостояние между детьми и родителями становится меньше. Связь поколений – крепче».

otrazhenie-roditeli-podrostki0013.jpg

Итоги проекта

Родители отмечают, что благодаря проекту стали более уверенными и устойчивыми в своей роли, что лучше стали понимать своих детей, научились строить более эффективное общение внутри семьи.

Дети научились управлять своими эмоциями, строить коммуникацию с родителями и другими людьми. Подростки стали более уверенными в себе, менее тревожными, они начали понимать себя, свои особенности, что является наилучшей базой для успешного взросления.

LjM79kGUkms.jpg

И со стороны взрослых, и со стороны детей отмечается более глубокое взаимопонимание, общение после проекта становится более расслабленным и комфортным. В спокойном состоянии донести свою мысль до другого гораздо проще.

Через «Отражение» прошло 120 семей. Проект был реализован автономной некоммерческой организацией реализации социально значимых инициатив «Сопровождение» с использованием гранта Президента РФ, предоставленного Фондом президентских грантов.

По материалам открытых источников