Педагог-психолог, Татьяна Евтеева разработала программу занятий «Волшебная глина», направленную на эстетическое и психоэмоциональное развитие детей. В основе программы лежит арт-терапевтический метод глинотерапии, способствующий снижению агрессивности, снятию нервного напряжения, вызванного страхами и негативными эмоциями. Благодаря своей уникальной структуре и мягкости глина активизирует тактильные ощущения и позволяет ребенку раскрыть свой внутренний мир.
Преимущества работы с глиной
По своим качествам глина – удивительный материал, который одновременно обладает целым рядом преимуществ. С ней легко работать и она принимает любую форму, ее можно смешивать с водой, взбивать, бросать. Для работы с глиной не требуются особенные условия и подготовка, а занятия глинотерапией можно проводить как индивидуально, так и в коллективе. В процессе творчества дети часто общаются, разговаривают, обмениваясь мыслями друг с другом, делятся ощущениями. Такой способ совместной деятельности способствует развитию речевых навыков, умению вербально выражать свои чувства.
Психоэмоциональный аспект творчества
Занятия глинотерапией развивают зрительное, тактильное и кинестетическое восприятие, а сам материал для лепки служит своеобразным посредником для выражения эмоций. Во время занятий психолог может проанализировать чувства, понять состояние ребенка, просто наблюдая за его работой и глядя на результат его творения.
Глинотерапия на уровне символов позволяет определить динамику внутреннего мира человека. А процесс вымешивания глины предоставляет возможность осмысления, дает время для выбора решения. Занятия лепкой из глины, опираясь на здоровые ресурсы психики, способствуют снижению агрессивности. Глубинный смысл глинотерапии состоит в формировании энергии собирания, удержания и расслабления. Так, например, лепка куба на бессознательно-символическом уровне формирует энергию собирания; лепка шара – энергию удержания; лепка плоскости способствует расслаблению.
Глинотерапия: лепим страхи и желания
Вылепить из глины движение, состояние, ситуацию, а потом созерцать продукт своего творчества – это возможность увидеть свои страхи, посмотреть на свои проблемы со стороны. Когда ребенок анализирует свое творение, внутреннее чувство гармонии подсказывает ему, что необходимо поправить в скульптуре. Он старается придать ей более правильную форму, начинает дополнять вылепленную скульптурку деталями, таким образом, неосознанно гармонизируя собственный внутренний мир. Аналогично негативным ощущениям дети могут изображать свои желание или сокровенные мысли, а затем корректировать их.
Глинотерапия для всех
Программа «Волшебная глина» рассчитана на детей в возрасте от семи до десяти лет, но глинотерапия в целом полезна и интересна как ребенку, так и взрослому человеку. Избавляться от внутренних страхов и учиться контролировать свои эмоции необходимо и детям, и родителям. Благодаря лепке человек осмысляет свои ошибки и учится управлять собой.
Актуальность использования глинотерапии
Педагог-психолог Татьяна Евтеева разработала серию упражнений для детей с психоэмоциональными расстройствами. Цель данной программы – создать условия для снижения напряжения, снятия мышечных зажимов, для эмоциональной разрядки.
способствовать осознанию у детей своих чувств, переживаний, побуждать детей к размышлениям, самоисследованию, личностному росту.
Методы, используемые на занятиях:
танцевальные упражнения;
упражнения на визуализацию образов;
игры;
лепка;
обсуждение;
релаксация.
Занятия по глинотерапии: учебно-тематический план
Занятие №1: «Знакомство с глиной»
Цели занятия: снятие мышечных зажимов, эмоциональная разрядка.
Задачи: познакомить детей с глиной в разных состояниях, обучить приемам работы с глиной, развивать сенсорные ощущения, творческое воображение, развивать спонтанность в выражении чувств. Выработать навыки расслабления и снятия напряжения. Создать дружескую обстановку, снять тревожность, напряжение, стабилизировать психоэмоциональное состояние.
Материалы: стаканчики с водой, тарелки с глиной, доски для лепки или клеенка, салфетки – для каждого ребенка, аудиозапись с музыкальными композициями, образцы глины.
Ход занятия:
Этап 1: Разогрев, игра «Молекулы»
Психолог предлагает детям поиграть в игру:
«Ребята, сейчас мы немного поиграем, вы все превратитесь в маленькие частички – атомы, вы будете спокойно двигаться по комнате, будто летать по ней под музыку. Когда я хлопну в ладоши, все атомы будут искать себе пару, вы станете молекулой. Когда вы услышите хлопок, ищите себе пару, берите друг друга за руки, когда зазвучит музыка – вы снова атомы».
Этап 2: «Знакомимся с глиной»
Дети садятся в круг. Психолог рассказывает о глине и показывает детям, какая бывает глина: сухая, влажная, жидкая.
Психолог: «Ребята, сегодня я хотела бы рассказать вам об удивительном материале, о глине. Вы все, наверное, знаете, что из глины делают кирпичи для строительства домов, гончары из глины создают посуду, глину используют в лечебных целях – лечат больной орган, рану, делают на лицо маску из глины. Можно сказать, глина – это живая материя, так как жизнь есть все: каждая пылинка, каждый атом минерала – все это жизнь.
Ученые-геологи – это те, кто изучает нашу природу, нашу Землю, – наблюдали за процессом развития минералов и горных пород. Они вдруг поняли, что все минералы, горные породы обладают свойствами живых существ: способностью уставать, стареть, болеть, отдыхать, дружить, запоминать, проявлять симпатию и антипатию, залечивать раны, бороться за существование. Они зарождаются, растут, достигают своего расцвета и, наконец, разрушаются, а значит, эволюционируют, как и все живое. Сегодня ученые утверждают, что глина — это та же Земля.
Глина есть жизнь. Она берет свое начало в первом царстве — царстве минералов. И пронизывает все другие царства: растений, животных, человека, следуя общему закону эволюции, от простого к сложному. Считается, что именно глина по своему составу подобна составу печени. Структура глины обладает уникальными возможностями записи и переноса информации. Некоторые разновидности глин обладают памятью. Посмотрите, какая бывает глина… (показ глины в разных состояниях)».
Далее дети по просьбе психолога выбирают себе места за столами, на которых стоит тарелка с глиной и вода.
Психолог предлагает вымесить глину так, чтобы она стала похожа на тесто. Психолог комментирует процесс вымешивания глины: «Вы можете вымесить глину одной рукой или двумя, можете понемногу подливать воду в сухую глину, можете месить глину как тесто ладонями, пальцами… Почувствуйте глину на ощупь. Какая она? Сухая, влажная, холодная? Нравится ли вам глина?».
Когда процесс вымешивания глины закончится, психолог предлагает поиграть с глиной и сделать следующие действия с глиной:
погрузить руки в глину;
сжать, смять глину;
растянуть ее;
вытягивать глину;
разрывать глину;
протыкать ее;
расплющить глину;
сделать дырки;
придать форму волны;
скрутить глину.
Психолог: «Закройте глаза. Когда глаза закрыты, ваши пальцы и руки более чувствительны к глине. Когда ваши глаза открыты, они могут менять ваши ощущения. Попробуйте лепить с открытыми и закрытыми глазами…
Посидите немного, положив руки на глину. Подружитесь с куском глины. Он гладкий? Корявый? Плотный? Холодный? Теплый? Влажный? Сухой? Возьмите его и поддержите. Легкий он или тяжелый?
Теперь я хочу, чтобы вы отщипнули кусочек от куска глины. Пользуйтесь двумя руками. Отщипывайте медленно, а потом быстрее.
Сожмите вашу глину. Теперь разгладьте ее, используйте большие пальцы, ладонь. После того, как вы разгладите глину, ощупайте места, которые вы разгладили… соедините все вместе, чтобы получился шар… проткните глину. Собирайте ее и ударяйте по ней… Снова соберите глину…
Разрывайте ее, отрывайте маленькие и большие кусочки, соединяйте их. Протыкайте глину пальцами… Проковыряйте в ней дырку, еще несколько дыр… Ощупайте края дыры, которую вы сделали… Соберите глину и попробуйте нанести на нее линии, волны, ударяя по ней, используя пальцы, ладони, ребра ладоней…Теперь оторвите кусочек и сделайте змею. Она будет становится все тоньше, тоньше, и длиннее… оберните ею свою руку или свой палец…
Возьмите на минуту обеими руками свой кусок глины. Вы теперь хорошо его знаете».
Во время выполнения детьми действий с глиной психолог может спрашивать детей: «Нравится ли тебе то, что ты сейчас делаешь с глиной? Что ты чувствуешь в этот момент? Как еще хочется поиграть с глиной?».
Этап 3: «Лепим шар»
Психолог включает музыку для релаксации и просит детей скатать шар из глины, чтобы шар был гладким, похожим на мяч. Данное упражнение помогает ребенку сконцентрировать свою внутреннюю энергию, почувствовать свой ресурс.
Этап 4: «Ласковые ладошки»
Дети становятся в круг друг за другом, под спокойную музыку, и каждый последующий гладит впереди стоящего по голове, спине, с внешней части рук (легко, слегка прикасаясь).
Этап 5: Завершение, игра «Аплодисменты по кругу»
Психолог: «Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру. Давайте похлопаем друг другу. Давайте поблагодарим друг друга за сегодняшнюю работу».
Психолог начинает хлопать в ладоши, подходя к одному из участников группы. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и так далее. Последнему участнику аплодирует уже вся группа.
Занятие №2: «Мое настроение»
Цели занятия: способствовать развитию творческого воображения, фантазии, процесса самопознания.
Задачи: улучшить настроение детей, настроить детей на непринужденное поведение, развивать различные виды чувствительности, воображение, способствовать получению позитивного жизненного опыта.
Материалы: стаканчики с водой, тарелки с глиной, доски для лепки или клеенка, салфетки – для каждого ребенка, аудиозапись с музыкальными композициями.
Ход занятия:
Этап 1: Разогрев, игра «Внимание»
Все дети встают в шеренгу, повернувшись лицом к ведущему.
Психолог встает около одного из концов шеренги и говорит: «Давайте попробуем выполнить каждое задание как можно точнее.
Задание первое: встаньте в шеренге так, чтобы здесь, около меня, стоял самый высокий из вас, а на другом конце шеренги – тот, у кого самый небольшой рост. Начали!..
Задание второе: около меня должен стоять человек с самыми темными волосами, на другом конце шеренги – с самыми светлыми волосами…».
Этап 2: «Лепим героя»
Психолог предлагает детям сесть в круг, включает музыку и просит детей подвигаться так, как им хочется, можно двигать кистями рук, плечами, головой, туловищем. Потом психолог говорит: «Замрите в той позе, в какой вы есть. Закройте глаза. Представьте себе, что вы перелистываете книгу с приключениями. Вы листаете ее, разглядываете рисунки, и видите героев в такой же, как у вас позе.
Что вы можете сказать о герое? Какое приключение он переживает? Я предлагаю вам слепить этого героя».
Этап 3: Анализ детских работ
Психолог по окончании лепки проводит обсуждение:
Что у тебя получилось?
Как ты назовешь своего героя?
Что он собрался делать?
Что ты чувствовал, когда его лепил?
Кого он тебе напоминает?
Что твой герой хотел бы нам всем нам сказать?
Нравится ли тебе то, что получилось?
Этап 4: «Сказочный лес»
Психолог: «Представьте, что вы находитесь в сказочном лесу. В этом лесу растет много различных деревьев, кустов и цветов. Почувствуйте себя одним из них и изобразите его. Скажите, какое вы дерево (куст, цветок).
Теперь представьте себе, что в вашем лесу стал дуть сильный ветер. Вашему дереву необходимо выстоять, для этого оно должно почувствовать свою крепость, силу и гибкость… Ветер в сказочном лесу бывает разным. Сейчас он теплый, даже горячий. И вдруг подул холодный, колючий ветер, деревьям стало холодно…
А вот снова выглянуло солнышко, и деревьям стало тепло, легкий ветерок обдувает их. Он кружит над сказочным лесом.
А сейчас вы превращаетесь в сильный ветер, настоящий ураган… Вдруг ураган стихает, и вы превращаетесь в теплый нежный ветерок, свободный и легкий».
Этап 5: Завершение, игра «Аплодисменты по кругу»
Психолог: «Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру.
Я начинаю хлопать тебе, ты выбираешь того, кому хочешь похлопать, теперь ты выбираешь того, кому ты хочешь похлопать. Давайте поблагодарим друг друга за сегодняшнюю работу».
Психолог начинает хлопать в ладоши, постепенно подходя к одному из участников группы. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и так далее. Последнему участнику аплодирует уже вся группа.
Занятие №3: «Совместная лепка»
Цель занятия: способствовать формированию навыков общения.
Задачи: помочь детям осознать свои желания, ценности, мысли, качества, которые способствуют взаимопониманию и успешному общению. Создать настроение для совместной работы, помогать развитию вербальных и невербальных способов общения.
Материалы: стаканчики с водой, тарелки с глиной, доска для лепки или клеенка, салфетки – для каждого ребенка, аудиозапись с музыкальными композициями, предмет, изображающий «волшебный» камень.
Ход занятия:
Этап 1: Разогрев, игра «Общение в паре»
Психолог: «Найдите себе пару. Сейчас вы попробуете выполнить несколько заданий. Вы будете общаться друг с другом необычным способом. Давайте начнем…». Психолог предлагает вначале упражнение «Спина к спине», затем «Сидя и стоя», «глаза-в-глаза»:
«Сядьте на пол спиной к спине, попробуйте поговорить.
Один из вас стоит, а другой сидит. Попробуйте поговорить в таком положении. Через несколько минут поменяйтесь местами, чтобы каждый смог посмотреть на другого и снизу вверх, и сверху вниз;
Смотрите со своим партнером друг другу в глаза и общайтесь только взглядом. По окончании игры дети делятся своими впечатлениями».
Этап 2: «Лепим вместе»
Психолог предлагает детям найти себе пару и сесть вместе за один стол.
Психолог: «Слепите, не договариваясь, одну картинку. Вам нельзя совещаться произносить слова, можно обмениваться только взглядом, жестами. Когда ваша работа будет закончена, вы можете придумать общее название, тогда уже можете посовещаться».
Психолог включает музыку, и дети выполняют задание. Психолог следит за тем, чтобы в процессе работы дети не нарушали правила.
Этап 3: Анализ совместной работы
По окончании лепки проводиться обсуждение. Психолог спрашивает каждую пару:
Что вы слепили?
Как бы вы назвали эту картину из глины?
Что для себя хотели бы взять из этой работы?
Вам понравилось вместе лепить?
Сколько осталось глины у каждого из вас?
Сколько каждый вложил в общее дело?
Кто из вас был ведущим?
Что понравилось, когда работали вместе?
Что было трудным?
Этап 4: «Самое лучшее»
Психолог: «Я принесла сегодня один камень, давайте представим, что он волшебный, он поможет нам в одной игре. Ребята, я предлагаю вам сесть в круг и ответить на вопрос: «Если бы сейчас вы могли помочь другим понимать друг друга, чтобы вы им сказали?»
Назовите черту характера, которая этому помогает. Назовите самое ценное ваше качество. Когда вы будете говорить, «волшебный камень» будет у вас в руках, если вы закончите свои высказывания, то передайте камень следующему участнику игры».
Этап 5: Завершение, «Спасибо за приятное занятие»
Психолог: «Ребята, наше занятие заканчивается, и я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет выразить нам дружеские чувства и благодарность друг другу.
Один из вас становится в центр круга, другой подходит к нему, пожимает руку и говорит: «Спасибо за приятное занятие!» Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки.
Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятное занятие!» – таким образом, группа в центре круга будет постепенно увеличиваться. Все держат друг друга за руки.
Когда к нашей группе присоединиться последний участник, мы замкнем круг и завершим церемонию безмолвным легким троекратным пожатием рук».