Октябрь 2024
пн вт ср чт пт сб вс
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3

Большая «Перемена» в Пермском крае

Большая «Перемена» в Пермском крае

В Пермском крае активно развиваются и применяются технологии раннего выявления детского и семейного неблагополучия. Это позволяет успешно работать с семьями, возвращать их из кризисных ситуаций в норму. За 5 лет в регионе удалось существенно снизить удельный вес детского неблагополучия с 6,8% в 2006 году до 5,8% в 2010 году. И специалисты не планируют останавливаться на достигнутых результатах. Задачи на будущее определены и выполняются.

 Так, уже почти год на территории Пермского края реализуется долгосрочная целевая программа «Семья и дети Пермского края на 2011-2015 гг.», утвержденная постановлением Правительства Пермского края, в рамках которой осуществляется реализация региональных проектов в сфере детства: «Ранняя профилактика социально опасного положения и социального сиротства» и «Выявление и реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении». Эти проекты направлены на выявление и предотвращение семейного неблагополучия на ранних стадиях, а также реабилитацию и сопровождение семей и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.

 Успешно продолжают работать и проекты запущенные ранее. В 2010 году был утвержден план мероприятий по проведению кампании по противодействию жестокому обращению с детьми. В рамках реализации кампании на территории края осуществлялись мероприятия по взаимодействию со СМИ, мероприятия, направленные на вовлечение в противодействие жестокому обращению с детьми широких слоев населения и специалистов, мероприятия по развитию служб, оказывающих помощь детям и семьям в случае насилия и жестокого обращения.

 Решая проблему оказания своевременной помощи несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в том числе подвергшимся насилию, ещё в 2008 году в г. Перми был организован городской телефон доверия для детей и подростков «Перемена» (ДТД «Перемена»).

 Команда службы занимает активную позицию в повышении доступности и качества услуги дистантного консультирования для детей Перми и Пермского края. В 2009-2010 гг. рамках краевой целевой программы «Семьи и дети Пермского края» была отработана модель работы службы Детский телефон доверия по профилактике суицидов и аддикций среди детей и подростков в отдаленных северных территориях региона. Это позволило повысить доступность услуги: более 900 детей получили экстренную психологическую помощь.

 С сентября 2009 года по декабрь 2010 года команда ДТД «Перемена» участвовала в реализации гранта Фонда поддержки детей находящихся в трудной жизненной ситуации (г. Москва). В рамках данного проекта создано очное кризисное отделение и разработана модель оказания очной помощи в за рамками телефонного консультирования. В 130 случаях такая помощь была оказана.

10 сентября 2010 г. между Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (г. Москва) и Правительством Пермского края было заключено соглашение об обеспечении деятельности па территории края детского телефона доверия с единым общероссийским телефонным номером 8-800-2000-122.

В 2010 году на детский телефон доверия обратилось более 7 тысяч абонентов. Основная часть звонков (75%) поступила от школьников. Из них более половины (66%) - младшие подростки в возрасте 11- 14 лет.

В 393 случаях дети, обратившиеся в службу, находились в кризисном состоянии, что составляет 5,6% от общего количества обращений. В 41% случаях дети испытывали насилие со стороны окружения, в том числе домашнее насилие (физическое и психологическое), преследование со стороны сверстников. В 21% случаев под угрозой находилась жизнь ребенка (суицидальные мысли, планы, попытки).

 В первом квартале 2011 году в Прикамье в службу детского телефона доверия поступило 1933 обращения, в том числе 1152 - от детей и подростков.

 Работу специалистов телефона доверия высоко оценили коллеги. Так в декабре 2010 года службе экстренной психологической помощи ДТД «Перемена» был присвоен высший уровень качества Российской Ассоциацией детских телефонов доверия и Национальным фондом защиты детей от жестокого обращения.

Кроме этого, Пермский край выбран площадкой для обучения специалистов служб детского телефона доверия Приволжского и Уральского федеральных округов. Первая группа консультантов и психологов детских телефонов доверия прошла обучение в конце 2010 года. Занятия проводят квалифицированные специалисты служб детского телефона доверия Москвы, представители Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

 Впрочем, специалисты в Пермском крае работают не только с телефоном доверия. Например, в Прикамье была успешно апробирована технология раннего выявления случаев нарушения прав детей, жестокого обращения, а так же межведомственная модель сопровождения семьи и ребенка по технологии «работа со случаем» (работа комплексной межведомственной команды с участием специалистов кризисной службы, медико-социальных служб поликлиник и дошкольных учреждений Мотопилихинского и Ордженикидзевского районов города Перми).

 Работа по выявлению и профилактике фактов жестокого обращения с детьми ведётся и в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних (СРЦН), и в детских домах.

 Процесс реабилитации ребенка пострадавшего от насилия в семье и работа по сопровождению семьи несовершеннолетнего разделена на три основных этапа.

 Первый этап – предварительный. Он осуществляется специалистами приемного отделения. С первого дня пребывания за ребенком и его семьей закрепляется команда  сотрудников  Центра: социальный педагог, специалист по социальной работе, психолог, воспитатель. Междисциплинарная команда сопровождает несовершеннолетнего и его семью на протяжении всего периода реабилитации и в постреабилитационный период. Создание такой команды единомышленников позволяет выработать единый подход и согласованность действий в решение проблем конкретного ребенка - жертвы насилия и его семьи.

 Первым, кто встречает и осматривает ребенка, является медицинский работник. В случае обнаружения на теле несовершеннолетнего шишек, гематом, ран, шрамов и т.д., медицинский персонал учреждения проводит беседу с ребенком по выяснению причин полученных повреждений, после чего производится соответствующая запись в Акте о приеме несовершеннолетнего и в медицинской карте, так же в случае необходимости принимаются меры по госпитализации ребенка в учреждениях здравоохранения. В дальнейшем собранные медицинским персоналом документы приобщается к личному делу несовершеннолетнего. Медицинский работник незамедлительно ставит в известность психолога, специалиста по социальной работе, воспитателя, администрацию учреждения о   выявленных  фактах жестокого обращения. К работе с ребенком подключается закрепленная команда специалистов. Далее специалистами социально-правовых служб совместно с психологом предпринимаются действия, направленные на выяснение времени и обстоятельств получения несовершеннолетним имеющихся телесных повреждений и извещают все субъекты системы профилактики о выявленном случае жестокого обращения с ребенком.

 После завершения предварительного этапа проводится первичный консилиум специалистов учреждения. На консилиуме разрабатывается индивидуальная программа реабилитации (ИПР), в которой определятся цель и задачи реабилитационного процесса, конкретные мероприятия по преодолению последствий жестокого обращения для ребенка, предварительные сроки проведения комплексной реабилитационной работы, предположительный путь жизнеустройства несовершеннолетнего, участники реабилитационного процесса. К работе консилиума привлекаются узкие специалисты: невролог, психиатр, а так же специалисты субъектов профилактики, заинтересованные лица, и т.п. Основная цель ИПР направлена на минимизацию последствий от перенесенного насилия и предотвращения случаев повторного насилия по отношению к ребенку в семье.

Второй этап – реабилитационный. Он осуществляется специалистами отделения социальной реабилитации (ОСР) и отделением сопровождения семейно-воспитательных групп (ОССВГ). На этом этапе реализуется индивидуальная программа реабилитации ребенка пострадавшего от насилия и его семьи. Работа специалистов отделения социальной реабилитации направлена на возвращения ребенка в кровную или замещающую семью, сокращения сроков нахождения ребенка в государственном учреждении, оказание своевременной и адекватной помощи несовершеннолетнему пострадавшему от насилия и его семье.

 С целью выявления фактов насилия в отделении социальной реабилитации с каждым несовершеннолетним проводится углубленная протоколируемая беседа, в ходе которой выявляются причины и условия, способствующие беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних. И в случае, когда в ходе беседы от несовершеннолетнего поступают жалобы на жестокое обращение со стороны родителей (законных представителей) или третьих лиц, подается соответствующее заявление в отделение внутренних дел (ОВД), прокуратуру, так же извещаются субъекты системы профилактики.

 В период нахождения несовершеннолетнего, подвергшегося насилию, в отделении социальной реабилитации сотрудники организуют и проводят работу не только с ребёнком, но и с его семьей. В работе используются методики по реабилитации жертв насилия.

 Специалистами социально-правовых служб оказывается необходимая помощь сотрудникам ОВД (прокуратуры) в проведении необходимых следственных действий по выявленным фактам жестокого обращения и регулярно. информируют субъекты системы профилактики о результатах проводимой работы с несовершеннолетним и его семьей. После проведения уполномоченными органами проверки по выявленному факту жестокого обращения дело может быть передано в суд и прекращено за отсутствием состава преступления. В судебном порядке родители могут быть привлечены к уголовной ответственности или может состояться примирение в суде.

 Во время проведения следственных действий и судебного заседания несовершеннолетнего сопровождают и оказывают необходимую поддержку психолог и социальный педагог учреждения.

 Третий этап – постреабилитационный. Он осуществляется специалистами всех трех отделений - приемным, ОСР, ООСВГ. Постреабилитационный этап ограничен по времени и длится до б-ти месяцев с момента передачи несовершеннолетнего в кровную семью и проводится в форме социального патронажа во взаимодействии с инспекторами ОДН, образовательными учреждениями, КДНиЗП, ССР (если семья находится па учете как находящаяся в социально опасном положении). Главной целью в работе с несовершеннолетним пережившим насилие и его семьей - это предотвращение рецидивов насилия. В случае выявления повторного насилия незамедлительно информируются орган опеки и попечительства, КДНиЗП, ОДН УВД.

 Комплексный подход и соблюдение междисциплинарного принципа в работе с несовершеннолетними - жертвами насилия, предусматривает четкость и последовательность в деятельности всех специалистов учреждения и ведется по следующим основным направлениям:

1) работа с ребенком;

2) работа с семьей несовершеннолетнего с социальным окружением семьи, заинтересованными в судьбе семьи и ребенка лицами, субъектами системы профилактики.

 Для каждого отделения учреждения и специалиста обозначены зоны ответственности с целью исключения случаев дублирования мероприятий и повышения эффективности работы по ведению случае жестокого обращения. Координатором работы со случаем жестокого обращения выступает специалист по социальной работе, который формирует и ведет личное дело несовершеннолетнего и его семьи. Его можно рассматривать как системного специалиста, способного обеспечить и гарантировать непрерывность процесса реабилитации, адекватности и преемственности мер и методов оказания помощи конкретному ребенку и его семье.

 В работе с ребенком, пострадавшим от насилия, и его семьей активно используются элементы восстановительных технологий, что имеет положительный эффект, как для самого ребенка, так и для виновного в насилии.

 Организация реабилитационных мероприятий по выявленным случаям жестокого обращения с ребенком и его семьей ведется согласно Механизму взаимодействия, утвержденного постановлением краевой КДНиЗП.

 Большое внимание в сопровождении случая жестокого обращения с несовершеннолетним уделяется оказанию психолого-педагогических помощи ребенку, членам семьи, а так же виновному в насилии с целью минимизации последствий у ребенка от жестокого обращения.

 Система оказания психологической помощи включает:

 1) Первичное обследование детей (первые три рабочих дня с момента поступления):

цель обследования - диагностика психо-эмоционального и функционального состояния ребенка на момент поступления в СРЦП. Оказание экстренной психологической помощи. Разрабатываются первичные рекомендации для команды специалистов работающих с несовершеннолетним - жертвой насилия.

2) Углубленное психологическое обследование (месяц с момента поступления): цель - изучение когнитивной и эмоционально-волевой сфер, диагностика характерологических и поведенческих особенностей, особенностей темперамента и мотивационной сферы, уровня общей осведомленности ребенка во время пребывания в СРЦН, а так же особенностей детско-родительских отношений. На этом же этапе осуществляется обобщение результатов обследования, разработка расширенных рекомендаций специалистам, воспитателям, родителям (законным  представителям),  планирование мероприятий  индивидуальной программы реабилитации воспитанника, с учетом психологической травмы нанесенной ребенку.

3) Диагностика родительской системы: цель - выявить семейные факторы, приведшие к насилию по отношению к ребенку, факторы, затрудняющие успешную адаптацию ребенка в социуме, оценить перспективы дальнейшей работы с семьей, с учетом имеющегося положительного ресурса.

 

Основными задачами психологической составляющей реабилитационной программы несовершеннолетних пострадавших от жестокого обращения в семье являются:

- снижение   состояния   психического   дискомфорта,   стабилизация эмоционального состояния;

- проработка травматического опыта, в том числе в игровой форме;

- развитие психической произвольности и саморегуляции;
- развитие социального интеллекта (развитие    коммуникативных навыков, регуляции социальных отношений со сверстниками и взрослыми);

- развитие познавательной активности;

- устранение причин, лежащих в основе дезадаптации несовершеннолетнего   из   семьи,   с   проблемами   насилия   и   адаптация
несовершеннолетнего к социуму с опорой на сохранные функции.

-создание позитивной среды жизнедеятельности несовершеннолетнего, с целью его дальнейшего жизнеустройства.

 4) Повторная диагностика несовершеннолетнего, воспитанника СРЦН (промежуточная 3 месяца с момента поступления с учетом динамики): цель - обеспечение контроля уровня развития несовершеннолетнего в сферах (когнитивной, эмоционально-личностной, поведенческой), контроля адаптации, обеспечивающих успешность ребенка в группе.

 

Не реже, чем 1 раз в три месяца, психологом СРЦН проводится промежуточная диагностика несовершеннолетнего, с использованием той же батареи тестов, что и на первичной диагностике. В случае отсутствия позитивных изменений в ситуации с несовершеннолетним, анализируется ИПР и разрабатывается дополнение к уже реализуемому психологическому блоку индивидуальной программы реабилитации несовершеннолетнего (ИПР).

5) Итоговый этап (завершающий): цель - анализ эффективности работы с несовершеннолетним в условиях СРЦН.

 Анализ эффективности работы с несовершеннолетним проводится по результатам завершающей диагностики (Анализ документации, экспертной оценки, тестирования).

В ходе реализации психологического блока реабилитационных мероприятий психолог должен стремиться к достижению следующих результатов:

 - стабилизация психофизического, психоэмоционального состояния
несовершеннолетнего;

- развитие   социального   интеллекта   (развитие   коммуникативных
навыков, регуляции социальных отношений со сверстниками и взрослыми);

- коррекция агрессивных тенденций, тревожности ребенка;

- формирование     адекватной     самооценки,     обучение     приемам
толерантности,   уверенного   поведения,   с   целью   нормализации   психо­
эмоциональной    деятельности    ребенка,    повышение    толерантности    к
стрессовым факторам;

- постреабилитационное сопровождение.

 В срок до 6 месяцев психолог осуществляет социальный патронаж с целью поддержки семьи и несовершеннолетнего с целью закрепления достигнутых результатов в процессе реабилитации.