Предлагаемые методики разработаны в разное время на основе длительного опыта психотерапевтической работы с детьми и семьями. Они отличаются простотой (возможностью использования даже в "полевых" условиях), емкостью и наглядностью, могут при необходимости творчески видоизменяться в соответствии с потребностями конкретного специалиста и семьи. Эти упражнения могут быть полезны для психолога на первоначальных стадиях работы с семьей для диагностики и наблюдения, установления неформального контакта, укрепления отношений внутри семьи.
Первое упражнение - "Строим жилище" - способствует созданию атмосферы доверия и безопасности во время психологического консультирования; помогает установить контакт с ребенком или взрослым; увидеть, как ребенок или родитель обходится со своими психологическими границами и какие они - слабые или крепкие; испытывает ли потребность в том, чтобы укреплять эти границы (например, дополнительно наклеивая много слоёв бумаги на коробку); как на символическом уровне представляет себя, свое телесное и эмоционально-личностное пространство, если соотносить это с образом "жилища", "дома"; насколько сильно проявляется контраст между внешним и внутренним; как выстраивает отношения с окружающим миром (например, есть ли в этом "жилище" входы и выходы, имеется ли дополнительная защита в виде ограды, решёток и прочее).
Второе упражнение - "Заколдованная пещера" - пригодится для диагностики отношений в детско-родительской паре и терапевтической интервенции, поможет увидеть и выработать новые способы выхода из стрессовых ситуаций, совместно урегулировать конфликты и найти способы социально приемлемого выражения негативных эмоций, сплотить семью и развить креативное мышление , фантазию.
Третье упражнение - "Игра в принцессу или волшебника" - позволяет научить ребенка осознавать и говорить о своих актуальных желаниях, потребностях и мечтах взрослому, что облегчает поддержание диалога, избегание истерик и конфликтов, инициируя поиск приемлемого способа для их удовлетворения.
Так, в реальной жизни невозможно получить настоящую волшебную палочку или завести в доме слонёнка, но игра и рисование даёт возможность ребёнку прожить все это на эмоциональном уровне, вообразить, представить себе важные детали желаемого события, совершить необходимые действия в ходе своеобразной психодрамы, сюжетно-ролевой игры. В то же время некоторые детские желания могут быть услышаны взрослым и успешно реализованы вместе с ребёнком.
Кроме того, последнее упражнение может быть полезным и выполняться не только психологом, но и родителями дома для профилактики детских капризов и истерик, а также для того, чтобы научить ребенка осознавать, озвучивать и выражать значимым взрослым свои желания, потребности, мечты, фантазии. Для этого необходим доверительный контакт между ребёнком и взрослым, умение последнего слушать и слышать то, что малыш пытается донести до него.
Полученные в ходе выполнения упражнений наблюдения, внутренний эмоциональный опыт, а также последующая рефлексия позволят психологу уточнить или переформулировать изначальный запрос, дать семье обратную связь, необходимые рекомендации или домашнее задание.
Рассмотрим подробно каждую методику.
1) "Строим жилище". Это арт-терапевтическое упражнение, используемое в групповой или индивидуальной работе с родителями и их детьми, помогает не только сплотить членов семьи и увидеть их взаимодействие, создать безопасное и защищенное пространство, осознать свою целостность, свои границы и способы защиты, но и получить проективную информацию по аналогии с известным рисуночным тестом "Дом-дерево-человек".
В ходе выполнения упражнения можно рассматривать способы постройки, выбор красок и материалов, просторность и размер жилища, толщину стен, наличие дверей и других важных деталей, их расположение, а также процесс строительства, его этапы и комментарии семьи.
Материалы: плотные картонные коробки разных размеров, клей карандаш и ПВА, ножницы, газеты, цветная бумага, старые обои и журналы с картинками, карандаши, фломастеры и мелки, пластилин, скотч цветной или прозрачный, фольга, блестки, природные материалы (шишки, камни, ракушки, листья, каштаны и жёлуди, мох, кусочки коры дерева и пр.), влажные салфетки.
Инструкция: "Используя любые понравившиеся вам коробки, журналы, бумагуи другие материалы, нужно построить жилище. Оно может быть абсолютно любым по форме, цвету и размеру, реалистичным или сказочным, фантастическим".
Слово "жилище" создает нейтральный контекст, позволяя клиентам свободно решать, на что это сооружение будет похоже: на дом, замок, пещеру или на фантастический гриб?
Упражнение выполняется в паре (партнеры строят общий дом, договариваются друг с другом или конфликтуют, кто-то проявляет больше инициативы, кто-то меньше и так далее) или каждым участником отдельно - в зависимости от возраста ребенка (требуется ли ему помощь) и терапевтических задач.
Строительство можно продолжать в течение несколько встреч, чтобы родитель и ребёнок не спеша выполнили свои постройки. В конце важно расспросить их о том, какие жилища они создали, что чувствовали в процессе выполнения упражнения, какие впечатления или эмоции возникают у них при виде постройки другого, есть ли какие-то названия у построек, живет ли в них кто-то и если да - то кто и где? Потом полезно вылепить или нарисовать своих жильцов и попробовать провести игру, в которой жильцы будут разговаривать между собой или ходить друг к другу в гости. Можно поинтересоваться, как им живется в таком доме (нравится ли, удобно ли).
2) "Заколдованная пещера" (автор идеи Инна Банушкина, гештальт-терапевт). Это упражнение хорошо предлагать детско-родительским парам в качестве диагностического и терапевтического материала, позволяющего увидеть, кто в паре самый активный, как партнеры взаимодействуют и договариваются, умеют ли решать творческие задачи. Его также можно использовать в работе с детскими страхами, вначале сочинив совместную историю или сделав рисунок, а потом разыграв в рамках сюжетно-ролевой игры.
Материалы. Итак, вам понадобятся фломастеры, цветные карандаши или краски, большие листы белой бумаги или рулон обоев, клей, ножницы, фольга и цветная бумага, пластилин.
Инструкция. Психолог просит представить ребёнка и родителя в своём воображении, как они оказались в сонной, неинтересной и сумрачной стране (рисуя соответствующую картинку), после чего говорит о том, что выбраться из нее можно, только если войти в волшебную пещеру и пройти различные испытания.
NB. Важное условие: в пещеру входят двое и выйти из нее после всех испытаний тоже должны оба участника. Никого терять или оставлять по дороге нельзя.
Пара совместно решает, какие волшебные предметы (по числу придуманных психологом ранее испытаний) она возьмет с собой в опасное путешествие. Партнеры рисуют их на отдельном листе или перед входом в пещеру. Каждым предметом можно пользоваться только один раз. Когда пара готова, начинаются приключения.
Испытания и творческие задания придумываются психологом с учётом возраста ребенка, трудностей детско-родительской пары и наличия терапевтических гипотез. Это могут быть не только физические преграды (глубокая пропасть, бурная подземная река, кромешная темнота, ледяной холод, обрушение сводов пещеры, закрывающих проход и прочее), но и волшебные задачи (встреча сказочного персонажа, которому нужно чем-то помочь или, наоборот, которого нужно победить; поиск волшебных предметов; проявление хитрости, смекалки и таких важных личностных качеств, как доброта, смелость, любовь, взаимопомощь и др.). Для того чтобы пара проявила себя наиболее творчески и свободно, испытания могут и не иметь какого-то одного правильного решения.
Каждый этап путешествия в пещере психолог рисует на бумаге, предлагая семье дополнить его необходимыми деталями и изобразить тот способ, который поможет им пройти испытание. Важно подбадривать пару после каждого успешно выполненного задания.
На последнем этапе можно нарисовать Духа пещеры или Горного Тролля, который не захочет отпускать кого-то из путников (этого персонажа озвучивает психолог). Хитрый Дух имеет право говорить о каких-то отрицательных сторонах каждого из участников или предполагать, что этот участник не слишком хорошо умеет с чем-то справляться, объясняя этим, почему именно его он намерен навеки оставить в своем царстве. Здесь паре необходимо найти внутренние ресурсы, увидеть в партнёре и своём общении положительные стороны, не оставив друга в беде, защитив его.
Испытывая детско-родительскую пару, Дух помогает партнёрам сплотиться. В конце он хвалит обоих участников, поздравляет с успешно пройденными испытаниями и отпуская домой. Дух может также подарить паре на память об их путешествии и победах волшебные амулеты (камешки, стеклышки, ракушки), которые будут им помогать в трудные минуты.
После выполнения упражнения необходимо расспросить партнеров об их чувствах и впечатлениях: о том, в какие моменты им было легко, весело, интересно или, наоборот, - страшно, трудно или скучно; что они чувствуют по отношению друг к другу; как общаются в реальной жизни (договариваются ли, сотрудничают и решают конфликтные ситуации; часто ли проводят время вместе, делая что-то приятное, интересное).
3) "Игра в принцессу или волшебника" (автор методики Наталия Кедрова - ведущий преподаватель и тренер Московского Гештальт института). Подобная игра помогает в работе по преодолению детских капризов или с желаниями "невозможного", которые нередко пугают родителей или вызывают у них злость. Она заключается в поиске актуальной и значимой потребности ребенка, его встречи с данной потребностью, её принятии, нахождении адекватного способа удовлетворения потребности, исследовании окружающей среды, внешних и внутренних ресурсов. В ходе игры ребенок озвучивает собственные желания, а взрослый изображает их на бумаге и по его просьбе дополняет необходимыми деталями.
В такой игре ребенок получает новый эмоциональный опыт безопасного предъявления своих желаний в общении со взрослыми, принятия этих желаний, благодаря этому он может перейти к активному исследованию пространства вокруг, чтобы найти нужного человека или предмет, обратиться за помощью к другим людям или совершить самостоятельные действия. Он творчески приспосабливается и не только знакомится, встречается со своей потребностью, но и находит новый способ её удовлетворения. В результате ребенок учится выражать свои желания, потребности и чувства, ощущает себя успешным при контакте с внешним миром.
Материалы: бумага, цветные карандаши и фломастеры, цветной скотч, бусинки, камушки, ракушки, разноцветные платки и прочий реквизит для последующей сюжетно-ролевой игры.
Основные шаги игры.
Шаг 1. Разговор с ребенком о различных желаниях, о важности высказывания своих желаний. Создание игровой атмосферы и введение ребенка в сказочный сюжет. Психолог рассказывает историю про далекую страну, где живет добрая фея или волшебник, которые подарили ему заговоренный камушек/ волшебную палочку, исполняющие любые желания. Затем озвучиваются условия игры, подчеркивается важность слов «Я хочу». Ребенку предлагается стать принцем или принцессой, сделать себе костюм из подручных материалов и построить замок с тронным залом.
Шаг 2. В игру вводят волшебного помощника или сказочного друга – посредника, выполняющего желания ребенка. Это особенно важно при участии в игре родителей. Роль волшебного помощника помогает родителям в игровой форме преодолеть борьбу за власть и сопротивление желаниям ребенка, которые неизбежно встречаются в повседневной жизни. Волшебный помощник подчиняется по условиям игры только ребенку и выполняет лишь его желания.
Первые два шага позволяют создать пространство для возникновения у ребенка актуальной потребности и в дальнейшем опредметить ее, то есть воплотить в жизнь благодаря тому или иному объекту, человеку или действию. Возможно, за несбыточной мечтой о волшебной палочке кроется желание ребёнка проводить время с папой тогда, когда ему этого хочется, и столько, сколько требуется, но в реальности папа приходит только по выходным. Для выяснения этого совместно с ребёнком создаётся игровая ситуация, сказочный сюжет, а затем следуют расспросы.
Шаг 3. Ребенок рассказывает о свои желаниях, а взрослый схематично их зарисовывает. Здесь важно внимательно выслушивать ребенка и ни в коем случае не критиковать, дать ему возможность называть любые, даже самые фантастические или агрессивные желания (например, если он хочет, чтобы все его обидчики умерли в один день - рисуем ряд могилок), которые взрослый выполняет на листе бумаги. При этом взрослый рисует только то, что было названо самим ребенком, не привнося своего видения и дополнительного взрослого опыта. Постепенно ребёнок начинает все больше осознавать и детально представлять себе свою актуальную потребность.
Шаг 4. У ребенка уточняют детали желанного объекта: какие именно характеристики оказываются значимыми, актуальными для него; какие качества предмета делают его нужным и привлекательным для ребенка; с чем может быть связана его потребность? Например, если ребёнок хочет собаку, нужно выяснить какую именно (какого окраса и размера, какой породы) и для чего (чтобы пугать кого-то или защищать, чтобы можно было её ласкать или играть с ней).
Если это действительно то, чего хочется ребенку, то он проявит свой интерес и назовет определенные качества желаемого объекта/ субъекта и определенные действия с ним, будет активно вмешиваться в процесс рисования - поправлять рисунок, уточнять или даже возражать взрослому, подводя к наиболее точному пониманию своей актуальной потребности. При этом нужно предоставить ему максимальную возможность открыто заявить о своих желаниях и чувствах. Такие шаги позволяют исследовать окружающую действительность и выделить объект потребности ребёнка.
Шаг 5. Этот шаг заключается в совместном с ребёнком выборе и обсуждении реального способа действия, адекватного данной ситуации, переходе к повседневной жизни, где это желание может осуществиться и поиске пути того, как этого можно добиться.
На данном этапе происходит встреча ребёнка с реальностью, переживание им возможности или невозможности осуществления своего желания, что позволяет прояснить, какие именно действия он хотел бы совершить в названной им ситуации или с названным предметом. Например, если предел его мечтаний - гора конфет, то, может быть, он хотел бы их съесть или поделиться с друзьями, или похвастаться перед другими, чтобы вызывать чувство зависти и так далее.
Это важный шаг, приближающий к реальной жизненной ситуации и к действиям, которые ребенок может осуществить. Достаточно подробное обсуждение различных объектов и ситуаций дает ребенку новый опыт в исследовании окружающей среды и подходящий способ взаимодействия с действительностью.
В каждой дошкольной образовательной организации складывается своя практика работы с семьями в зависимости от нагрузки, специфики детей, сплоченности команды специалистов, общей атмосферы. Эти условия накладывают свой отпечаток на работу психолога, но не являются определяющими. Специалист, использующий творческий подход в консультировании, может организовать приём даже в отсутствии большого кабинета, пособий и игрушек. Ключевые участники процесса – это ребенок и его семья.
Дарья Шутова, семейный и детский психолог, гештальт-терапевт.
https://www.b17.ru/article/103107/
Фото с сайта pk.i-dpo.ru