Историки Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета разработали уникальную методику проведения экскурсий для слабовидящих и слепых детей в Музее археологии и этнографии. Так как дети не могут увидеть экспонаты, им предоставили возможность их потрогать. С помощью 3D-сканера специалисты отсканировали древние находки и распечатали на 3D-принтере их копии из гипсополимера.
Первый в России подобный проект
Пермский музей стал первым в России и одним из первых в мире музеем, где была реализована эта идея. Прикоснуться к историческим находкам можно также в Венгерском национальном музее. В Венгрии, как и в Перми, используют 3D-копии артефактов. К каждому из них имеется описание на азбуке Брайля.
Приобщению детей-инвалидов по зрению к искусству в Пермском крае уделяется огромное внимание. Примеру музея последовали в художественной галерее, где разработали адаптированные путеводители. В остальных регионах России также ведется активная работа по социализации слепых и слабовидящих детей в обществе. Так, например, в Кузбассе появился первый в стране цирк для незрячих детей.
Цели и задачи проекта
Даже зрячим людям недостаточно просто смотреть и слушать. Все новое и интересное хочется потрогать, подержать в руках и изучить со всех сторон. Исторические артефакты вызывают еще больший интерес – это наши истоки, возможность прикоснуться к прошлому и потрогать топор или наконечники стрел, с помощью которого многие тысячелетия назад человек охотился. Слепые и слабовидящие дети и вовсе познают мир исключительно при помощи кончиков пальцев. Посещение выставок, музеев, галерей, в большинстве случаев для них проходит «бесследно», потому что экспонаты нельзя ни увидеть, ни потрогать. Главная задача проекта – это дать детям, у которых имеются проблемы со зрением, возможность «увидеть» экспонаты, представляющие историческую ценность.
Первая экспериментальная экскурсия прошла на УРА!
Первая экскурсия, где дети в прямом смысле слова смогли прикоснуться к истории, проходила на тему: «Один день из жизни средневекового человека». Для соответствующей атмосферы в зале музея звучали звуки природы – чирикание птиц, рев диких животных, шелест леса, шум ветра и журчание воды. Дети-инвалиды по зрению смогли не просто послушать, как жил средневековый человек, а буквально окунуться в один день из его жизни. Ребята с огромным удовольствием трогали копии древних артефактов, с интересом изучали каждый изгиб и скол. Экскурсовод подробно описывал, где была найдена та или иная деталь и какая роль ей отводилась в средневековье.
В завершении экскурсии дети под руководством тифлопедагога (педагога, работающего со слепыми детьми) попробовали изготовить из пластилина копии артефактов, которые им больше всего понравились и запомнились. У слепых и слабовидящих детей чувство осязания развито очень хорошо, и многие пластилиновые горшки поразительно напоминали оригиналы.
Сложности реализации проекта
Копии исторических находок нельзя назвать полностью аутентичными. Наконечники для стрел из бронзы и наконечники из гипсополимера все-таки значительно отличаются, особенно - наощупь. Делать же копии из аналогичного материла достаточно дорого. Впрочем, этот недостаток можно считать незначительным. В качестве эксперимента сотрудники музея провели экскурсию для видящих детей и дали им возможность после просмотра оригинала потрогать их копии. Дети остались в восторге, несмотря на то, что видели они глиняный горшок, а трогали гипсополимерный.
Еще одна сложность, с которой сталкиваются сотрудники музея – это хрупкость исторических находок. Большинство артефактов попадают в музей не в самом лучшем состоянии, и даже самое бережное прикосновение может разрушить ценный предмет. Каждое сканирование – это риск потерять экспонат навсегда.
Перспективы проекта
Сотрудники музея планируют проводить экскурсии регулярно. В местной школе-интернате для детей-инвалидов по зрению обучается около 100 человек, а одновременно на экскурсии могут присутствовать не более 10-11 человек, так как копии артефактов представлены в единственном экземпляре и передача их из рук в руки занимает много времени, поэтому по каждой теме должно проводиться как минимум десять экскурсий. Кроме того, музей ждет в гости и детей из других регионов. Так как ни в одном другом музее 3D-экспонатов больше нет, экскурсии, скорей всего, будут востребованы инвалидами по зрению со всей России.
Для детей младшего возраста экскурсии будут проходить в игровом формате. Для детей постарше – в виде лекций.
Мнение психологов: Ни в коем случае нельзя запрещать познавать мир с помощью тактильных ощущений, особенно детям, у которых возможность его увидеть отсутствует. Стремление все потрогать, взять в руки – это естественное желание, свойственное каждому человеку, независимо от возраста, пола и особенностей развития.