Воспитание подрастающего поколения – одна из задач, которой государство сегодня уделяет самое пристальное внимание. И, пожалуй, единственная сфера, которая все еще остается недостаточно охваченной педагогическим вниманием, - это улица, которая для подростка – и общение, и практика самостоятельного поведения, и воспитательная среда.
C целью организации полезного и интересного отдыха школьников в период летних каникул в Нижегородской области с 2007 года реализуется проект «Дворовая практика».
В качестве кураторов выступают студенты нижегородских вузов.
Кадровую основу для такой работы составляют студенты. Нынешнему поколению молодых людей необходим лидер, который понимает и поддерживает их интересы. В рамках проекта студентам предлагается стать проводниками подростковых инициатив.
Для подготовки студентов к работе с детьми и молодежью по месту жительства организуется областная обучающая профильная смена: проводятся тренинговые занятия, в ходе которых студенты обучаются навыкам эффективного общения, игровым технологиям, основам возрастной психологии, формам групповой работы, технологиям разрешения конфликтов, организации командно-спортивных тренингов, проведению игр на знакомство и сплочение коллектива, соревнований, эстафет, подвижных народных игр, разработке социальных проектов.
«Дворовая практика» направлена также на развитие социальной активности студентов: им предоставляется достаточно большая степень свободы, самостоятельности, доверия – и, вместе с тем, на них возлагается серьезная ответственность.
Участники проекта
дети (7-16 лет);
студенты, проходящие практику;
приглашённые специалисты (социальные педагоги, психологи);
родители;
социальные партнёры.
Организационные моменты
Обязательным условием для выбора площадки является наличие поблизости учреждения, которое возьмет на себя кураторские функции: предоставление студентам инвентаря, помещений (на случай плохой погоды), оказание им методической поддержки, контроль за работой.
Студенты закрепляются за конкретными дворовыми площадками (по два человека на одну площадку) и разрабатывают собственные проекты деятельности.
Во дворе организуется стенд или доска объявлений, на котором мелом или ручкой куратор пишет тему следующего дня, время сбора и т.д.
Количество детей каждый раз может быть разным: это необязательные мероприятия, участие в них – по желанию.
Основные направления работы
Общение (огонёк, чаепитие, посиделки, вечер откровений, день этикета, вечер «Безумных идей», телемост «Отцы и дети»)
Игры (подвижные, ролевые, познавательные, народные)
Спорт (велосипедные прогулки, малые олимпийские игры, спортивный КВН, товарищеские футбольные встречи, молодецкие забавы, эстафеты)
Экология (озеленение двора, конкурс экологического плаката, уход за цветами и клумбами во дворе, праздник Природы)
Музыка и танцы (разучивание песен, спевка, конкурс танцоров, дискотека, вечер любимой песни)
Творчество («фабрика игры», мастерская игрушки, ярмарка забав и развлечений, мастер-класс)
Труд (благоустройство площадок, уборка территории).
Результаты проекта
Как известно, ведущая деятельность у подростков - общение. Общаясь, играя, взаимодействуя, школьники создают благоприятный климат в своём дворе. Можно рассчитывать на подобное взаимодействие не только летом, но и в течение всего года. Подражая старшим товарищам, дети учатся разнообразить свой досуг полезными делами и привычками.
Общение с родителями- со своими и чужими- во время конкурсов, соревнований, посиделок сплачивает семьи и помогает отцам и детям лучше понимать друг друга.
Очень важный момент – появление дружбы, ведь, начинаясь в детстве, она может продолжаться всю жизнь.
По материалам открытых источников