Времена, когда образовательный процесс протекал исключительно в стенах классного кабинета или лекционной аудитории, прошли. Современные ученики используют в своем обучении информационные технологии, границы возможностей которых постоянно расширяются. То, что казалось невозможным еще 10-15 лет назад, является повседневностью для сегодняшних школьников: оценки ставят в электронные дневники, уроки помогают выполнять виртуальные репетиторы, тему по физике объясняет компьютерная игра, а подготовиться к контрольной работе, можно пройдя виртуальный квест.
Многих родителей подобная ситуация пугает. Однако, есть ли основания для тревог? В России давно и успешно реализуется образовательный проект TutorOnline.
О том, что такое онлайн-обучение, чем отличается «виртуальный» педагог от «реального» и почему родители до сих пор опасаются доверить своих детей онлайн-репетиторам - расскажут его авторы.
Цели и задачи проекта
TutorOnline можно назвать школой онлайн-репетиторов. Все просто: если ученику нужно «подтянуть» свои знания по тому или иному предмету, то он может зайти на сайт проекта, выбрать курс и цель (повышение успеваемости, углубленное изучение предмета, подготовка к ЕГЭ, дополнительное образование, получение знаний с нуля и т.д.) и затем, выбрав подходящего репетитора из базы, записаться к нему на урок. Такой способ образования экономит и время ученика, и финансовые средства родителей, так как онлайн-занятия стоят, как правило, дешевле реальных встреч с репетитором. Кроме того, все уроки записываются на видео, и родители всегда могут контролировать учебный процесс ребенка.
На данный момент образовательный портал TutorOnline предлагает своим ученикам несколько десятков направлений, в числе которых традиционные школьные предметы (физика, математика, химия, русский язык), иностранные языки (в том числе экзотические), предметы из программы высших учебных заведений (математическая статистика, теория вероятностей, эконометрика) и полезные для профессионального развития уроки (Photoshop, 3D-графика, сценическая речь). В отдельное направление вынесены подготовка к школе.
«Онлайн-образование - это великолепная альтернатива или скорее дополнение к традиционным «живым» формам и форматам получения новых знаний», - уверен Александр Пашков, основатель и руководитель образовательного проекта TutorOnline».
Онлайн-обучение отличается от живого образовательного процесса только по форме, но никак не по содержанию.
Это означает, что математика, которую ученик изучает с учителем в школе и которую изучает с педагогом, например, по скайпу, - это одна и та же математика, которая не меняет своих принципов, правил, формул и аксиом в зависимости от способа связи ученика и преподавателя.
Онлайн-обучение появилось и стало популярным не потому что оно трансформирует (упрощает или искажает) содержание учебного курса или дисциплины, а потому что предлагает дополнительные условия обучения, учитывает обстоятельства и не игнорирует фактор субъективного восприятия.
Основные преимущества онлайн-обучения
1. Безграничное взаимодействие в прямом смысле слова. Физический и психологический комфорт.
Онлайн-формат обучения нивелирует из образовательного процесса географический фактор. Совершенно неважно, где живут учитель и ученик. Они могут находиться друг от друга на расстоянии нескольких тысяч километров, и этот факт никак не помешает онлайн-уроку состояться. Кроме того, при виртуальном общении каждый участник коммуникации имеет возможность создать для себя максимально благоприятные условия для спокойного, бесстрессового взаимодействия.
«Я живу в Беларуси. Стаж преподавательский у меня более 20 лет, а вот репетитором работаю около 8, - рассказывает репетитор TutorOnline, преподаватель информатики и ИКТ Наталья Берзина. - Сначала выбирала для себя стандартный вариант подработки - ученик приходит к репетитору на дом. Но через какое-то время поняла, что такой формат очень плотного соприкосновения мне не совсем подходит. Попробовала искать учеников по скайпу, обратилась в специализированный проект. Сегодня у меня есть ученики из разных стран. Преимущественно это Россия, потому что ЕГЭ нависает дамокловым мечом над каждым российским школьником, начиная класса с 9, наверное. Часто ко мне обращаются и взрослые уже ученики, т.е. не школьники и даже не студенты. Здесь география уже самая обширная - от европейских стран вроде Германии и Франции до весьма экзотических, по моим меркам, Бразилии и Марокко».
2. Финансовая выгода
Объективный факт: онлайн-занятие с репетитором или онлайн-курс по той или иной дисциплине стоят в разы меньше, чем «живой» аналог. Так, к примеру, средняя стоимость часа занятий с репетитором, готовящим к ЕГЭ по математике в Москве, - 1,5 тысячи рублей за академический час, а онлайн-специалист возьмет за эту же работу 800 рублей. Почему такая разница? Репетиторы честно признаются, что высоко ценят возможность оставить свою частную территорию неприкосновенной и, кроме того, при онлайн-взаимодействии имеют возможность заниматься с большим количеством учеников. Поэтому онлайн-занятие стоит порой вдвое меньше, чем реальное занятие с тем же педагогом.
3. Гарантированная безопасность
«Долгое время я сомневалась в том, получится ли у меня заниматься с самыми маленькими учениками в формате онлайн. Но спустя какое-то время, пообщавшись с родителями потенциальных учеников, я поняла, что есть одно огромное преимущество онлайн-обучения, которое компенсирует возможные трудности. Это физическая и психологическая безопасность ребенка, - делится своими размышлениями логопед, специалист по дошкольной подготовке Ольга Губарева. - Посторонний человек никогда не сможет навредить вашему малышу, если он в процессе занятия находится дома, рядом с родителями, которые могут за этим самым занятием наблюдать и контролировать каждое действие логопеда или репетитора».
4. Пресловутый индивидуальный подход
В отличие от школьных уроков, в которых задействован целый класс, индивидуальные занятия (здесь не принципиально - онлайн или офлайн) позволяют учителю адаптировать учебную программу под специфические особенности ученика. Возможность применять индивидуальный подход крайне важна, если речь идет о формировании важных навыков и приобретении ключевых знаний (например, при подготовке к выпускным и вступительным экзаменам, результаты которых станут пропуском в профессию).
Что пугает родителей?
Несмотря на столь очевидные преимущества онлайн-обучения (очевидные для тех, кто уже занимается или преподает), большое количество родителей с опаской относится к предложениям различных проектов и частных педагогов, специализирующихся на занятиях в режиме онлайн. Чего же чаще всего боятся родители?
- Отсутствие «живого» контакта негативно скажется на результате (онлайн-занятия неэффективны).
- Онлайн-занятия вредят здоровью (от частого сидения за компьютером портится зрение, развивается сколиоз и т.п.).
- Онлайн-репетиторы - шарлатаны или не самые честные на руку «специалисты», движимые исключительно жаждой легкого заработка.
- Слишком сложно технически.
- Неясно, как контролировать успеваемость.
- Сложно выбрать из многообразия предложений наиболее качественное.
Родителям, детям, а также педагогам, желающим попробовать свои силы в онлайн-обучении, стоит помнить несколько правил, и тогда все обязательно получится.
При выборе ресурса (проекта, компании, платного или бесплатного посредника и т.п.) всегда ориентируйтесь не на яркую картинку, красивый дизайн сайта, громкие обещания, а на репутацию. Изучите отзывы в интернете (если таковых не нашлось, это уже повод задуматься), пообщайтесь с консультантами (не продающими, а объясняющими), уточните все интересующие вас вопросы. Отличный вариант - связаться с кем-то, кто уже является клиентом заинтересовавшей вас компании или педагога. Рекомендации знающих людей – гораздо лучше любой рекламы.
Выбирая педагога, ориентируйтесь на мнение ребенка. Если после первого пробного занятия (всегда берите пробное занятие) ребенок говорит, что ему некомфортно (пусть даже и не может свой негатив объяснить), меняйте репетитора и не сомневайтесь. Стерпится - слюбится - не то правило, которым стоит руководствоваться в данном случае.
Контролируйте учебный процесс. Присутствуйте при первых занятиях, интересуйтесь у педагога успехами ребенка, общайтесь, узнавайте вашего репетитора как человека, а не только как профессионала. Смотрите видеозаписи онлайн-уроков, а если такой функции проект не предлагает, то насторожитесь. Ведь как еще родителю быть уверенным в том, что качество образовательных услуг на уровне?
Проверьте документы. Компания должна иметь лицензию, а педагог должен иметь диплом. И это как минимум!
Будьте с преподавателем на связи всегда. В идеале, учитель и ученик должны иметь свой личный виртуальный кабинет для занятий, должны иметь возможность обмениваться необходимыми материалами, делать чертежи, расчеты, разборы ошибок и т.п. Частный педагог или образовательный проект должны отталкиваться от особенностей преподаваемого предмета и адаптировать площадку (канал коммуникации и инструменты) под специфику учебного материала.
Учиться онлайн или выбирать более традиционные образовательные возможности - решать каждому ученику и/или его родителям. Информационные технологии существенно упрощают нашу жизнь, но не являются универсальным ответом на все жизненно важные вопросы. Технологии - всего лишь инструмент, который в умелых руках способствует приумножению интеллектуального капитала. Однако, полагаясь на прогресс, не стоит забывать о том, что результат всегда зависит от приложенных усилий и искреннего желания добиться успеха. Учитесь с удовольствием, независимо от реального или виртуального адреса вашего рабочего места.