(Проект воспитателя из «Детского сада №44 комбинированного вида Ладушки» города Электроугли, Ногинского района Московской области).
«Зеленая волна» дошла и до России: в последнее время в нашей стране образовываются многочисленные компании и инициативы, направленные на улучшение экологической ситуации. Исключением не стали и дошкольные образовательные учреждения: педагоги и воспитатели всерьез озаботились защитой окружающей среды, и даже в детских садах начали появляться отдельные проекты по экологическому воспитанию.
Цели и задачи проекта «Экологическое воспитание дошкольников»
В возрасте пяти-шести лет восприятие к экологическим знаниям имеет наибольший эффект. Поэтому цель проекта «Экологическое воспитание дошкольников» – воспитать в сознании ребят правильное, анти-потребительское отношение к природным ресурсам.
Воспитатель выделает три этапа обучения:
- Знакомство с наукой экологией
- Развитие эстетических чувств (эмоциональное развитие);
- Практика: уход за растениями и животными.
Таким образом, эти три этапа дают комплексный подход и существуют во взаимосвязи: эмоциональное развитие побуждает ребят заботиться о природе и ее обитателях, а знания дают понимание, зачем эта деятельность нужна.
Необходимые условия проекта
В процессе воспитания детей как родителям, так и педагогам важно подавать личный пример. Необходимо уметь видеть красоту природы и жить в гармонии с ней, считает Ирина Юрьевна. Дети в любом случае последуют примеру. Так что, в первую очередь, педагогу стоит самому занять активную позицию по защите природы своего родного края.
Реализация проекта «Экологическое воспитание дошкольников»
Для реализации проекта использовались несколько методов ведения работы.
Экологические тропинки
В детском саду есть экологические тропинки, вдоль которых стоят таблички с описанием растений. Экологическая тропинка выполняет эстетическую, познавательную и оздоровительную функции.
Тропинка пролегает среди деревьев и кустарников разных пород. На ней также встречаются муравьиные дорожки, игрушечные солдатики, лекарственные растения с различными насекомыми. Воспитатели создали клумбу с цветами, где одни цветы сменяются другими в течение весны и лета. Ребята имеют возможность ухаживать за цветами, они поливают их, полют сорняки, рыхлят землю.
«Объекты» тропинки можно посещать многократно, каждый раз рассказывая детям о том или ином природном явлении. Можно также ставить опыты и наблюдать за естественными обитателями флоры и фауны.
В реализации этой инициативы важно помнить, что в процессе прогулки ребята наблюдают и обсуждают, а уже на занятиях рассказывают о своих впечатлениях.
Экскурсии
Проведение экскурсий с детьми – это самая основная работа, которую необходимо вести в рамках экологического воспитания. Детям необходимо получать знания о взаимосвязях в природе в ее естественной среде – в прогулках по лесу, у озера или другого водоема. Такие прогулки в основном развивают у детей эстетические чувства, восхищение красотой окружающей среды и ее обитателями.
В ходе прогулок детям можно рассказывать о временах года и сезонных изменениях, которые происходят в природе. Приветствуются разнообразные игры с естественными материалами – желудями, листочками, песком. Можно поиграть в «угадайку» и давать детям задания обнаружить то или иное растение, насекомое, даже животное.
Познавательные опыты
Развитию познавательной активности ребенка также очень хорошо способствуют опыты. К тому же, у всех детей они вызывают неподдельный восторг.
Художественная литература
Сказки и рассказы о природе способны привить детям правильное отношение к окружающему миру, поэтому в дополнение к вышеописанным методам важно использовать еще и художественную литературу. Это может быть, к примеру, литература, рекомендованная для дошкольников.
Рисунки и поделки
Дополнительно можно проводить конкурсы детских рисунков на разную тематику, связанную с природными явлениями, временами года, экологией родного края. К изготовлению поделок дети с удовольствием привлекают родителей, братьев и сестер, бабушек и дедушек.
Праздники
Праздники и спектакли на разные темы, связанные с защитой окружающей среды, играют очень важную роль в эмоциональном воспитании ребенка.
Разыгрывая с ребятами сценки, посвященные той или иной экологической проблеме, воспитатели развивают у детей сочувствие и желание найти решение ситуации.
Взаимодействие с родителями
Вовлечение родителей в экологическое воспитание ребенка – это отдельная работа для педагога. Здесь можно использовать как традиционные родительские собрания, так и более инновационные методы работы.
Одним из эффективных способов взаимодействия с родителями являются беседы за круглым столом.
В результате проекта дети получают следующие навыки:
- практические навыки по защите окружающей среды;
- развитие интеллекта: навыки экспериментировать, делать выводы и анализировать;
- навыки общения с природой.