Декабрь 2024
пн вт ср чт пт сб вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5

FamilyGO – социальный проект для тюменских семей

19.12.2017 11:29

FamilyGO – социальный проект для тюменских семей

Подростковый возраст – время, когда ребенок прощается с детством, но еще не становится взрослым. В это непростое время взрослеющий ребенок очень нуждается в родительской поддержке, а между тем нередко самим родителям «маленького ребенка» надо помочь стать «родителями подростка». К тюменским семьям, воспитывающим подростков в возрасте от 11 до 15 лет, помощь пришла в виде социального проекта FamilyGO.

FamilyGO – победитель грантового конкурса проектов «Моя идея», учредителем которого является Департамент по общественным связям, коммуникациям и молодежной политике Тюменской области, а организаторами – Агентство современных коммуникаций.

Автор проекта – Ирина Никулина, общественный деятель, руководитель Волонтерского центра Тюменского государственного университета (ТюмГУ): «Каждый из нас проходил этот этап – сам был подростком. Сейчас у меня двое взрослеющих детей 11 и 13 лет, поэтому тема взаимоотношений с взрослеющими детьми мне очень близка. Наши дети меняются не только внешне, но и внутренне. Происходит мощная гормональная перестройка организма. Регулярные неуправляемые всплески эмоций подростка, которые он физически не способен контролировать. Этот возраст называют переходным. В это время ребенок переходит от детской модели поведения к взрослой. Он сепарируется от нас, родителей, меняется старая система отношений в семье. Родители теряют авторитет в глазах подростка. Это нормально. Но готовы ли мы к этому, можем ли принять это? Всегда ли мы, родители, готовы видеть в подростке нового человека, у которого все иное – тело и эмоции, цели и идеи? Подросток экспериментирует, ищет себя. В этот период у взрослеющего ребенка многое случается впервые, рождается новый взгляд на мир. В это кризисное для ребенка время, когда обостряются чувства, сильные переживания родителям важно признать подростка как личность и дать эмоциональное благополучие в семье».

Цели и задачи проекта

Цели – создать условия для улучшения взаимоотношений между родителями и подростками

Задачи:

  1. Привлечь внимание родителей и общественности к подростковым проблемам.

  2. Оказать психолого-педагогическую поддержку семьям.

  3. Информировать население города о важности обращения за помощью к психологам.

Структура проекта FamilyGO

Для участия в проекте необходимо было заполнить соответствующую заявку в официальной группе проекта «ВКонтакте» и ответить на вопросы анкеты: какие семейные традиции способствуют укреплению вашей семьи? каковы способы разрешения конфликтов в вашей семье? что вы намерены делать для укрепления отношений и улучшения микроклимата в вашей семье? И другие.

Психологи обзвонили всех родителей, заполнивших анкету, и провели с ними собеседование, по результатам которого были отобраны десять семей, имеющих реальные проблемы во взаимоотношениях с детьми, вступившими в подростковый возраст.

Два дня программы, которые специально были назначены на выходные, состояли из двух блоков – образовательного и интерактивного. Образовательный блок проходил на базе мультицентра «Моя территория», интерактивный – в центре развлечений и отдыха «Пятый элемент».

В рамках первого блока прошли семинар «Как построить мостик взаимопонимания с ребенком?» и образовательная лекция. Эти мероприятия могли посетить все участники проекта. Были рассмотрены темы:

  • «Невидимая связь матери и подростка – кто тут самый главный манипулятор»;

  • «Тем ли языком мы выражаем любовь и заботу»;

  • «Как правильно услышать истинные потребности подростка»;

  • «Про границы, где тонко… Как не потерять себя в погоне за «я же хорошая мать»;

  • «Если подросток совсем не слушается, что делать? О чем это бунт?».

Родители могли не только задать беспокоящие их вопросы, но и получить индивидуальную консультацию у ведущих специалистов города по семейной и подростковой психологии.

Второй, интерактивный блок отличался не только форматом, но и строгим ограничением по количеству семей-участников: только десять семей, имеющих детей-подростков, попали на квест. Участников отобрали психологи по результатам собеседования на начальном этапе проекта.

Для каждой семьи был разработан индивидуальный маршрут и за каждой закреплен психолог, который наблюдал за общением родителей и ребенка, их отношением друг к другу, сходством интересов…

Задача квеста состояла в том, чтобы совместно пройти десять «станций» с различными заданиями на взаимодействие: приготовить совместный обед; нарисовать флаг семьи; поучаствовать в фотосессии; поиграть в настольные игры; вместе станцевать и другие.

Сразу же после квеста закрепленный за семьей психолог сообщал о выявленных им проблемах и возможных причинах нарушения взаимоотношений. Побеседовав с каждым членом семьи, психолог давал рекомендации по решению внутрисемейных проблем.

Сегодня, после завершения проекта, эти семьи продолжают ходить к психологам на консультации. Работа на улучшение взаимоотношений и выстраивание коммуникационных мостов между родителями и подростками продолжается.

Специалисты и участники о проекте

Валентина Красивина, психолог: «Подобные мероприятия – эффективный формат оказания психологической помощи. В ходе выполнения заданий участниками мне как психологу были видны как теневые стороны, так и сильные, о которых участники сами даже не подозревали. То есть мы смогли в легкой, игровой обстановке выявить те моменты, которые нуждаются в осознании и проработке. Моя команда Соколовых, конечно же, в восторге – они уже просятся на курс коррекционных занятий. Квест с обратной связью психолога однозначно помогает осознать тонкости взаимодействия в семье и дает возможность легко выявить звено, над которым следует работать».

Елена Соколова, мама подростка: «Даже одна лекция психолога мне помогла по-другому, со стороны взглянуть на мир и на себя. Спасибо всем, кто помогал реализовать этот проект – вы делаете хорошее дело!»

Евгения Кушнир, мама подростка: «На квесте было очень интересно и увлекательно. Здорово, что "станции" были и интеллектуальные, и развлекательные, и творческие, и спортивные. Мы работали с Юлей, и она увидела ту проблему, которая у нас существует с ребёнком явно. Смысл в этом вижу, так как ребенок воспринимает чужого человека (психолога в данном случае) по-другому, нежели родителя, и, возможно, будет прогресс в отношениях. В любом случае зерно посеяно».

Оксана Улыбина, мама подростка: «На квесте что только не делали! Готовили, украшали печенье, рисовали, играли в психологическую игру, метали в цель, отвечали на кучу умных вопросов, играли в «Крокодила» и «Лазертаг», побыли в роли пиратов в специальной фотозоне. Все это – в сопровождении личного психолога. После квеста тет-а-тет разобрали слабые места в нашем общении. Считаю такие мероприятия очень важными – надеюсь, что проект будет развиваться дальше!»

Ирина Никулина, автор проекта FamilyGO