19.11.2015 18:16
Мероприятия, направленные на просвещение детей в сфере сохранения здоровья, формирования навыков законопослушного поведения, как правило, не вызывают большого интереса у подростков. И между тем, многие проблемы, как, например, межполовые отношения, активно обсуждаются в детских коллективах.
В связи с этим Алена Лопатина, Уполномоченный при губернаторе Курганской области по правам ребенка, разработала интерактивную игру «Социальное метро», которая направлена на пропаганду правового воспитания, контроля знаний, необходимых для жизни в обществе, обеспечения мер собственной и общественной безопасности, а также тренировки групповой работы в детском коллективе.
Целью проекта является формирование и закрепление знаний по наиболее актуальным вопросам для подросткового возраста в легкой игровой форме.
Вопросы, представленные в игре, достаточно сложно было бы обсуждать с подростками в другом формате. Игра рассчитана на детей старше 14 лет.
Основные задачи проекта:
Первыми «проехали» от конечной до конечной станции, демонстрируя свои знания, специалисты Курганского дома молодежи. Они же приняли участие в презентации игры в Центре образования города Кургана, выступив кураторами команд.
Игра представляет собой напольное покрытие в виде схемы движения метрополитена. Каждое из направлений выполнено в определенной цветовой гамме, которая обозначает отдельную тему игры. Всего представлено четыре ветки: синяя ветка «Безопасность», желтая ветка «Вредные привычки – полезные увлечения», красная ветка «Несовершеннолетние и закон» и зеленая – «Взрослые вопросы».
Технология позволяет в сжатые сроки дать знания, проконтролировать усвоение, при необходимости повторить пройденный материал в отдельном коллективе подростков по определенной тематике.
Екатерина Алексеева, участник Всероссийского движения «Союз добровольцев России», делится своими впечатлениями после проведения игры: «Социальное метро» – потрясающая игра! Она интересна в любом возрасте и социальном статусе. Увлекательно быть не только участником, но и ведущим. Сегодня мне представилась такая возможность! Ребята поразили своим мышлением и логикой. Вопросы разноплановые. В некоторых случаях нужно размышлять и пользоваться логикой, а в других – действительно что-либо знать, даже из школьной программы. Игра хорошо работает на сплочение коллектива, у ребят проявляется интерес к выявлению лидера и познание окружающего мира. Через игровую форму легко и удобно воспринимаются даже самые сложные, но не менее важные, факты. Впервые работаю в таком формате и, надеюсь, не последний раз».
Многие вопросы давались участникам игры легко и непринужденно. Некоторые же заставляли подумать и порассуждать, а где-то даже поспорить и обратиться за помощью к педагогам:
Эти и многие другие вопросы представлены в игре «Социальное метро». Всего автором составлено сто вопросов на актуальные темы для возрастной группы старше 14 лет.
Алена Карпова, представитель территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, высоко оценила игру, наблюдала за ней в сельской школе: «Считаю, что в каждом районе должен быть такой игровой комплект, чтобы во всех организациях была возможность регулярно проводить такие мероприятия, профилактические меры не бывают излишними, а знания требуют постоянной актуализации и повторения».
Виктор Поляков, директор Курганского дома молодежи: «Специалисты дома молодежи выезжают в образовательные организации для проведения «Социального метро», дети не тягостно вздыхают, когда мы объявляем, что будем проводить беседу на тему здорового образа жизни или законопослушного поведения, а очень радуются возможности поиграть. За один урок мы говорим и о репродуктивном здоровье, и о пожарной безопасности, и о вреде курения, и о многом другом».
Ксения Зотова, специалист учреждения дополнительного образования «Детско-юношеский центр» считает, что игру удобно проводить не только в помещении, но и на улице: «Требований к помещению нет. Игра может быть проведена на открытой площадке, в классе, в спортивном зале. Мы проводили игру в рамках оздоровительной смены, это стало прекрасной возможностью разнообразить досуг детей полезным делом. В роли ведущих выступили вожатые, которые с удовольствием в свободное время сами поиграли и «освежили» знания. Мне кажется, технология проста и применима для разных тем».
По итогам уже проведенных игр можно сказать, что подростки в процессе игры забывают о каком-либо смущении, отвечая на «взрослые вопросы», входят в азарт и с огромным интересом получают новые знания и закрепляют уже имеющиеся.
Автор игры «Социальное метро» Алена Лопатина считает: «На российском уровне эта игра получила очень высокую оценку. Специалисты понимают, насколько трудные, серьезные темы лежат в основе легкого игрового материала и насколько хорошо усваиваются внутри игры вопросы, которые наверняка очень сложно было бы обсуждать в другом формате с подростками».
Алена Лопатина поделилась с Я – Родителем своими ближайшими планами. Она рассказала, что планируется более полное описание самой технологии и распространение игры в профессиональной среде.
Технология может быть востребована специалистами, работающими в сфере образования, социальной защиты, молодежной политики, отдыха и оздоровления детей и молодежи, библиотеках, центрах временного содержания несовершеннолетних, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов опеки и попечительства, школах замещающих семей.
Кроме того, «Социальное метро» сейчас получило распространение в образовательных организациях Курганской области и учреждениях социальной инфраструктуры. В ближайшее время игра будет проведена с замещающими семьями.
До конца текущего учебного года будет проведен конкурс на разработку дополнительных игровых тем с вопросами и ответами. Победители получат от уполномоченного по правам ребенка игровой комплект, в который входит набор вопросов и ответов (100 карточек), игровое полотно размером 2.70/2.70 метров, кубики и правила игры.