Архангельское областное государственное специализированное учреждение «Северодвинский социально-реабилитационный Центр для несовершеннолетних «Солнышко» проводит программу социальной психолого-педагогической помощи семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации, «Гнездышко».
В становлении и развитии ребенка, формировании его индивидуальных качеств и социальных свойств незаменимую роль играет семья как естественная среда обитания растущего человека.
Однако и практики и широкий круг ученых, представляющих разные отрасли знаний, среди факторов социально-психологической дезадаптации детей и подростков выделяют прежде всего семейное неблагополучие ребенка. Семья, которой принадлежит важнейшая роль в социализации ребенка, зачастую с этой ролью не справляется. Здесь сказывается и злоупотребление алкоголем и наркотическими средствами, и резкое падение жизненного уровня семей, и воздействие многочисленных стрессогенных факторов, вызванных современными экономическими аномалиями, рост тревоги, агрессивности людей. Ребенок часто живет в условиях социально-психологической депривации, испытывает дефицит эмоциональной поддержки, семья не гарантирует ему защищенности и даже сама подчас наносит непоправимый вред его физическому и психическому здоровью.
Анализ социального статуса детей, находящихся в социально- реабилитационных центрах, показывает, что большинство из них приводят в центр семейные проблемы.
Отчетливо выделяются две группы семей, «поставляющих» детей в СРЦ. Первая группа – семьи, оказавшиеся в весьма трудной жизненной ситуации, зачастую по причинам внешнего порядка, спровоцированным внесемейными обстоятельствами. Вторая группа – неблагополучные семьи.
Программа семейной гостиной «Гнездышко» составлена в соответствии с требованиями государственного стандарта ГОСТ Р 52885, «Социальное обслуживание населения. Социальные услуги семье», 2007г.
Главную цель взаимодействия с родителями воспитанников социально-реабилитационного Центра данная программа определяет следующим образом: поддержка и помощь в социально-психологическом оздоровлении асоциальных семей, профилактическая и реабилитационная работа с неблагополучными семьями.
Задачи программы
1. Восстановление нарушенных социальных связей ребенка с семьей через разнообразные формы взаимодействия родителей, специалистов различного уровня, учителей, близких родственников ребенка с другими взрослыми, от которых зависит его благополучие.
2. Оказание семьям воспитанников психотерапевтической и педагогической поддержки силами специалистов данного учреждения или привлечение сотрудников других структур, организующих консультации, группы для психологических тренингов, общения взрослых и детей.
3. Организация эффективной профилактической и коррекционной работы с семьей.
Главными принципами реализации программы являются:
— принцип своевременности, который предусматривает раннее выявление семейного неблагополучия;
— принцип гуманизма выражает готовность сотрудников СРЦ прийти на помощь ребенку и его семье;
— принцип индивидуального подхода предполагает учет социальных, психологических, функциональных характеристик семьи в выборе средств профилактической и коррекционной работы;
— принцип стимулирования семьи к самопомощи предусматривает активизацию ее собственных внутренних ресурсов для изменения образа жизни;
— принцип позитивного отношения участников реабилитационного процесса к семье, предусматривающий взаимодействия с семьей, конструирование на положительных моментах ее существования.
Формы работы с семьями, используемые в работе семейной гостиной «Гнездышко»
1. Изучение документов, определяющих социально-правовой статус семьи.
2. Социально-психологические и образовательные тренинги.
3. Обмен опытом по вопросам семейного воспитания.
4. Совместная деятельность социального педагога, психолога и родителей по созданию алгоритма решения проблемы.
5. Совместная творческая деятельность педагогов, детей и их родителей.
6. Практические занятия для родителей.
Функции семейной гостиной «Гнездышко»
Познавательная функция. Получение знаний становится инициативой самого человека, упор делается на самообразование.
Коммуникативная функция — это общение. Доброжелательная среда формируется добровольным объединением по интересам.
Преобразовательная функция — это творческий подход в решении проблемы.
Структура программы
Программа состоит из трех взаимосвязанных между собой разделов.
1. Социально-психологический, который направлен на повышение психолого-педагогической культуры родителей и законных представителей несовершеннолетних.
2. Социально-правовой, определяющий содержание специальной информации по просвещению родителей и законных представителей и оказание им помощи в преодолении жизненных трудностей, в которых они находятся.
3. Художественно-эстетический, предполагающий освоение родителями (законными представителями) различных видов творческой деятельности, способствующей организации продуктивного семейного досуга.
Примечание
1. Социально-психологический и социально-правовой разделы чередуются и являются первой частью каждой встречи.
2. Вторая часть каждой встречи из раздела художественно-эстетической деятельности и имеет практическую направленность.
Ожидаемые результаты
1. Ослабление социальной деградации отдельных семей, что позволит избежать крайней меры – лишения родительских прав и полного отторжения ребенка от семьи.
2. Снизить риск повторного (многократного) помещения детей в СРЦ из одной и той же семьи.
3. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей, усиление оптимистической направленности их жизнедеятельности.
Особенностью программы является тот факт, что в деятельность семейной гостиной родители и близкие родственники могут включаться с любой встречи.
С целью профилактики и популяризации данной формы работы с семьей практикуются выездные формы проведения встреч, так как не все родители имеют свободные средства на транспортные расходы. Необходима определенная форма освещения работы «Семейной гостиной» в СМИ.
Данная программа может быть долгосрочной, так как состав родителей в условиях СРЦ не стабильный, периодически обновляется, а проблемы семей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации чаще всего однообразны.
Участники программы получают возможность организации детских семейных праздников (например, дня рождения ребенка) в учреждении с привлечением специалистов СРЦ. На такие встречи приглашаются близкие для ребенка люди – родственники, соседи, друзья, подбирается праздничная программа, устраивается чаепитие. Это позволяет родителям приобрести положительный опыт в организации домашних праздников.
Участниками семейной гостиной могут быть: родители воспитанников СРЦ, лица, их заменяющие, близкие родственники семьи, дети (во время совместных, например, праздничных встреч).
Целесообразно проводить не менее одной встречи в месяц (за исключением летних месяцев), поэтому данная программа рассчитана на 9 встреч. Длительность мероприятия определяется содержанием, темой, заявленной на занятии (не более 1ч. 30 мин.)
Тематический план программы семейной гостиной «Гнездышко»
№ встречи,
календарные сроки
|
Содержание встречи
|
Форма
проведения
|
Ответственные
специалисты
|
1
январь
|
1. Как общаться с ребенком.
2. Пластилиновая живопись.
|
Тренинг
Творческая мастерская
|
Психолог
Соц. педагог
Педагог-организатор
|
2
февраль
|
1. Права и обязанности детей и родителей.
2. Бумажная филигрань.
|
Беседа
Творческая мастерская
|
Юрист консульт
Педагог-организатор
|
3
март
|
1. Безопасность семьи и ребенка.
2. Поделки из бросового материала.
|
Беседа
Творческая мастерская
|
Психолог
Соц. педагог
Педагог-организатор
|
4
апрель
|
1. Забота государства о семье.
2. Мастерская народной куклы.
|
Консультация
Творческая мастерская
|
Юрист консульт
Педагог-организатор
|
5
май
|
1. Похититель рассудка.
2. Бумажная филигрань.
|
Просмотр и обсуждение видеофильма
Творческая мастерская
|
Психолог,
Соц. педагог
Мед. работник
Педагог-организатор
|
6
сентябрь
|
1. «Школьные годы чудесные…»
2. Кляксография.
|
Круглый стол
Творческая мастерская
|
Соц. педагог
Педагог-организатор
|
7
октябрь
|
1. Пять языков любви.
2. Тестопластика.
|
Консультация, беседа
Творческая мастерская
|
Психолог
Соц. педагог
Педагог-организатор
|
8
ноябрь
|
1. Какой вы родитель?
(Стили семейного воспитания)
2. Цветные камушки (Роспись камней).
|
Консультация, беседа
Творческая мастерская
|
Психолог
Соц. педагог
Педагог-организатор
|
9
декабрь
|
1. Игра – дело серьезное.
2. Праздник «В кругу семьи».
|
Игровой тренинг
|
Психолог
Соц. педагог
Педагог-организатор
|
Информация о программе
Руководитель программы — Мальгина Елена Николаевна, заведующий реабилитационным отделением. В реализации программы задействованы специалисты научно-методической службы, социальные педагоги, юристы, педагоги-психологи, воспитатели, педагоги-организаторы, волонтеры.
Необходимость создания данной программы продиктована объективными причинами. Низкая педагогическая, юридическая грамотность родителей, их неумение самостоятельно находить пути выхода из трудных жизненных ситуаций приводит семью в состояние неблагополучия, дети попадают в наш Центр. И если с детьми в Центре проводится целенаправленная профилактическая, реабилитационная работа, то родителей пытаются «перевоспитать» репрессивными мерами, что, как показывает практика, является малоэффективным методом, а дети вновь и вновь возвращаются в социальное учреждение. Анализ данной ситуации и привел авторов к созданию программы.
Результаты реализации программы
Год
|
Кол-во родителей – участников программы
|
Кол-во воспитанников переданных в семью
|
2008
|
38
|
18
|
2009
|
59
|
41
|
2010
|
42
|
29
|