Марина Чибисова, кандидат психологических наук, доцент МПГУ, рассказывает о некоторых ключевых принципах, которыми она руководствуется в работе с агрессивными детьми и при консультировании их родителей. В статье пойдет речь о дошкольниках и младших школьниках, однако, и в работе с подростками они тоже важны.
Социализация агрессии
Первым принципом для меня является необходимость рассматривать агрессию в общем контексте развития ребенка. Формирование агрессивного поведения связано с развитием других психических функций. Во-первых, это способность управлять своим поведением, то есть произвольность. Большое количество исследований показали, что дети с более низким уровнем самоконтроля по сравнению со сверстниками демонстрируют больше враждебных реакций в социальном взаимодействии. Дети со сниженной способностью к самоконтролю хуже справляются со своим гневом.
Важной задачей развития для ребенка является социализация агрессии, то есть освоение социально приемлемых способов ее выражения. Когда ребенок вообще с трудом контролирует свое поведение, он с большей вероятностью и агрессию контролировать не может.
Часто можно услышать мнение, будто гиперактивные дети агрессивны. Агрессия не является характерным признаком синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, однако эти дети могут демонстрировать агрессивное поведение на фоне слабого самоконтроля и выраженной импульсивности. Агрессивный ребенок обладает низкой произвольностью, первоочередной задачей коррекционной работы должно стать именно формирование произвольности. Основным инструментом для этого являются игры с правилами в любом формате: настольные, подвижные, ролевые и др.
Приведу пример. Папа четырехлетней Полины получил контракт на работу за рубежом. Родители переехали в новую страну и отдали Полину в детский сад, куда ходили дети экспатов. Полина и на родном языке заговорила с большим опозданием, а уж английский она осваивала и вовсе с огромным трудом. Ей очень хотелось играть с другими детьми, но вступить с ними в контакт не получалось. В итоге через несколько недель Полина начала кусаться: другого способа инициировать общение ей придумать не удалось.
Конечно, история Полины весьма нетипична: обычно кусание как способ вступления в контакт используют трехлетки и более младшие дети, да и ситуация необычная, однако проявление агрессии на фоне недостаточного уровня развития коммуникативных навыков встречается часто.
Вот еще один подобный пример. Родителей восьмилетнего Славы вызвали в школу, потому что их сын облил одноклассницу горячей водой из стоящего в классе кулера. Слава не ходил в детский сад, с ним сидела бабушка. Хотя мальчик посещал занятия по подготовке к школе, опыта общения с детьми у него практически не было. На занятиях рядом всегда находился педагог, а во время прогулки бабушка сразу вмешивалась, если назревал какой-то конфликт. В результате, когда Слава пошел в школу, он в первый раз в жизни столкнулся с необходимостью самостоятельно строить отношения с ровесниками. Оказалось, что это не так уж и просто. В результате, когда одноклассница начала дразнить Славу, его это очень возмутило. И он не нашел ничего лучше, чем просто вылить на нее стакан горячей воды.
Если агрессия проявляется как способ инициирования контакта или возникает в коммуникативных ситуациях (например, ребенок подходит к играющим детям и, вместо того чтобы спросить разрешения вступить в игру, толкает кого-то из играющих), необходимо в коррекционной работе поставить задачу формирования коммуникативных навыков. Идеально было бы включить такого ребенка в группу. Если такой возможности нет или уровень его агрессивности пока препятствует групповой работе, можно решать эту задачу в индивидуальной коррекции. Важно найти реалистичный способ справиться с непростой ситуацией. Например, с Полиной, не владеющей английским языком, можно было выучить два-три приветственных слова.
Способ должен быть такой, чтобы ребенок мог его применить. Например, папа Славы предложил ему обнять девочку-обидчицу. Но даже Славе с его небольшим опытом общения было понятно, что объятия тут неуместны. Этот способ неудачен, надо искать другой.
Отработать этот способ нужно посредством ролевой игры: «Давай поиграем, как будто я складываю кубики, а ты хочешь складывать их вместе со мной». Такие игры можно проводить, как говорил один из моих юных клиентов, «собой», а можно разыгрывать эти сюжеты с помощью игрушек. Кроме того, важен эмоциональный интеллект как способность распознавать эмоции (других людей и свои собственные), а также управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.
В обзоре исследований, посвященных связи агрессивности и эмоционального интеллекта (García-Sancho, José, Fernández-Berrocal), показано, что между ними существует устойчивая связь: более высокие показатели эмоционального интеллекта коррелируют с более низким уровнем агрессивности, причем эта связь проявляется на различных этапах развития. Из этого следует практический вывод: в работу с агрессивным ребенком необходимо включать упражнения и игры, направленные на развитие способности распознавать свои переживания и выражать их конструктивным образом. И это логически приводит нас ко второму принципу.
Легализация гнева
Вторым принципом коррекционной работы по проблеме агрессии является легализация гнева. Необходимо помочь ребенку понять, что сердиться нормально, любые ограничения могут накладываться только на способ выражения гнева: «Сердиться можно, драться нельзя». В процессе работы необходимо помочь ребенку найти конструктивные способы выражения гнева: что можно делать вместо того, чтобы драться. Ни в коем случае не следует осуждать ребенка за то, что он испытывает гнев, обесценивать гнев комментариями типа: «Здесь не на что сердиться». Если он рассержен, он имеет право на это чувство. Но выражать его следует приемлемыми способами.
В русском языке для обозначения чувства гнева могут использоваться два прилагательных — «злой» и «сердитый». При этом слово «злой» однокоренное со словом «зло». Согласно Толковому словарю Ожегова, зло трактуется как «нечто дурное, вредное, противоположное добру; злой поступок», а также «беда, несчастье, неприятность». Злой, соответственно «заключающий в себе зло», антоним слову «добрый». Слово «зло» и однокоренные слова в русском языке имеют однозначно негативную коннотацию.
Подчеркну, что это специфическая трудность, связанная именно с русским языком. Скажем, в английском такого смешения не возникает: там сердитый — angry и злой — evil — совершенно разные по смыслу слова.
Что же происходит, если для обозначения гнева мы используем слово «злиться», называем гнев «злостью»? С моей точки зрения, мы тем самым неявно показываем, что гнев — чувство нежелательное, негативное. В результате часто оказывается, что разговоры о гневе завершаются разговором о доброте. Но ведь сердитый человек совершенно не обязательно недобрый! Злой — это черта характера, а сердитый — преходящее эмоциональное состояние, причем вполне нормальное, как и любое другое эмоциональное состояние. Очень важно помочь агрессивному ребенку, а заодно и его родителям и педагогам увидеть, что он не злой — он сердитый. Вполне можно быть добрым и сердитым.
Какой из всего этого следует вывод? С моей точки зрения, для легализации гнева лучше избегать слов «злой», «разозлился» и использовать вместо них слова «гнев», «сердитый», «рассердился». Также ни в коем случае не следует противопоставлять гнев и доброту. Лучше сравнивать гнев с другими эмоциями: радостью, грустью, удивлением и др. Достаточно вспомнить очень удачный мультфильм «Головоломка», где гнев выступает как рядоположный с другими чувствами.
А кто хозяин?
Третий принцип коррекционной работы с агрессивными детьми состоит в том, чтобы подчеркивать, что «хозяином» чувства гнева является сам ребенок. То есть вместо «Вася тебя рассердил» нужно говорить: «Ты рассердился на Васю». Тем самым мы помогаем ребенку понять, что с выражением чувства гнева он может справиться. Если Вася меня рассердил, это сильнее меня, ничего сделать с этим я не могу. Если я сержусь на Васю, я сам ищу способ выражения своего чувства. Приведу примеры упражнений, построенных с использованием перечисленных принципов.
Арт-терапевтическое упражнение «Вулкан»
Цель: формирование конструктивных способов выражения гнева.
Материалы: белый картон или плотная бумага формата А4 или А3, набор цветной бумаги и клей или мягкий пластилин, бумажный или малярный скотч, пластиковый стакан (в зависимости от выбранного варианта).
Целевая аудитория: дети младшего школьного и младшего подросткового возраста.
Сначала необходимо спросить у ребенка, знает ли он, что такое вулкан. Если знает, попросить объяснить, что это такое. Если не знает, объяснить, что это гора, которая время от времени выбрасывает лаву и раскаленные камни. Затем важно развернуть разговор в сторону гнева. Можно спросить, на какое чувство похож вулкан, или сразу развернуть эту метафору и сравнить бурный гнев с извержением вулкана. Теперь нужно предложить ребенку сделать сердитый вулкан. Это можно сделать тремя способами:
1. Обрывная аппликация. В этом случае ребенок рисует на белом листе контур вулкана, а затем отрывает кусочки цветной бумаги и наклеивает их на контур вулкана, заполняя его и изображая лаву. Лучше выполнять это упражнение без использования ножниц. Не нужно стремиться к аккуратности, вулкан предполагает спонтанность.
2. Рисование пластилином. Здесь также предварительно ребенок рисует контур вулкана, а затем выбирает пластилин подходящего цвета и размазывает его пальцами по бумаге. Если пластилин жесткий, его надо сначала разогреть в руках. Но я для таких упражнений специально покупаю мягкий пластилин.
3. Объемная композиция. Для этого варианта требуется пластиковый стакан (можно прозрачный или белый), лист картона, тонкая цветная бумага и пластилин. Можно также воспользоваться малярным или бумажным скотчем. Стакан нужно развернуть донышком вверх и прикрепить на лист картона (пластилином или скотчем). Затем из цветной бумаги делается лава: для этого от листа бумаги просто отрываются полоски. Обычно дети выбирают красный, оранжевый или желтый цвет. Эти полоски нужно прикрепить сверху к донышку стакана опять же с помощью пластилина или скотча.
Важно поддерживать инициативу ребенка при выполнении задания: он может предлагать свои собственные варианты. Например, Слава, о котором шла речь выше, вырезал у стакана донышко и приклеил полоски, изображающие лаву, с внутренней стороны. В итоге у него получилось настоящее жерло вулкана. Когда вулкан готов, нужно поговорить с ребенком о его гневе: когда он бывает таким сердитым, как этот вулкан, что ему хочется сделать и т.д.
Затем психолог говорит: «Когда у вулкана внутри поднимается горячая лава, он не может ее сдержать, ему придется начать извержение. Но извергаться вулкан может по-разному. Извержение может снести все вокруг, а может пройти почти незаметно для людей, которые живут вокруг него. Как ты думаешь, что можно сделать, чтобы извержение вулкана не принесло людям никакого вреда?»
У детей бывают разные идеи: кто-то предлагает поставить забор, кто-то — сделать отводную трубу и так далее. Когда ребенок высказал свои идеи, психолог предлагает ему нарисовать это. И аппликация, и рисование пластилином позволяют внести поправки прямо поверх готовой композиции. Когда рисунок готов, психолог говорит: «Теперь вулкан может спокойно извергаться, если он сердит. Он нашел свой способ сердиться. А как можешь сердиться ты?»
Важно поддерживать инициативу ребенка при выполнении задания: он может предлагать свои собственные варианты. Например, Слава, о котором шла речь выше, вырезал у стакана донышко и приклеил полоски, изображающие лаву, с внутренней стороны. В итоге у него получилось настоящее жерло вулкана. Когда вулкан готов, нужно поговорить с ребенком о его гневе: когда он бывает таким сердитым, как этот вулкан, что ему хочется сделать и т.д.
Арт-терапевтическое упражнение «Сердитая рука»
При создании этого упражнения я вдохновлялась упражнением О. В. Хухлаевой «Страшная рука».
Цель: формирование конструктивных способов выражения гнева.
Материалы: белый картон или плотная бумага формата А4 или А3, набор цветной бумаги и клей или мягкий пластилин (в зависимости от выбранного варианта).
Целевая аудитория: дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Психолог предлагает ребенку положить руку на лист бумаги или картона и обвести ее карандашом. Если ребенок в силу возраста не справляется, обвести его руку может взрослый. Затем психолог говорит: «Представь, что эта рука очень сердита. Ее нужно раскрасить, чтобы сразу было понятно, какое чувство она испытывает». Для раскрашивания лучше использовать не карандаши или фломастеры, а пластилин или обрывную аппликацию. Эти техники дают больше экспрессии в выражении гнева.
Когда рука готова, можно побеседовать с ребенком о том, почему рука может оказаться такой сердитой (напомню, что вопрос «Что ее рассердило?» неудачен, лучше спрашивать: «На кого или на что она рассердилась?»). Затем психолог просит показать, как рука сердится. Важно расширить спектр способов выражения гнева, спросить у ребенка, как еще рука может показать, что она сердита. Если способ выражения гнева, показанный ребенком, неконструктивен (например, рука начинает драться), психолог проговаривает недопустимость этого способа и совместно с ребенком ищет другие: «Даже если ты очень сердит, драться нельзя. Как еще можно выразить гнев?»
Часто дети хотят дополнить сердитую руку какими-то другими руками. Это вполне можно сделать, главное — чтобы вторая рука не становилась «доброй». Она может оказаться радостной, грустной, счастливой и пр.
Марина ЧИБИСОВА
кандидат психологических наук, доцент МПГУ
Журнал «Школьный психолог» №5 (2019 г.)
Фото с сайта после-уроков.рф