Семейная мастерская – это одна из практических форм работы с семьей, которая позволяет создать определенные условия для совместного творчества детей и родителей, их общения. Это такой вид организации совместного труда и творчества, когда народным традициям обучается не только ребенок, но и другие члены семьи. Это дает возможность сблизить интересы ребенка и взрослого, дать им возможность пережить приятные минуты сотрудничества, вместе преодолевать трудности и радоваться успехам.
«Куклы из бабушкиного сундучка» - под таким названием более 10 лет существует в МБДОУ ЦРР №7 «Аннушка» города Нарьян-Мара семейная мастерская.
Участники мастерской - дети и родители подготовительной группы. Они мастерят кукол и погружаются в историю и традиции русского народа. Кукла является частью культуры всего человечества, сохраняя в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной куклы.
Первое занятие
Для того, чтобы привлечь детей и родителей, на первое занятие приглашается коллекционер рукотворных кукол, специалист Этнокультурного центра. Рассказ о куклах из прошлого, о том, как и для чего их создавали, увлекает, и появляется желание сделать куклу своими руками.
На первом же занятии делается кукла Пеленашка. Считалось, что это первая кукла ребенка. Без единого шва мама сворачивала куколку из старых тряпиц и укладывала ее в колыбельку ребенка. Пеленашка считалась оберегом для малыша.
В дальнейшем участники мастерской изготавливают масленичную куклу, куклу-скрутку, куклу в русском костюме.
Темы следующих занятий: «Первый стежок, как первый шажок», «Сошьем рубашку для куколки», «Русская коса- девичья краса», «Сошьем кукле сарафан», «Что за чудо эти сказки», «Народными умельцами славится Россия».
Программа семейной мастерской «Куклы из бабушкиного сундучка» рассчитана на два месяца. Один раз в неделю в вечернее время собираются дети и их родители в изостудии. Это могут быть братья и сестры, бабушки, дедушки.
Каждое занятие состоит из двух частей.
Первая включает в себя познавательный материал в виде беседы или рассказа педагога, сопровождается конкурсами среди детей или родителей: участники рассказывают сказки, знакомятся с пословицами, отгадывают загадки, знакомятся с предметами быта, традициями русского народа.
Вторая часть занятия - поэтапное обучение изготовлению куклы. Основная работа по шитью ложится, в основном, на взрослого, а дети оказывают посильную помощь: делают бусы, плетут пояс, помогают в раскройке, делают свои первые шаги в процессе шитья. А также наблюдают за работой взрослого, общаются. Посиделки не обходятся без русских народных игр: «Золотые ворота», «Гори, гори ясно…», «Жмурки с колокольчиком», «Колечко».
Во время работы семейной мастерской изостудия превращается в русскую избу. К каждому занятию готовятся выставки и экспозиции: платки, шали, предметы декоративно-прикладного искусства, народные игрушки. Занятия руководитель ведет в русском сарафане.
Итогом работы является праздник «Именины кукол». Гости праздника - родители и дети старших групп. Ведь именно они на следующий год будут шить кукол. Таким образом, осуществляется преемственность в работе семейной мастерской. На празднике прославляется работа рукодельниц и их родителей. Они радуют гостей частушками, плясками, своими куклами. Праздник получается яркий, красочный и семейный.
«На таких занятиях родители и дети становятся ближе друг к другу» - написала одна мама.
Совместная деятельность детей и родителей помогает мамам и папам лучше понять своего ребенка, найти к нему правильный подход, укрепить взаимоотношения в семье. Каждый ребёнок нуждается в поддержке и одобрении со стороны самых близких ему людей – своей семьи. С родителями, посещающими «Семейные мастерские», ребенку легко найти взаимопонимание и строить взаимоотношения.
В том, что сегодня ребёнок может сделать вместе с взрослыми, закладываются основы того, что он завтра сможет сделать без них.
По материалам открытых источников