Апрель 2021
пн вт ср чт пт сб вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2

Настольная психологическая игра как интерактивный метод обучения замещающих родителей

03.03.2021 15:29

Настольная психологическая игра как интерактивный метод обучения замещающих родителей

Автор: Грехова Анжела Игоревна

Организация: МУ Детский дом «Юнона»

Населенный пункт: ЯНАО, Тюменская область, г. Надым

Игра является неотъемлемой частью жизни человека. Известно, насколько игра многогранна: она обучает, воспитывает, развивает, социализирует и дает передышку. Но исторически одна из первых ее задач — обучение. При организации занятий по повышению уровня психолого-педагогических компетенций замещающих семей возникает ряд трудностей, связанных с боязнью родителей признать, что у них в семье есть проблемы, и порой бывает уже поздно, когда проблема становится практически неразрешимой и даже губительной для семьи.

Игра интересует не только детей, но и взрослых. Опыт проведения игровых занятий с родителями и занятий с элементами игры, показывает, что родители на занятиях охотно включаются в предлагаемые игры и игровые моменты, с интересом выполняют предлагаемые задания и играют предложенные роли, решают ситуации и отвечают на вопросы, слушают и сами говорят.

Сущность игры на занятиях в клубе для замещающих родителей заключается в создании занимательной условной ситуации, благодаря которой учебная деятельность родителей приобретает игровой характер. Поэтому и разделять игры целесообразно исходя из того, за счет чего эта условность достигается. Выделяют ролевые игры, комплексные игровые системы (например, КВН), настольные психологические игры. В зависимости от дидактических целей выделяют игры на изучение и закрепление нового материала, для проверки знаний, обобщающие и релаксационные игры-паузы.

Первостепенными задачами в работе с замещающими семьями являются: помощь в осознании родительской роли, прохождение заранее трудных моментов в становлении приемной семьи и работа с возникшими проблемами внутри семьи. Для решения этих задач мной используются настольные психологические игры для формирования родительской компетентности замещающих семей: «100 шагов к принятию ребенка в семью», «Я-родитель», «7 граней успешного родительства», «Родительский раунд», «Я-мама», «Я-папа».

Настольная игра - игра, основанная на манипуляции относительно небольшим набором предметов, которые могут целиком разместиться на столе или в руках играющих. Это делает ее выгодной с точки зрения экономии пространства для занятий. Игры данной категории не требуют активного перемещения игроков, наличия дополнительного технически сложного инвентаря или специальных сооружений, игровых площадок и т.п., что тоже достаточно экономично.

Настольные психологические игры уникальны и актуальны при проведении тренинговых занятий с замещающими родителями. Игры содержат определённый набор карточек с вопросами и ситуациями по различным тематикам. Представленные в играх карточки - задания содержат как теоретические вопросы, так и практические советы-рекомендации по формам и методам воспитания и обучения детей, осознания себя, как родителя. Часть заданий раскрывает психолого-педагогические аспекты детско-родительских отношений в семье и пути преодоления их трудностей. Кроме того, психологическая составляющая данных игр помогает получить поддержку, эмоциональный заряд уверенности в принятии решения, как поступить в той или иной семейной ситуации.

Мне хотелось бы остановиться на двух настольных психологических играх, способствующих формированию родительских компетенций замещающих родителей.

Использование в работе с замещающими семьями настольной игры «Я - родитель» позволяет родителям актуализировать теоретические и практические знания по психологии и педагогике родительства, способствует укреплению навыков по решению проблем развития и воспитания ребёнка.

Данная игра проводиться в групповой форме (от 2-х до 7 человек). Продолжительность игры составляет от 1,5 до 3-х часов, в зависимости от количества участников.

В комплект настольной игры входит: игровое поле, карточки с вопросами и заданиями (57 штук), карточки с советами родителей, брошюра с рекомендациями «Я - родитель».

Этапы проведения настольной игры «Я - родитель»:

На 1 этапе идет предварительная работа, где родителям разъясняется значимость и результативность проводимой игры, ставится цель. Совместно с родителями на заседании клуба опекунов, мы составляем список актуальных вопросов, которые обсуждаются в ходе проведения игры.

На 2 этапе родители знакомятся с правилами игры. Игра проходит на игровом поле, представляющее собой три пересекающихся между собой круга. Каждый круг отражает три множества: «Я-человек, игрок»; «Родитель - как таковое состояние человека»; «Ребёнок-маленький человек». На пересечение этих множеств образуются другие множества («Я-родитель», «Я-ребенок», «Родитель-ребенок», а в центре «сердце» взаимоотношений и взаимопониманий родителя и ребенка). Каждая из составляющих личности, направлена на решение следующих вопросов: «Я-родитель» - осознание своей роли, как родителя, формирование и актуализацию родительской компетентности; «Я-ребенок» - осознание родителями себя, как ребенка, со своими потребностями, желаниями, страхами и трудностями; В ходе движения участников по игровому полю, при пересечении «Родитель-ребенок», проигрываются ситуации, связанные с отработкой навыков установления контакта с ребенком, конструктивного взаимодействия в различных ситуациях, а также родители учатся понимать своего ребенка, знакомятся с основами семейного воспитания; «Ребенок» - рассматриваются темы, связанные с возрастными особенностями развития ребенка, медицинскими аспектами организации здорового образа жизни и психосексуальным развитием детей и подростков и пр.

Перед началом игры каждый участник выбирает фишку понравившегося цвета и помещает на поле игры. Участники игры по очереди кидают кубик и продвигаются по игровому полю на выпавшее количество очков. Выигрывает тот, кто первым достигнет финиша.

На 3 этапе все участники активно включаются в игру, при этом мной осуществляется наблюдение за ходом проведения игры. Представленные в игре карточки содержат множество вопросов и заданий, которые родители выполняют в ходе игры и являются очень важными для приёмной семьи. Вопросы отражают не только последовательность становления и развития приёмной семьи, но и указывают на возможные трудности в развитии, воспитании детей и проблемы детско-родительских отношений. Так в процессе игры с родителями рассматриваются и обсуждаются следующие темы: стили воспитания в семье, поощрения и наказания в семье, виды жестокого обращения с ребёнком и последствия жестокого обращения для развития ребёнка и т.п.

На 4 этапе с родителями мы проводим анализ и оценку результатов игры. После завершения игры родители делятся своими впечатлениями, результатами, к которым они пришли по окончанию игры. В заключение мы совместно с родителями констатируем достигнутые результаты и отмечаем допущенные ошибки в ходе игры, далее подводится итог занятия.

Таким образом, опыт проведения настольной психологической игры «Я-родитель» показал, что проигрывание различных трудных ситуаций помогает выбрать правильное решение и повысить уровень психолого-педагогической компетентности. В ходе беседы участники игры отмечают, что у них получилось осознать свой личностный ресурс, увидеть себя как личность, обладающую необходимыми ценностями, знаниями и умениями для воспитания ребенка, а также увидеть личность ребенка в семейных отношениях.

Кроме того, по наблюдениям некоторых родителей, участие в игре позволило им отметить «трудные», «упущенные» моменты в воспитании детей и пересмотреть своё отношение к поступкам детей в различных ситуациях и эффективно выстраивать свое общение с близкими людьми.

Исходя из вышеизложенного, результатом проведение игры является формирование личностной зрелости родителей, что способствует эффективности семейного воспитания.

Настольная игра «Я-мама» является интерактивным методом в работе с молодыми мамами по их подготовке к заботе и воспитанию ребенка раннего возраста.

Настольную игру «Я-мама» можно проводить как в групповой форме (от 2-х до 6 человек), так и индивидуально. Продолжительность игры составляет от 1,5 до 3-х часов в зависимости от количества участников.

В комплект настольной игры входит: игровое поле формата А-2, карточки с вопросами, карта движения участников, кубик, книжки-малышки (пособия по тематике вопросов).

Этапы проведения настольной игры «Я-мама»:

1 этап: подготовительный. На первом этапе проводится предварительная работа, где молодым мамам разъясняется значимость и результативность проводимой игры, ставится цель. Совместно с молодыми мамами на заседании клуба опекунов мы составляем список актуальных вопросов, которые обсуждаются в ходе проведения игры.

2 этап: практический. Перед началом игры я знакомлю участников с правилами. На практическом этапе начинается процесс игры на игровом поле. Игровое поле — это карта движения участников. Движение на поле осуществляется по часовой стрелке. Участники по очереди бросают кубики, попадая на определённое поле, выполняют задания по карточке, относящейся к данному полю, взяв ее из колоды соответствующей рубрики. Продолжить движение по полю можно только в том случае, если задание по карточке выполнено. По мере движения игрок записывает свои ходы в «Карте движения» по игре (отмечает количество ходов по каждой рубрике). В процессе игры, если мамы затрудняются ответить на вопросы, то используются подсказки из книжек-малышек по определённым тематикам. Выигрывает тот участник, который первый дойдёт до финиша. Однако путь мамам предстоит не простой, так как в ходе игры нужно выполнять задания по карточкам, соответствующим тематике вопросов. Так в ходе игры участниками рассматриваются вопросы, касающиеся осознания себя как матери, развития ребенка раннего возраста, способов и методов оказания первой медицинской и психологической помощи при самых распространенных травмирующих ситуациях. Также в процессе игры приёмные мамы обсуждают мудрые высказывания известных людей, направленные на развитие философского видения мира о роли матери в воспитании и развитии ребёнка, о семье - как ценности, ребёнка как счастья и богатства и выполняют задания на развитие литературного кругозора. Но больше всего среди участников пользуются популярностью упражнения-аффирмации, которые представляют собой краткое позитивное Высказывание, содержащее психоэмоциональную установку участника. При многократном повторении аффирмаций у молодых мам закрепляется требуемый образ подсознании и улучшается психоэмоциональный фон.

3 этап: анализ и оценка результатов игры. По завершению игры молодые мамы обмениваются мнением, делятся впечатлениями, рассказывают о трудностях, с которыми они столкнулись в процессе игры. В соответствии с записями в «Карте движения» игроков, проводится анализ количества и названий рубрик, которые чаще всего встречались у каждого участника. В заключение мною констатируются достигнутые результаты и совместно с участниками формулируется окончательный итог занятия. В качестве подарочного сувенира участникам игры вручаются книжки-малышки.

В ходе проведения настольных игр я обращаю внимание на то, как участники реагируют на предложенные вопросы, как выполняют задания, на какие моменты можно обратить внимание самих участников в процессе игры, а какие вопросы следует рассмотреть на индивидуальных консультациях.

Таким образом, по итогам проведения настольной психологической игры «Я - мама» наблюдается положительная динамика в изменении отношения молодых мам к детским капризам и непослушанию. По завершению игры мамы поделились тем, что участие в игре помогло им научиться чувствовать настроение ребенка, прислушиваться к нему, предугадывать поведение и желание ребёнка в зависимости от ситуации.

Данная игра способствует расширению и совершенствованию знаний по вопросам развития ребенка раннего возраста, формированию и укреплению положительного отношения матери к своему ребенку. В ходе проведения повторного диагностического обследования было выявлено, что мамы понимают потребности ребенка раннего возраста и осознают, как правильно заботиться о его психологическом и физическом здоровье.

Таким образом, настольная психологическая игра является одной из уникальных интерактивных методов, позволяющая повысить уровень родительских компетенций замещающих родителей. Достоинство использования настольных психологических игр на тренингах с замещающими семьями состоит в том, что игра позволяет проявить самостоятельность и выработать способы сотрудничества, а также помогает родителям со стороны посмотреть на смоделированные ситуации и в дальнейшем скорректировать свои действия в воспитании детей.

Журнал Педагогический опыт

Фото с сайта ВКонтакте