Декабрь 2024
пн вт ср чт пт сб вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5

Не нужен клад, если в семье лад

10.05.2017 10:39

Не нужен клад, если в семье лад

В Архангельской области, в центре социальной помощи семье и детям, с 2014 года работает программа «Лад в семье», направленная на родителей, которые когда-либо применяли или применяют физические наказания и психологическое насилие в отношении детей.

Опыт показывает, что одной из причин применения насилия к детям является то, что физические наказания воспринимаются родителями как норма и традиционный метод воспитания детей. Родители либо не знают о методах ненасильственного воспитания, либо не готовы применять их в силу различных объективных или субъективных причин. И важно не обвинять их в этом, а подсказать, научить справляться с трудностями.

Цели, задачи программы и ее участники

Как правило, чаще всего в помощи специалистов нуждаются родители подростков, и речь далеко не всегда идёт о неблагополучных семьях. Случается, что физические наказания применяют и в семьях с высоким уровнем достатка и благоприятными жилищными условиями. Поэтому целевую группу программы составляют не только родители, на которых поступили сигналы из полиции, учреждений здравоохранения по факту жестокого обращения, но и родители детей из образовательных организаций, привлекшие внимание педагогов из-за особенностей поведения ребенка, которые могут свидетельствовать о жестоком обращении по отношении к нему.

В задачи программы входит повышение психолого-педагогической компетенции родителей, ознакомление их с принципами бесконфликтного общения и эффективного взаимодействия с детьми, обучение способам регуляции эмоционального состояния.

Цель программы – формирование ответственного отношения родителей к воспитанию детей, создание гармоничной модели взаимоотношений между детьми и родителями.

Содержание программы

Программа состоит из пяти занятий, продолжительностью 1-1,5 ч. Каждое занятие включает небольшой информационный блок (мини-лекция, просмотр видеороликов, дискуссии, беседы), блок упражнений, ролевых игр для реализации и закрепления полученной информации, домашние задания, при выполнении которых участники отслеживают реакции ребенка и свои собственные чувства. Специалисты также рекомендуют родителям специальную литературу по самосовершенствованию.

Занятия проводятся в небольших группах, позволяющих индивидуально подойти к каждому случаю, проанализировать конкретные жизненные ситуации, ответить на все вопросы.

Участники программы учатся понимать мотивы поступков своих детей, искать оптимальные выходы из конфликтных ситуаций, что способствует улучшению психологического микроклимата в семье, созданию атмосферы доверия и взаимопонимания. Программа помогает сформировать у участников ответственное отношение к исполнению родительских обязанностей, найти новые подходы к воспитанию ребенка, предупредить насилие в семье.

На первом занятии обсуждается тема любви и принятия ребенка. В мини – лекции «Условная и безусловная любовь» рассматриваются понятия безусловной и условной родительской любви, способы их проявлений, язык принятия и непринятия. Важно, чтобы участники осознали, что безусловное принятие своего ребенка – это любовь к ребенку не за то, что он красивый, умный, способный, а просто за то, что он есть. Ребенок должен видеть и чувствовать любовь родителей (контакт глаз, физические контакты, искренние проявления внимания).

Цикл упражнений занятия направлен на погружение участников в детское эго-состояние, осознание родителями их языка в общении с детьми, закрепление понимания языка принятия и непринятия. Родители могут провести разбор жизненных ситуаций с позиций условной и безусловной любви, определить чувства ребенка. В качестве домашнего задания участники пытаются отследить собственные эмоционально положительные и отрицательные высказывания, обращенные к ребенку, реакции на них ребенка и собственные чувства. В начале следующей встречи мы обсуждаем то, как родители справились с домашним заданием, насколько смогли реализовать полученные знания в общении со своими детьми.

На втором занятии речь идет о конфликтах в семье и способы их разрешения. Цель занятия - сформировать первичные умения и навыки бесконфликтного поведения. На мини лекции «Конфликты. Классификация семейных конфликтов. Шесть шагов беспроигрышного метода решения конфликтов по Томасу Гордону» рассматриваются понятие конфликта, причины возникновения конфликтов, конструктивные и деструктивные способы разрешения конфликтных ситуаций. Особое внимание уделяется рассмотрению двух навыков, необходимых для бесконфликтного взаимодействия: «Я-сообщение» и активное слушание (сочувствие, сопереживание, возвращение ребенку его чувств).

В практической части занятия участникам предлагаются упражнения, направленные на осознание приемов и способов выражения взрослыми своих чувств и эмоций посредством языка «Я - высказываний» и «Ты - высказываний», ситуационные задачи. После прохождения второго занятия участники пытаются отслеживать собственные реакции при попадании в конфликтную ситуацию, применять конструктивные способы разрешения конфликта во взаимодействии с членами своей семьи.

Цель третьего занятия «Агрессивный ребенок. Тактика поведения родителей» - научить родителей понимать внутренние мотивы «плохого поведения», стойкого непослушания ребенка, дать понятие об основных базовых потребностях детей. В практической части участники овладевают тактикой поведения по преодолению агрессивных проявлений детей. Каждому участнику важно понять, как важно научиться не реагировать привычным образом на нежелательные проявления в поведении ребенка, выйти за пределы привычного шаблона реагирования. Также участники учатся справляться с собственными неблагоприятными эмоциональными состояниями, разбирают техники естественной саморегуляции, выполняют релаксационные упражнения, дыхательные практики, участвуют в ролевой игре.

В рамках четвертого занятия «Дисциплина. Воспитание ответственности у детей» родители осваивают способы установления бесконфликтной дисциплины, передаче ответственности у детей за свои дела и поступки. На лекции участники узнают о роли правил и порядка в семье в жизни ребенка, правилах бесконфликтной дисциплины, условия воспитания ответственности, причины нарушений поведения детей. В практической части происходит обсуждение реальных жизненных ситуаций из опыта родителей, их обсуждение и обыгрывание, формулирование действенных высказываний, поиск наилучшего решения.

Заключительное занятие программы - «Жестокое обращение. Профилактика насилия в семье». На лекции рассматриваются основные формы жестокого обращения с детьми, причины их возникновения, влияние насильственных методов воспитания на развитие и формирование личности ребенка, заповеди мудрого родителя, ненасильственные приемы воспитания. В практической части участники имеют возможность изучить собственные представления о «хорошем родителе», преодолеть иррациональные установки, стереотипы, привнесенные из собственной родительской семьи, освоить ненасильственные приемы воспитания (правила наказания, методика «активного слушания»).

На завершающем занятии родителям дается информация об организациях, занимающихся вопросами семьи и детства, куда можно обратиться в случае возникновения проблем и получить помощь.

Итоги программы

Подводя итоги всей программы, родители анализируют, какая информация была новой, особенно важной, полезной для решения конкретных ситуаций, что способствует осознанию и структурированию опыта, полученного при прохождении программы. Специалисты рассчитывают на то, что в результате прохождения программы совершенствуются психолого-педагогические знания родителей, выстраиваются гармоничные отношения между родителями и детьми, формируются навыки ненасильственного воспитания и поведения родителей.

Участники делятся со специалистами опытом применения на практике полученных знаний: кому-то удалось решить давно наболевшую проблему, установить контакт с ребенком, избежать семейного конфликта, кто-то по-новому взглянул на своего ребенка. Родители отмечают, как важна была для них помощь и поддержка группы, когда они чувствовали себя не очень уверенно и не все получалось.

Прошедшие все занятия программы родители часто с удивлением обнаруживают, что по-настоящему любить своего ребенка – это очень увлекательно и вполне осуществимо. Как показывает опыт, у тех участников, которые были заинтересованы и активно включались в работу, наблюдается высокая удовлетворенность работой в группе, а положительные результаты после прохождения программы сохраняются в течение длительного времени.

Рогатых Валентина Павловна,
педагог-психолог
отделения защиты прав детей от насилия
ГБКУ АО «Архангельский ЦСПСиД»