Декабрь 2024
пн вт ср чт пт сб вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5

Об опыте работы психолога Центра социальной помощи семье и детям по восстановлению детско-родительских взаимоотношений

18.05.2021 09:17

Об опыте работы психолога Центра социальной помощи семье и детям по восстановлению детско-родительских взаимоотношений

Гудкова Анастасия Сергеевна заведующий организационно-методическим отделением КГКУ «Хабаровский центр социальной помощи семье и детям»

Максимец Елена Владимировна педагог-психолог отделения социальной реабилитации КГКУ «Хабаровский центр социальной помощи семье и детям»

В жизни каждого человека семья занимает особое место. Ребенок растет в семье, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи и добро, и зло — все, чем характерна его семья. Став взрослыми, дети повторяют в своей семье все то, что было в семье родителей. В семье регулируются отношения ребенка к окружающему миру, в семье он получает опыт нравственности, моральных норм поведения. И хотя родители как центр ориентации и идентификации отступают в подростковом и юношеском возрасте на второй план, это относится лишь к определенным областям жизни. Для большинства молодых людей родители, и особенно мать, остаются главными эмоционально близкими лицами и в этом возрасте. Так семья остается ведущим институтом в формировании и развитии социально значимых ценностей и установок личности ребенка, его социализации.

В последнее время отмечается некоторое падение воспитательной роли семьи; в стране происходят серьезные изменения условий формирования личности, наблюдаются сложные условия экономической и политической нестабильности, происходит ломка традиционных ценностей, и поэтому проблема влияния семьи на процесс становления личности носит актуальный характер.

Опыт практической работы в КГКУ «Хабаровский центр социальной помощи семье и детям» (далее - Центр) показывает, что во многих семьях детско-родительские отношения становятся настоящей болевой точкой: родители часто жалуются на проблемы с детьми. А ведь от того, насколько успешно родители решают проблемы воспитания детей в семье, в конечном счете, зависит насколько родители и дети счастливы, и приносит ли им удовольствие общение друг с другом.

Эта тема актуальна и сложна, актуальна, потому что участие родителей в жизни своих детей зачастую снижено, а сложна, потому что на практике приходится сталкиваться с различными по социальному статусу семьями. Нам же необходимо найти контакт со всеми. Для одних требуется полное разъяснение, участие и подбадривание. Для других – твердость, умение настоять на определенных требованиях, невыполнение которых затруднит или отдалит достижения желаемых результатов. Роль психолога состоит в том, чтобы должным образом организовать психологическую работу и донести до родителей необходимую информацию, наладить детско-родительские отношения. Для этого, прежде всего, необходимо определить цели и задачи.

Итак, главной целью психолога в вопросе детско-родительских отношений является улучшение социально-психологического климата внутри семьи.

Основные задачи определяются как:

  • Изменение типа отношений в семье.
  • Обучение навыкам поведения в конфликтных ситуациях.
  • Обучение моделям эффективного общения.
  • Ознакомление с принципами планирования жизни, постановки целей (эффективное планирование, самоорганизация, организация собственного времени, организация режима дня ребенка).
  • Формирование навыков совместной деятельности.

Работая с родителями, психолог, прежде всего, помогает им преодолеть авторитарное отношение к ребенку, учит равенству во взаимоотношениях. В беседе с родителями открывает его сильные и слабые стороны. Ставит конкретные задачи воспитания и коррекции. Проявляет искреннюю заинтересованность и готовность к поддержке.

Эффективность работы с семьей определяется выбором форм воздействия, основная цель которых - установление доверительных отношений с детьми, родителями, воспитание потребности делиться своими проблемами и совместно их решать.

В своей работе психолог сталкивается с такими типами неблагополучных семей как:

  • семьи с недостатком воспитательных ресурсов;
  • конфликтные семьи;
  • нравственно неблагополучные семьи;
  • педагогически некомпетентные семьи.

В начале работы с родителями психолог доносит до них понимание интересов своего ребенка и соблюдение родительских обязанностей. Оказывает помощь в виде консультаций, с предоставление наглядной информации (брошюр, буклетов, листовок).

Психологами проводятся консультации на темы:

  • «Семейные ценности»;
  • «Конфликты в семье и как их избежать»;
  • «Жестокие родители - жестокие дети»;
  • «О вредных привычках» и другие.

В своей работе специалист уделяет большое внимание профилактической и просветительской деятельности среди родителей. Ни одна встреча с родителями не проходит без использования информационно-коммуникативных технологий, а именно различных слайд-шоу, фотопрезентаций.

В свое работе психолог использует:

методы групповой работы:

1) Групповая дискуссия — это способ организации совместной деятельности с целью принятия решения в группе посредством обсуждения проблемного вопроса.
2) Рефлексия — это рассказ о собственных чувствах и анализе своего поведения.
3) Беседа — это получение информации об изучаемом психическом явлении в устной логической форме.
4) Ролевые игры — это воспроизведение действий или отношений других людей или персонажей в игровой форме.
5) Работа в парах — это выполнение упражнений направленных на разрешение партнерских или детско-родительских конфликтов.
6)Психологический лекторий - обсуждение различных психологических вопросов совместно с родителями.

методы семейного консультирования:

1)Анализ истории семьи — это выделение аспектов прошлых семейных отношений. 2)Ролевое моделирование — это формирование психогенной ситуации, в которой проигрывается какой-либо паттерн поведения.
3) Психодиагностика —это выявление и измерение психологических качеств, особенностей личности и индивидуальных различий.
4) Психологическое консультирование — это оказание психологической помощи в ситуациях преодоления различного рода психологических затруднений.
5) Гештальт-терапия — это гуманистическое направление в психотерапии.

методики:

1) CMAS Шкала проявления явной тревожности у детей. Автор: Дж. Тейлор
2) MAS Шкала проявления тревожности у взрослых. Автор: Дж. Тейлор.
3) Тест «Кто я?» Автор: М. Кун. (Диагностика самооценки и идентичности)
4) Опросник «Определение деструктивных установок в межличностных отношениях» Автор: В. В. Бойко.
5)Тест незаконченных предложений Автор: М. Сакс (Выявление системы отношений обследуемого к своей семье и другим людям)
6) Метафорические ассоциативные карты – процесс работы с образами, трансформация негативных переживаний в позитивные.

Отдельным аспектом деятельности, направленной на восстановление (поддержание) детско-родительских отношений, является работа с МАК (метафорические ассоциативные карты). Метафорические ассоциативные карты являются одним из тех инструментов, которые помогают человеку проявить свои чувства, проработать волнующие темы благодаря обращению к своему воображению и творческому потенциалу.

Образы в нашей душе проявляют и выявляют чувства. Чувства — это тот волшебный "инструмент", с помощью которого можно не только протестировать наше внутреннее состояние "здесь и сейчас", но и восстановить недостающий энергетический баланс.

В процессе работы с образами происходит трансформация негативных переживаний в позитивные, беспокойство сменяется принятием, тем самым, мы, отпуская своё воображение, позволяем себе прикоснуться к своим истинным чувствам. Картинка меняется, а вместе с ней меняется и внутреннее пространство человека, которое ранее было заполнено напряжением. Карты помогают очень быстро прояснить и осознать текущие переживания и потребности человека, обозначить незавершённые внутренние процессы. Карты особенно хорошо работают с плохо осознающим свои чувства, человеком — с человеком, который полагается на факты, а не на эмоции. Карты сразу создают атмосферу доверия и помогают преодолеть внутреннее сопротивление, которое иногда другими методами сломить вообще невозможно!

Карты позволяют в кратчайшие сроки выйти на действительную (истинную) проблему, которая волнует человека, позволяют быстро получить доступ к целостной картине собственного "Я" клиента, его личностному мифу о мире и о себе в нём, а также о субъективном образе ситуации с точки зрения клиента.

Карты упрощают процесс диагностики, дают возможность увидеть наглядную картину межличностных отношений, взаимоотношений человека с идеями или образами, живущими в его внешней реальности и внутреннем мире. Проблему — с помощью карт — решает сам клиент! Это очень важно!

Моритц Егетмейер (издатель карт), написал: "Мы смотрим на картинку, и слова и образы сами приходят на ум. И мы поражены, потому что они попадают сразу в самую суть, открывают самое сокровенное и запрятанное, проскальзывая сквозь все границы и защиты. Это чудо. Это удивительно. Но удивительно и то, что разные люди дают совершенно разные интерпретации одних и тех же карт".

Многим это помогает быстрее найти выход из трудной жизненной ситуации. В результате такой работы с родителями повышается их педагогическая компетентность, нормализуются детско-родительские отношения, улучшается социально - педагогический климат в семье.

Работа с метафорическими картами стала основой в разработке цикла треннинговых занятий с родителями. Занятия проводились на протяжении 2017 года с периодичностью один раз в месяц. В среднем группу посещали восемь человек. Всего занятия посещали тринадцать семей, в которых воспитывается двадцать четыре ребенка. Занятия, как правило, состояли из трех частей, каждая из них преследовала свою цель. У каждой части занятия была определенная тема, в зависимости от выбранного направления.

Первая часть была направлена на повышение психологической культуры родителей; формирование у родителей понимания внутренних мотивов ребенка; повышению родительской компетентности в понимании природы внутренних переживаний и потребностей ребенка; ознакомлению родителей с методами воспитания ребенка и уважительному отношению к особенностям другого человека.

Вторая часть была направлена на активизацию процесса восприятия родителями личной семейной ситуации, своей роли в семье; на помощь родителям в построении нормальных отношений с ребенком; на формирование у родителей умения смотреть на мир глазами ребёнка; на ознакомление с техниками активного и эмпатического слушания, ведущего к лучшему взаимопониманию между родителями и детьми.

Третья часть была направлена на обучение умению изменять и преодолевать проблемные ситуации с ребенком, а также поиск конструктивных выходов из конфликтных ситуаций; на выявление условий, необходимых для воспитания у ребенка дисциплины; на помощь родителям в осознании собственной воспитательной позиции; на формирование у родителей истинных ценностей своей жизни.

Итогом цикла таких занятий стало повышение уровня родительской компетенции в вопросах воспитания ребенка и построение взаимоотношений с ним, приобретение и использование родителями навыков конструктивного взаимодействия с детьми. Понимание и осознание поставленных целей, где каждый из участников определил для себя собственную воспитательную стратегию бесконфликтных взаимоотношений с ребенком.

Источник

Фото с сайта Twitter