Кто из детей, оставшихся без родителей, быстрее всего попадает в новую семью? Конечно, дети с относительно неплохим здоровьем, дошкольного и школьного возраста. Но остаются еще дети-сироты, у которых есть серьезные заболевания, проблемы с развитием. Остаются подростки, которым совершеннолетия ждать еще несколько лет, но для приемных родителей они уже слишком взрослые, хотя тоже нуждаются в семье и в заботе.
Именно для таких детей уже несколько лет разрабатывается новый законопроект.
Московская, Новосибирская, Кемеровская области, Краснодарский край и республика Татарстан вошли в число регионов, которые будут реализовывать программу по социальному воспитанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьях. В июле пилотный проект по развитию института социальных воспитателей стартовал в Новосибирской области.
Суть проекта
Каждый регион, в котором реализуется проект, должен создать свою систему так называемых социальных воспитателей – педагогов, которые берут ребенка в свою семью и получают зарплату за его воспитание. Согласно выработанной схеме, в социальных учреждениях, которые участвуют в эксперименте, должны появиться дополнительные ставки для сотрудников с педагогическим образованием, но прежде чем стать социальными воспитателями, им нужно будет пройти дополнительное обучение.
Воспитатели должны будут заключить трудовой договор с учреждением, на балансе которого числятся дети-сироты. Дни, проведенные с ребенком, будут считаться рабочими, их зачислят в трудовой стаж и учтут в будущем при начислении пенсии. По договору, оплачивается не только восьмичасовой рабочий день, но и так называемые «сверхурочные», так как воспитатель проводит с ребенком 24 часа в сутки.
Адресаты законопроекта, в первую очередь, - дети-инвалиды, дети старшего школьного возраста и кровные братья и сестры. То есть те дети, у которых меньше всего шансов попасть в семью на других условиях.
«Дети будут сложные, к ним нужен будет особый подход, чтобы исключить возвращение ребенка назад в детский дом и также предотвратить разлад в приемной семье», - подчеркнула замминистра социального развития Новосибирской области Ольга Потапова.
Категории и количество детей, которые могут быть переданы на социальное воспитание, каждый регион определяет самостоятельно.
Как стать социальным воспитателем
В качестве социальных воспитателей, авторы законопроекта рассматривают педагогов с профессиональным образованием.
Социальный воспитатель становится сотрудником учреждения для детей-сирот. Договор предусматривает наличие рабочей программы по развитию детей, которые отправляются в семью. Учреждение, в свою очередь, должно следить за тем, как работает родитель-воспитатель, как дети чувствуют себя в новой семье. Договор может быть как трудовым, так и гражданско-правовым.
Если обязательства по договору не выполняются, учреждение вправе расторгнуть его.
Перспективы развития проекта
Проект уже запущен в Новосибирской области, на очереди – следующие регионы из списка участвующих в эксперименте.
Заместитель министра социального развития Новосибирской области, руководитель управления опеки и попечительства Ольга Потапова сообщила журналистам, что новая форма устройства детей может войти в нормативно-правовой акт. Изучением эффективности проекта Федерального закона «О внесении изменений в Семейный кодекс и Трудовой кодекс РФ в части передачи детей на социальное воспитание» будет заниматься рабочая группа во главе с заместителем председателя правительства Российской федерации Ольга Голодец
В Новосибирске уже отобраны кандидаты на должность социальных воспитателей, они проходят обучение, также определен список детей, которые будут отданы в семьи.