В муниципальном образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, «Центр диагностики и консультирования» города Губкин проходит программа «Ступени развития» — это комплексное диагностическое исследование детей от 3 до 10 лет.
Успешность воспитания, обучения, социальной адаптации ребенка с различными нарушениями зависит от правильной оценки его возможностей и особенностей развития. Эту задачу решает комплексная психолого-педагогическая диагностика. Она является первым и очень важным этапом в системе мероприятий, обеспечивающих специальное обучение, коррекционно-педагогическую и психологическую помощь. Именно такая диагностика нарушений развития позволяет выявить среди детского населения детей «группы риска», определить их оптимальный педагогический маршрут, обеспечить индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение, соответствующее психофизическим особенностям каждого ребенка.
Как отмечают специалисты, растет число детей, нуждающихся в коррекционной помощи.По данным проведенного в 2007 году комплексного обследования общего развития детей дошкольного и младшего школьного возраста в образовательных учреждениях города Губкина и Губкинского района было выявлено 49% воспитанников ДОУ и 27% учащихся школ с речевыми и интеллектуальными нарушениями различной степени тяжести.
Значительную по численности группу составляют дети с не резко выраженными, а следовательно, трудно выявляемыми отклонениями в развитии двигательной, сенсорной или интеллектуальной сферы.
Эти дети испытывают существенные трудности в адаптации к условиям дошкольных и школьных учреждений, не усваивают образовательные программы.
Все они требуют пристального внимания врачей, педагогов, психологов, целенаправленной помощи с учетом имеющихся проблем и потребностей каждого ребенка.
Очень важно на этапе раннего детства диагностировать имеющиеся нарушения, активно проводить профилактическую работу среди населения, своевременно направлять в учреждения образования специального назначения детей с проблемами в развитии для оказания им качественной специализированной помощи.
По данным специалистов Губкинского округа, к основным причинам снижения физического и нервно-психического здоровья детей относятся:
- ранняя алкоголизация и наркотизация молодежи;
- злоупотребление фармацевтическими препаратами;
- отягощенная наследственная патология беременности и родов;
- некачественное питание беременных;
- занятость родителей (отчасти их безграмотность, беспечность в вопросах воспитания детей);
- дефицит и отток квалифицированных специалистов из учреждений системы образования;
- перенасыщенность воздействия на неустойчивую психику детей средств массовой информации.
В Центре намеренно не предлагают диагностические задания, тесты и пробы, так как их необходимый и достаточный набор определяется возрастными, индивидуально-типологическими и речевыми возможностями детей, в связи с чем каждый специалист устанавливает его самостоятельно.
Диагностическое обследование ребенка проводится в форме игры и специального обучающего эксперимента, целью которого является выявление видов помощи, которые ребенок в состоянии принять (организующая, разъясняющая, наглядно-действенная, конкретная) и определение степени этой помощи.
На первом этапе работа с ребенком начинается по запросу родителей (лиц их заменяющих), по направлению педагогических работников образовательных учреждений (учителей, узких специалистов, администрации) или специалистов ПМПК. Комплексное обследование ребенка проводится каждым специалистом Центра ДиК: педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом, социальным педагогом.
Первый этап заканчивается составлением индивидуальных заключений всех специалистов Центра. После комплексного обследования ребенка специалисты коллегиально обсуждают полученные результаты.
На втором этапе работы составляется индивидуальная коррекционно-развивающая программа, определяется образовательный маршрут и объем необходимой комплексной помощи, вырабатываются общие рекомендации для всех участников сопровождения (родителей, педагогов, специалистов), выбираются наиболее эффективные пути и способы решения проблем ребенка.
При переходе на третий этап работы с ребенком наиболее важным является коллегиальное обсуждение последующего взаимодействия различных категорий специалистов в процессе реализации индивидуальных коррекционно-развивающих программ, особенно необходима хорошая координация и согласованность этого взаимодействия.
На четвертом этапе начинается собственно реализация индивидуальных коррекционно-развивающих программ с целью скорейшего решения выявленных проблем ребенка. Как правило, коррекционно-развивающая работа проходит в индивидуальном или групповом режиме. В соответствии с особенностями развития ребенка определяется интенсивность и продолжительность циклов занятий. На каждого ребенка оформляются соответствующие документы, отражающие ход коррекционной работы, в которых отмечаются выполнение программы занятий и основные показатели динамики изменений состояния ребенка.
На пятом этапе работы с ребенком подводятся конечные итоги работы с ним, проводится оценка эффективности проведенной коррекционно-развивающей работы, выполняются итоговые срезы, подтверждающие динамику изменений состояния ребенка.
Шестой этап работы предполагает сбор информации о дальнейшей судьбе ребенка после завершения с ним коррекционно-развивающей работы, делается отсроченный во времени прогноз развития ребенка.
Цель программы «Ступени развития»: проведение комплексного диагностического исследования детей от 3 до 10 лет и разработка рекомендаций, направленных на определение специальных условий для получения ими образования и сопутствующего медицинского обслуживания.
Основные задачи программы:
- раннее выявление и предупреждение отклонений в развитии, затрудняющих социальную адаптацию ребенка;
- комплексная, всесторонняя, динамическая диагностика нарушений развития ребенка и его резервных возможностей;
- подбор специальных условий обучения, воспитания и медицинской поддержки, для детей с индивидуальными особенностями развития;
- использование информационной базы о специализированных образовательных учреждениях, группах, классах в которые ПМПК направляет детей с особыми образовательными потребностями;
- консультирование родителей (законных представителей), педагогических работников образовательных учреждений.
Формы работы:
- специальный эксперимент;
- обучающий эксперимент;
- беседа;
- игра.
Программа «Ступени развития» состоит из трех этапов.
I. Предварительный этап
1. Общие сведения о ребенке
2. Данные о родителях и семье
3. Анамнез развития ребенка
4. Объективные данные на ребенка (на момент обследования).
II. Диагностический этап
1. Психологическое обследование
2. Педагогическое обследование
3. Логопедическое обследование.
III. Заключительный этап
1. Аналитический блок
2. Блок информации и консультирования родителей.
Содержание программы «Ступени развития»
Содержание
|
Методы
|
I. Предварительный этап
|
1. Общие сведения о ребенке
§ Анкетные данные:
- фамилия, имя, отчество;
- число, месяц, год рождения;
- в каких детских учреждениях находился/откуда прибыл;
- домашний адрес.
§ Данные о родителях и семье (мать, отец):
- фамилия, имя, отчество;
- место работы;
- должность;
- состав семьи (полная, неполная);
- отношение членов семьи к ребенку;
- культурно-бытовые условия в семье;
- режим дня ребенка;
- особенности речевой среды в семье;
- отношение членов семьи к проблеме ребенка;
- какие меры принимались для устранения патологии развития.
§ История развития (анамнез):
- здоровье родителей;
Перинатальный период:
- от какой беременности,
- как протекала беременность.
Натальный период развития:
- как протекали роды.
Постнатальный период развития:
- раннее физическое развитие;
- речевое развитие;
- заболевания и травмы, перенесенные в первые годы жизни, наличие последствий.
§ Объективные данные на ребенка (на момент обследования):
- заключение специалистов детской поликлиники: невропатолога, психиатра, отолариноларинголога, логопеда, медицинского психолога, педиатра;
- психолого-педагогическая характеристика;
- документы консилиума (ПМПк) образовательного учреждения;
- табель успеваемости (текущие, четвертные и годовые оценки);
- контрольные срезы, анализ данных срезов учителем;
- продукты деятельности ребенка.
|
Изучение документации
Беседа с родителями
Беседа с родителями, педагогами образовательных учреждений
Беседа с родителями, изучение медицинской документации
Изучение медицинского листа, психолого-педагогической характеристики, продуктов деятельности ребенка, беседа с педагогом, родителями.
|
II Диагностический этап
|
1. Психологическое обследование:
§ восприятие:
точность и осмысленность;
понимание содержания и главного;
пространственно - временная ориентировка;
объем зрительного восприятия;
§ внимание:
устойчивость внимания,
переключаемость внимания,
объем внимания;
§ память:
преобладающий тип памяти (слуховая, зрительная, моторная, смешанная);
быстрота запоминания и точность воспроизведения,
индивидуальные особенности памяти;
§ мышление:
способность обобщать и делать выводы;
уровень усвоения общих и абстрактных понятий;
понимание главного в воспринимаемом;
установление причинно - следственных зависимостей;
преобладание ведущей руки.
§ Особенности эмоционально-волевой сферы:
эмоциональная реакция ребенка на сам акт обследования, адекватность поведения;
§ Характер деятельности:
проявление интереса к заданию, стойкость интереса;
целенаправленность деятельности;
наличие самоконтроля деятельности (нуждается ли в помощи, в какой мере);
способность переноса показанного способа деятельности на аналогичные задания;
эмоциональная устойчивость (неустойчивость) поведения;
контактность в общении с взрослыми, детьми.
2.Педагогическое обследование
Особенности усвоения учебного материала (с анализом по основным предметам)
Обследование познавательной деятельности:
§ сенсорное развитие:
цвет,
форма,
величина;
§ зрительно – пространственная ориентировка:
ориентировка в собственном теле,
ориентировка в пространстве,
ориентировка на плоскости;
§ временные представления:
части суток,
дни недели,
времена года,
месяцы,
определение времени по часам;
§ представления о себе и окружающем мире;
§ конструктивная деятельность (особенности мелкой моторики);
умение строить по образцу;
умение строить по графическому рисунку;
умение строить самостоятельно;
§ математические представления:
Счет:
прямой числовой ряд;
обратный числовой ряд;
Соотнесенный пересчет:
без названия итогового числа;
с названием итогового числа;
сравнение групп предметов пересчетом.
Представление о числах и цифрах:
знания цифр;
соотнесение цифры и числа;
письмо цифр под диктовку;
знания места числа в числовом ряду(числа «перед» данным и «после» данного, соседей числа).
Устный счет:
самостоятельно;
путем присчета и отчета по 1;
на конкретном материале (пальцах);
на конкретном материале путем присчета и отсчета 1;
на конкретном материале с помощью педагога.
Ориентировка во втором десятке:
разрядный состав числа;
сложение;
вычитание.
Ориентировка в сотне, тысяче и понимание разрядности.
Решение задач:
простых,
составных,
с косвенным вопросом.
Чтение:
знание букв (печатных и рукописных);
узнавание букв в усложненных условиях(зашумлённых, изображенных пунктиром, недописанных, правильно и неправильно (зеркально) написанных);
узнавание сходных по начертанию букв;
способность конструировать и реконструировать печатные и рукописные буквы из составляющих их элементов;
характер чтения (побуквенное, послоговое, целыми словами, беглое);
понимание прочитанных слов, предложений, текста.
Письмо:
письмо отдельных слов (печатными буквами, прописными буквами);
умение списывать с печатного текста;
знание правил, умение применять их на письме;
умение писать под диктовку;
знания основных терминов и умение применять их в учебной практике (звук, буква, слог, слово, предложение);
знания о частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, наречие, местоимения).
3. Логопедическое обследование
Особенности речевого развития:
коммуникативно-речевые умения:
контактность,
активность,
общее звучание речи: темп, интонационная выразительность, внятность;
общая осведомленность.
словарный запас (объем, точность употребления слов, соответствие возрасту);
предметный;
глагольный;
признаков;
наречий;
притяжательных местоимений;
понимание многозначности слов;
подбор синонимов, антонимов;
дифференциация близких по смыслу понятий,
уровень обобщений:
§ Навыки словообразования:
образование названия детенышей;
образование существительных в уменьшительно-ласкательной форме;
образование относительных прилагательных;
образование притяжательных прилагательных;
образование приставочных глаголов.
§ Грамматический строй речи:
воспроизведение предложений,
конструирование предложений,
употребление существительных множественного числа в именительном и родительном падежах,
освоение падежных форм существительных и предложно-падежных конструкций;
умения согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже,
умения согласовывать числительные с существительными;
умения согласовывать существительные с глаголами (лицо, число, время).
§ Связная речь:
пересказ текста (уровень понимания);
составление рассказа по малосюжетной картинке;
составление рассказа по серии картинок.
Особенности общей моторики.
§ Обследование строения и моторики артикуляционного аппарата:
челюсти (дефекты прикуса)
зубы,
язык,
подъязычная уздечка,
нёбо (твердое, мягкое),
губы;
§ Иннервация мимической мускулатуры;
§ Звукопроизношение:
гласные,
согласные,
йотированные,
мягкие согласные;
§ Сформированность фонематического слуха:
отражённое воспроизведение слоговых рядов;
дифференциация слов близких по звучанию;
дифференциация звуков в произношении;
сформированность слоговой структуры.
§ Навыки фонематического анализа и синтеза:
выделение заданного звука из слов;
выделение ударного гласного в начале слова;
определение первого согласного звука в словах;
определение последнего гласного звука в словах;
определение последнего согласного звука в словах;
определение последовательности звуков в слове;
определение количества звуков в словах.
§ Особенности письменной речи:
(описание см. в разделе «Педагогическое обследование» чтение и письмо)
|
Наблюдение,
беседа с ребенком,
специальный эксперимент,
изучение продуктов
деятельности.
Наблюдение,
беседа с ребенком,
специальный эксперимент,
изучение продуктов
деятельности.
Изучение письменных работ.
Специальный эксперимент
Изучение письменных и творческих работ.
Наблюдение,
беседа с ребенком,
специальный эксперимент,
изучение продуктов
деятельности.
|
III Заключительный этап
|
1. Аналитический блок
Определение причин и характера первичных нарушений в развитии у обследуемого ребенка, а также определение степени этого нарушения.
Определение индивидуально- психологических особенностей развития обследуемого ребенка (личностных, интеллектуальных) и потенциальных возможностей.
Рекомендации по дальнейшему обучению, определение образовательного маршрута.
Определение условий обучения и воспитания для получения образования.
2. Информирование и консультирование родителей.
Информирование родителей о результатах обследования.
Рекомендации о дальнейшем обучении ребенка, (форма организации помощи).
Просвещение и консультирование родителей (памятки, брошюры информационные страницы, специальную литературу, информационный стенд).
|
Изучение продуктов деятельности ребенка.
Коллегиальное обсуждение специалистами.
Беседа с родителями и педагогами ребенка.
Анкетирование.
|
|
|
|
Приложение 1
Анкета для родителей
1. Ф.И.О. ребенка_______________________________________________________
2. Ф.И.О. родителей: мать________________________________________________
отец ________________________________________________
3. Состав семьи (с кем живет): ___________________________________________
4. Дата рождения и возраст ребенка: ______________________________________
5. Домашний адрес и телефон:____________________________________________
6. Возраст матери и отца при рождении ребенка: ____________________________
7. Хронические и наследственные заболевания у родителей и других родственников: ______________________________________________________
8. Речевые нарушения у родственников ____________________________________
9. Национальный язык (двуязычие): _______________________________________
10. Какая по счету беременность: __________________________________________
11. Протекание беременности (токсикоз, травмы, инфекционные заболевания, сердечно-сосудистые заболевания, резус конфликт, кровотечения, угроза выкидыша): _________________________________________________________
12. Протекание предыдущих беременностей: ________________________________
13. Количество детей в семье: _____________________________________________
14. Течение родов: ______________________________________________________
15. Какие роды по счету: _________________________________________________
16. Сведения о новорожденном:
- шкала Апгар: _______________________________________________________
- когда взял грудь_____________________________________________________
- когда закричал ребенок _______________________________________________
- вес и рост при рождении______________________________________________
- наличие асфиксии ___________________________________________________
- когда был выписан из роддома_________________________________________
- вскармливание (грудное, искусственное, смешанное): _____________________
- наблюдение у невропатолога (причина) _________________________________
- начал держать голову _________________________________________________
- сидеть: _____________________________________________________________
- стоять ______________________________________________________________
- ходить: _____________________________________________________________
17. Перенесенные заболевания:
_____________________________________________________________
18. Речевое развитие:
- гуление ___________ -лепет ____________- первые слова __________________
- первые фразы: ___________________ - прерывание речевого развития: _______
- причины прерывание в речевом развитии: _____________________
20. Отношение членов семьи к речевому недостатку ребенка: _____________________________________________________
21.Занимался ли с логопедом, длительность занятий: ________________________ результативность занятий: _____________________________________________
Приложение 2
Схема проведения педагогического обследования
дошкольника с проблемами в развитии
I. Умственное развитие
1. Уровень сформированности представлений:
• о себе;
• о своей семье;
• о предметах ближайшего окружения;
• об окружающем.
Беседа:
1) Как тебя зовут?
2) Ты кто, девочка или мальчик?
3) Сколько тебе лет?
4) Как зовут твою маму?
5) Как зовут твоего папу?
6) Какая твоя самая любимая игрушка?
7) Каких животных ты знаешь?
8) Есть ли у тебя дома какое-нибудь животное? Как его зовут? И т.д.
9) Есть ли у тебя друзья?
10)С кем ты любишь играть: с девочками или с мальчиками?
2. Сенсорное развитие:
Цвет:
• соотнесение;
• различение;
• различение и знание (называние) цветов;
Форма:
• знает ли и дифференцирует основные геометрические фигуры
(до 4,5 лет: квадрат, круг, треугольник;
с 5 лет - квадрат, круг, треугольник, овал, прямоугольник);
• узнает ли геометрические фигуры в рисунке, предмете?
• показывает ли фигуры? (согласно возрастным нормативам);
• называет ли фигуры? (согласно возрастным нормативам);
• находит ли сходство и различие между фигурами?
Величина:
• различение больших и маленьких предметов;
3. Элементарные математические представления:
А) Владение понятиями:
• много-мало-один;
• столько, сколько;
• столько же...
Б) Счет:
• прямой (до 4,5 лет – в пределах 3; до 5 лет – в пределах 5; после 5 лет – до
10);
• соотнесенный пересчет (без названия итогового числа; с названием итогового числа; сравнение групп предметов пересчетом).
4. Зрительно-пространственная ориентировка:
• ориентировка в собственном теле (5-тый год жизни);
• умение сложить разрезную предметную картинку (по вертикали, по горизонтали, по диагонали, из трех частей);
1. Общая и мелкая моторика:
• подпрыгивание на двух ногах;
• умение стоять и прыгать на левой ноге, на правой ноге;
• попеременное соединение пальцев рук (большого с указательным, средним, безымянным, мизинцем) (с 4 лет);
• конструирование из палочек;
• складывание пирамидки из колец (в 3 года – 3 кольца; с 4,5 лет – 5-7 колец);
II. Особенности речи
1. Строение артикуляционного аппарата:
• губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы, малоподвижные);
• зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов);
• прикус (прогноатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный);
• язык (массивный, маленький, географический, вялый, с повышенным мышечным тонусом – напряженный);
• уздечка (укороченная);
• твердое небо (высокое, узкое, куполообразное, готическое, плоское, расщелина);
• мягкое небо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка);
2. Звукопроизношение:
• гласные звуки: а, у, о, ы, и, э.
• согласные звуки (твердые и мягкие варианты) : м, мь, п, пь, б, бь, т, ть, д, дь, н, нь, в, вь, ф, фь, к, кь, г, гь, х; хь.
йотированные звуки: я, ю, е, ё, й.
группа свистящих звуков: с, сь, з, зь, ц;
группа шипящих звуков: ш, ж, ч, щ;
группа сонорных звуков: р, рь, л, ль.
Отмечается:
• способность ребенка к звукоподражанию (воспроизведение по образцу);
• отсутствие звуков;
• искажение звука;
• замена на другой звук.
3. Слоговая структура слова:
• умение произносить изолированные слова;
• умение произносить предложения;
4. Состояние фонематического восприятия:
• слуховое восприятие близких по звучанию звукоподражаний;
• повторение слогов с оппозиционными звуками;
• дифференциация слов близких по звучанию;
• выделение заданного звука из слов (после 5 лет).
5.Состояние лексики:
наличие в активном словаре:
• существительных;
• глаголов;
• прилагательных;
• обобщающих понятий.
6. Состояние грамматического строя речи:
а) словообразование:
• образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
• образование относительных прилагательных от существительных (после 5 лет);
• образование приставочных глаголов (после 4 лет)
• образование названий детенышей животных.
б) словоизменение:
• употребление существительных в косвенных падежах без предлога;
• употребление существительных в именительном и родительном падежах единственного и множественного числа (после 5 лет);
в) согласование:
• прилагательных с существительными;
• существительных с числительными.
7. Связная речь:
• составление рассказа по картинке (5 лет);
• составление рассказа по серии картинок (6 лет);
• пересказ рассказа (5 лет);
• рассказывание стихов наизусть (с 3 лет).
• рассказывание знакомой сказки (с 3 лет).
Отмечается:
• воспроизведение звукокомплексов и отдельных слогов;
• воспроизведение отдельных слов;
• воспроизведение нераспространенной фразы;
• воспроизведение простой распространенной фразы;
• воспроизведение сложной распространенной фразы (после 5 лет)
Читайте также:
Проблемы развития