Декабрь 2024
пн вт ср чт пт сб вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5

Проект Ирины Родионовой «Сказка за сказкой»

30.06.2015 13:56

В городе Белогорске Амурской области с успехом внедряется проект «Сказка за сказкой». Его участники – родители детей старшего дошкольного возраста и сами воспитанники дошкольных учреждений.

О проекте и его авторе

Автор проекта – учитель-логопед Родионова Ирина Владимировна, проведя исследование среди старших дошкольников МДОАУ №17 города Белозерка, отмечает, что развитие речи – достаточно актуальный вопрос в современном обществе. Автор отмечает снижение уровня бытовой культуры, распространение «дешевого» чтива, примитивная речь дикторов на радио и телевидении, внедрение американизмов в русскую речь.

Цель проекта заключается в использовании метода сказкотерапии в работе с детьми с нарушениями речи.

Вместе с тем в русском народном фольклоре есть сильный инструмент развития устной речи. Это – сказка, вид устного народного творчества, передававшийся из века в век, от поколения поколению. В том числе благодаря этому могучему инструменту устной речи, русский язык достиг пика своей мелодичности.

Эту сокровищницу русского языка Ирина Родионова и предлагает использовать для работы с детьми для избавления их от нарушений речи.

Задачи проекта «Сказка за сказкой»

Автор поставила перед проектом ряд задач. По результатам работы проекта были решены следующие задачи:

  1. Создана научно-методическая основа для дальнейшей успешной коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи.
  2. Создана общая модель коррекционной и развивающей деятельности специалистов-логопедов.
  3. Разработан комплексный план работы с рабочим названием «Метод сказкотерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи».
  4. Разработаны материалы для ведения процесса коррекции речи с использованием сказкотерапии.
  5. Разработаны обновленные и качественно улучшенные рекомендации для родителей и логопедов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения речи.

Методы решения задач

Автор проекта считает, что для решения такой комплексной задачи проекта недостаточно использовать только один или несколько методов решения. Комплексную задачу нужно решать с помощью комплекса мер.

Ирина Владимировна выделяет теоретические, практические, наглядные, игровые, словесные и графические методы.

Теоретические методы включают в себя изучение и анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы, наблюдение, общение с детьми, анкетирование, диагностику.

Практические методы заключаются в моделировании ситуаций, для проработки «проблемных» речевых функций.

Наглядные методы предполагают демонстрацию участниками наглядных пособий, видео, мультипликационных фильмов.

Игровые методы включают в себя дидактические игры, игровые действия, моделирование ситуаций, загадывание и отгадывание загадок, введение среди участников элементов соревнования.

Словесные методы можно определить как общение, рассказ, совместное чтение литературы, заучивание чистоговорок и пословиц, декламирование стихотворений, исполнение песен.

Графические методы предполагают использование для наглядности диаграмм, таблиц, рисунков, схем.

Принципы проекта «Сказка за сказкой»

Основополагающим принципом проекта «Сказка за сказкой» является принцип развивающего обучения. Он ориентирован на раскрытие потенциала речи каждого ребенка. Этот принцип позволяет сформировать у старшего дошкольника интересы, склонности, выработать опыт положительной коммуникации между детьми.

Остальные принципы являются более узкими, но не менее значимыми, отмечает Ирина Родионова:

  • принцип обогащения речи;
  • принцип мотивации речевой активности;
  • принцип наглядности. Основная информация усваивается ребенком через зрительное и слуховое восприятие;
  • принцип наличия системы подачи материала. Он предполагает усвоение учебного материала в определенном порядке;
  • принцип коммуникативной деятельности в процессе развития речи у малышей;
  • принцип доступности. Он предполагает, что содержание, характер и объем учебного материала соответствует уровню подготовленности детей;
  • принцип взаимосвязи речевого развития детей с сенсорным восприятием и умственными способностями;
  • принцип интегративности. Он основан на приобщении малышей к миру искусства через народную и художественную литературу, музыку;
  • принцип связи с реальностью, Принцип подразумевает понимание участниками проекта того, что сказочная ситуация преподносит жизненный урок;
  • принцип осознанности базируется на понимании структуры «причина-следствие»;
  • принцип поиска ассоциаций. С помощью ассоциативного ряда педагог учит дошкольников «выходить» из сложной ситуации и развивает фантазию ребенка;
  • принцип сопоставления. На контрасте «плохо – хорошо», «красиво –некрасиво», «добро – зло» детям намного проще понять крайности в поведении.

Выводы проекта

Проект «Сказка за сказкой» предполагает реализацию в несколько этапов. Автор выделяет подготовительный, основной (текущий), заключительный и аналитический этапы.

В процессе первого этапа психолог анкетирует родителей, общается с малышом и разрабатывает план конкретной работы.

Во время второго этапа корректор ведет конспекты занятий, подбирает практические материалы для работы с дошкольником и непосредственно занимается с ребенком.

Во время заключительного, третьего, этапа педагог-психолог проводит повторную диагностику речи ребенка, общается с ним, повторно анкетирует родителей и делает выводы об эффективности метода.

Аналитический этап дает возможность сделать исследование об эффективности метода в целом.

Проект является подспорьем в работе учителей-логопедов, воспитателей по изобразительной деятельности, театральной деятельности, музыкальных педагогов и педагогов-психологов.

Итоги работы проекта

Сказка помогает дошкольникам самосовершенствоваться, развиваться, активизирует мыслительные процессы.

В результате малыши устраняют проблемы в речи, совершенствуют произношение звуков, лексико-грамматические структуру речи, расширяют детский словарь. Как следствие – не боятся говорить и становятся более коммуникабельными.

Дети начинают узнавать сказки, определяют действующих лиц, анализируют взаимоотношения между ними и выражают свое отношения к поведению героев. Таким образом, сказки обогащают внутренний мир детей и формируют личность ребенка через примеры поведения добрых сказочных героев.

Комментирует Марфа Бусева, детский психолог, эксперт Я – родителя:

Иногда педагогами для коррекционной работы используются уже существующие сказки, но эффективнее придумывать характеристики героя и особенности сюжета, учитывая проблему и психологические особенности конкретного ребенка. Чаще всего этот метод применяют с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Слушая сказку, ребенок сопереживает герою, отождествляясь с ним, и видит, как можно поступить в трудной ситуации. Часто это оказывается гораздо эффективнее нотаций и поучений, которые дети слышат от родителей и педагогов. Поведение героев и события сюжета можно обсуждать с малышом в процессе рассказывания сказки. Это будет способствовать развитию воображения, речи, мышления и самосознания. Это учит детей рассуждать, осмыслять существующие между людьми правила поведения, а не слепо принимать их.

Послушать вместе со своим малышом сказку можно бесплатно в специальной рубрике Сказка на ночь. Сказки читают известные мамы и папы.