Декабрь 2019
пн вт ср чт пт сб вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5

Проект «Семья и забота» улучшает детско-родительские отношения

25.10.2018 10:00

В настоящее время существует достаточное количество литературы по воспитанию детей, из которой можно почерпнуть много полезной информации. Однако многим родителям очень важно получить обратную связь в оценке тех или иных методов воспитательного процесса.

Проект «Семья и забота», который с февраля прошлого года реализуется в трёх учреждениях социального обслуживания населения Красноярска, позволяет родителям увидеть собственный стиль воспитания со стороны, понять свои возможности, нацелиться на выстраивание партнёрских отношений со своими детьми.

Цель проекта и его участники

Участниками проекта являются семьи с детьми до пяти лет, испытывающие трудности в воспитании.

Проект направлен на улучшение детско-родительских отношений и повышение родительских компетенций посредством проведения групповых занятий для родителей и их детей. Работая в группе, родители постепенно начинают видеть в своем ребёнке то, что не замечали раньше. Всё, чему научились родители в проекте, они невольно переносят в свою семью.

Родители получают возможность:

  • ознакомиться с новыми моделями взаимодействия с детьми;
  • получить необходимую психологическую помощь;
  • повысить свою родительскую компетентность в вопросах развития и воспитания детей;
  • научиться понимать потребности и желания ребенка;
  • узнать о возрастных особенностях детей;
  • научиться организовывать совместную деятельность с ребенком.

Дети учатся играть самостоятельно, общаться и дружить с другими детьми, правильно вести себя в той или иной ситуации.

В дальнейшем семьи могут получать психолого-педагогическую поддержку в учреждениях социального обслуживания населения Красноярска, где реализуется проект.

Особенности занятий

Занятия проходят в формате клубных семейных встреч один раз в неделю в течение трёх месяцев. Чтобы родители ощутили изменения, происходящие от встречи к встрече, все занятия записываются на камеру.

Процесс работы выстроен таким образом, чтобы на занятии параллельно работали две группы — детская и взрослая. Отрабатывая с группой мам, например, тему эмоций в процессе воспитания ребёнка, другой психолог в это же время с группой детей закрепляет навыки, регулирующие эмоциональную сферу, с помощью специальных игр и упражнений. Бывают и группы пап. Тема включения отцов в воспитание детей очень актуальна сегодня, так как многие папы попросту не могут найти подход к маленькому ребёнку.

На групповых занятиях родителей учат лучше понимать потребности детей, знакомят с новыми моделями взаимодействия с ними, дают дополнительную информацию об особенностях возрастного периода малышей и помогают почувствовать себя успешными родителями.

Например, родителей малышей с помощью техники театрализации учат понимать детей, которые часто капризничают. Сначала родители излагают «острые» ситуации, с которыми сталкиваются, на бумаге. Затем поочерёдно вытягивают конверты с описанием проблем других участников. После вместе с психологом прорабатывают модели взаимодействия «ребёнок — родитель», используя при этом куклы.

Через манипуляции с игрушками родители чувствуют на себе, что может испытывать и переживать их ребёнок в сложившейся ситуации, как может отреагировать. Смысл техники в том, что человек представляет себе, как он легко справляется с ситуацией, которая в обычной жизни зачастую вызывает у него затруднения. Затем участники с помощью кукол имитируют поведение человека, который успешно действует в сложившихся обстоятельствах. Дети во время участия в таких сценках наблюдают за действиями взрослых или любимых героев, поэтому быстрее усваивают правильные модели поведения при конфликте.

Специалисты рассказывают родителям об индивидуальных и возрастных особенностях детей, насколько важным и действенным методом является переключение внимания ребёнка на позитивную ситуацию. Родители отмечают, что кукольный театр позволил им обрести контроль над собой, стать более терпеливыми и менее вспыльчивыми.

Отзывы о проекте

В ноябре текущего года заканчивается очередной этап реализации проекта. Занятия проходили совместно с Красноярским центром лечебной педагогики, который организовал специальное обучение для сотрудников учреждений социального обслуживания населения для работы в рамках данного проекта.

Директор центра социальной помощи семье и детям «Доверие» Светлана Кабаненкова: «Участники нашего проекта научились лучше понимать потребности своих детей, получили полезную информацию об особенностях возрастного периода малышей и наконец смогли почувствовать себя успешными мамами и папами. Также родители отметили, что применяют новые знания в воспитании своего ребёнка, более сдержанно относятся к проявлению эмоциональных вспышек у своих детей».

Социальный педагог центра помощи семье и детям «Надежда» Галина Бойко: «Работая в группе и участвуя в играх, родители начинают видеть те особенности своего ребёнка, которые дома просто ускользают от их внимания. Важно, что все приобретённые навыки взаимодействия естественным образом переносятся ими за пределы группы, в семью».

Председатель правления РОО «Красноярский центр лечебной педагогики» Оксана Матвеева: «Чем благоприятнее среда по отношению к детям, тем доброжелательнее ребёнок к миру. Мы создаём такие группы для того, чтобы поддержать родителей, показать им моменты, в которых они успешны в воспитании своих детей. Мы надеемся, что этот проект поможет многим родителям выстроить партнёрские отношения со своими детьми».

Участница проекта: «Ребёнок у нас первый. Возникало беспокойство. Я нуждалась в помощи, подсказках. Мне удалось увидеть себя со стороны благодаря видеозаписям, которые делались в процессе наших занятий. Конечно, сначала непросто было смотреть на свои ошибки в общении с ребёнком. Зато получилось раскрыть свои проблемы и задуматься, что я делаю не так. Оказавшись в такой группе, я поняла, что мои проблемы далеко не уникальны — другие переживают похожие трудности».

Участница проекта: «Мне удалось увидеть себя со стороны. Раскрыть свои возможности в воспитании и понять, что я делаю не совсем так, как нужно для моего ребёнка. Оказавшись в такой группе, я понимаю, что мои проблемы не уникальны, что и другие переживают похожие трудности».

Семьи, желающие принять участие в проекте «Семья и забота», могут обращаться в центры социального обслуживания:

  • центр социальной помощи семье и детям «Надежда» (ул. Железнодорожников, 30), тел.: 221-61-27;

  • центр социальной помощи семье и детям «Доверие» (ул. Борисевича, 8), тел.: 266-60-50;

  • Комплексный центр социального обслуживания населения Свердловского района (ул. Свердловская, 13а), тел.: 233-29-58.

По материалам открытых источников

Комментарии:
CAPTCHA