В Ступинском районе Московской области в сентябре 2016 г. стартовал проект «Тропинка к Дому». Этот проект направлен на работу с неблагополучными семьями, в которых нарушены детско-родительские отношения. Директор Информационно-методического центра Ступинского района Наталья Геннадьевна Коробова рассказала о проекте порталу «Я — Родитель».
Идея создания проекта
На территории Ступинского муниципального района проживает 15 413 семей с детьми. Это семьи разных категорий: полные и неполные, с одним ребенком и многодетные, семьи с детьми-инвалидами, с приемными детьми, семьи благополучные и с проблемами. Однако (печально, но факт!) семья попадает в поле зрения субъектов профилактики только тогда, когда в ней что-то происходит (чаще всего с ребенком).
Под «неблагополучной семьей» организаторы проекта подразумевают формально благополучную семью, но имеющую явные или скрытые дефекты в воспитании, нарушения в детско-родительских отношениях, в психологическом климате, обесценивающую или игнорирующую основные семейные ценности и др. Главное отличие «Тропинки к Дому» от подобных проектов в том, что проект подразумевает работу с семьей не в тот момент, когда она уже находится в кризисе, а в тот, когда еще вполне реально его избежать.
К сожалению, эта проблема, наверное, знакома многим, ибо нигде родителей не учат быть родителями. И в некоторых семьях мама и папа не знают, во что играть с маленьким ребенком, и на какие темы и как говорить с подростком. В других семьях ответственные родители работают по 20 часов в сутки, обеспечивая благополучие своих детей, но при этом превращая семью в несколько людей, проживающих на одной жилплощади, общение которых сводится к утреннему приветствию друг друга…
В рамках проекта для главных участников (семей с детьми) выстраивается индивидуальный «семейный маршрут», пройдя по которому они приобретут свою Семью, свой Дом. Первые шаги по неизвестному пути всегда трудные, сам путь порой тернистый, поэтому проект назван «Тропинка к Дому».
Цели и задачи проекта
В проекте специалисты ставят перед собой задачу научить родителей быть родителями, что позволит им лучше понимать своих детей, научиться с ними взаимодействовать.
Благодаря восстановленной в семье гармонии, поднимается ее социальный статус, она выходит из круга «неблагополучных семей», так и не попав в категорию семей «группы риска».
Кто и как может стать участником проекта?
Ежегодно в Ступинском районе проводится «Матрица обобщенного социального неблагополучия», которая составляется для каждого ребенка, обучающегося в школе. Одна из проблем, которая отражается в этом исследовании, — детско-родительские отношения. Если у ребенка были отмечены в них трудности, семье предлагалось принять участие в проекте. При этом в проект «вступает» вся семья: и ребенок, и его родители, и все братья и сестры ребенка, воспитывающиеся в семье, и даже бабушка и дедушка, если они проживают совместно.
Таким образом, на базе 5 общеобразовательных организаций был проведен отбор целевой группы проекта. Для его старта были отобраны 58 семей, в которых воспитываются 80 детей. Они разбиты на 5 подгрупп (по 11–12 семей в каждой). Теперь семьи каждой подгруппы проходят по маршрутам вместе. Также участие в мероприятиях, разработанных для семей целевой группы, может принимать каждый житель района.
Что такое «семейный маршрут»?
Работа с семьями-участниками началась с цикла однодневных походов «Вместе здорово!». В течение сентября семьи, вовлеченные в проект, участвовали в трех мероприятиях туристической направленности: однодневном пешем походе, геокэшинге (туристическая игра с применением спутниковых навигационных систем) и веревочном курсе. Главной целью было знакомство и сплочение семей участников, пропаганда здорового образа жизни и организация семейного досуга. Семьи были «вырваны» их из привычного образа жизни. Мероприятия проводились опытными тренерами-инструкторами совместно с психологами и волонтерами проекта. «Надо сказать, что для многих взрослых ситуация была даже стрессовой. Зато дети были просто счастливы! В некоторых семьях это был первый случай, когда три выходных дня родители провели с детьми», — поделилась Наталья Коробова.
Далее родителей с детьми ожидала очень серьезная психологическая диагностика, а следующим шагом стало проведение совместной семейной консультации. О некоторых из выявленных проблем члены семьи догадывались, а наличие некоторых даже не предполагали.
Именно на консультации психолог совместно с семьей выстраивает индивидуальный «семейный маршрут» проекта — цепочку мероприятий, которые должны посетить взрослые и дети, чтобы нормализовать свои отношения.
Проект, помимо психологических консультаций, включает в себя большое количество мероприятий для семей целевой группы, каждое из которых имеет свою четкую цель:
- Цикл лекций (цель — дать недостающие знания);
- Цикл семинаров (цель — выработать умения по позитивному взаимодействию между членами семьи);
- Тренинги (цель — применить знания на практике, отработка проблемной ситуации);
- Цикл занятий «Легкий быт» (цель — «разгрузить» маму от бытовых дел, мешающих ей уделять время семье);
- Цикл занятий «Мир в семье» (цель — коррекция и стабилизация психоэмоционального состояния у детей и взрослых, развитие навыков саморегуляции и релаксации и т. д.);
- Родительский клуб «Вечера» (цель — возродить семейные традиции);
- Семейные вечера, конкурсы, выставки, проекты, экскурсии и др.
«Но мероприятий так много, что принять участие во всех сразу попросту невозможно», — поясняет Наталья Коробова. Именно поэтому во время консультации психолог дает «жесткие» указания, кому из членов семьи в каких мероприятиях необходимо принять обязательное участие (например, какие лекции из предложенных обязательно посетит папа, какие — мама, а какие — бабушка). Посещение некоторых мероприятий семье желательно, но все же остается на личное усмотрение.
Таким образом, рождается индивидуальный «семейный маршрут». Так как все мероприятия уже распределены по календарю, каждый член семьи может заранее спланировать свое время, чтобы найти возможность принять в них участие.
А еще проект «Тропинка к Дому» помогает семьям создавать «Семейный фотоальбом». Фото- и видеосъемку осуществляют сами дети-участники проекта. Их обучают профессиональной съемке, обработке материала, занятиям по видеомонтажу. Таким образом, каждая семья в итоге получает свой семейный альбом!
Сложности реализации проекта
Наталья Коробова отметила, что сложности в реализации проекта наблюдаются среди родителей. Первая сложность — найти время (хотя, оказывается, это все-таки возможно). Вторая сложность — принять свои проблемы. Третья — увидеть, принять и понять проблемы других членов семьи (которые иногда рождаются из-за неправильного поведения одного из родителей, которому осознать это становится труднее всех).