Декабрь 2024
пн вт ср чт пт сб вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5

«Программа 15» как ресурс семьи в профилактике и преодолении трудностей социальной адаптации подростков

14.02.2017 09:00

«Программа 15» как ресурс семьи в профилактике и преодолении трудностей социальной адаптации подростков

В настоящее время все большее беспокойство вызывают проблемы репродуктивного здоровья молодежи. На это влияет ранее вступление подростков в сексуальные отношения, распространение инфекций, передающихся половым путем, а также ранняя беременность, аборты, употребление психоактивных веществ.

В рамках данного направления была разработана семейная профилактическая «Программа 15», получившая положительную рецензию от «Института психолого-педагогических проблем детства» Российской Академии Образования и прошедшая апробацию в 8 регионах России. Её авторы - специалисты Новосибирской общественной организации «Гуманитарный проект».

Программа направлена, в первую очередь, на улучшение отношений между родителями и детьми. Стимулирует налаживание близкого общения внутри семьи, расширение конструктивного поведенческого репертуара, уход от стереотипного негативного поведения.

Что такое Программа «15»

Это эффективная современная технология групповой работы, в которой в равных условиях подростки и их родители обсуждают широкий набор тем, связанных с социально-значимыми заболеваниями (ВИЧ-инфекция, алкоголизм, наркомания), сохранением здоровья, формированием ответственного и безопасного поведения.

Программа состоит из 15 трехчасовых тематических встреч, проходящих одновременно в 4 группах (группа юношей, группа девушек, группа женщин, группа мужчин), представляющих собой тренинг, ток-шоу и общие встречи.

Модель изменения поведения, лежащая в основе этой программы, благодаря последовательному движению от темы к теме, нацелена на глубокую личностную работу и приобретение жизненно-важных умений и навыков:

  • формирование уверенности в себе,
  • навыки межличностного взаимодействия,
  • навыки поведения в трудной жизненной ситуации, в том числе, поведение в конфликте,
  • навыки работы в команде, в том числе, навык принятия групповых решений.

Участники программы

Несмотря на то, что в подростковом возрасте на ребенка большое влияние оказывают сверстники, школа и семья – два важнейших института, формирующих адекватную и здоровую модель поведения. В школе ребенок проводит значительную часть времени, и в ходе формального и неформального общения получает огромное количество ценных сведений, умений и навыков. В семье (в большинстве случаев) ребенку передаются нравственные ценности, воспитывается чувство собственного достоинства, формируются навыки принятия решений. Поэтому эффективная профилактика невозможна без участие поддерживающей среды, которая состоит из семьи, друзей и знакомых, педагогов и сообщества в целом. От того, насколько будут задействованы в этой работе значимые взрослые, во многом зависит ее результативность.

Но совместное обсуждение подчас «неудобных» тем подростком и его близким окружением очень затруднительно и неэффективно, поэтому «окружение» делится на группы, в основе которого лежат два критерия равности: пол и возраст. Со своими ровесниками, тем более одного пола, людям легче обсуждать личные, порой интимные вопросы, «говорить на одном языке», а также усваивать информацию и делиться своими переживаниями с теми, кто на них похож. Таким образом, формируется 4 группы участников, исходя из половых и возрастных различий:

1 группа – юноши, 2 – девушки, 3 – родители или близкое окружение, женщины, 4 - родители или близкое окружение, мужчины.

В детских группах участники не должны быть младше 15 лет (нужно учитывать, что в подростковом возрасте даже 3-х летняя разница кажется большой, что может осложнить работу в группе подростков). В группах взрослых людей разница в возрасте не так значима, так как все эти люди объединены общим признаком – люди, «воспитывающие» подростков.

Обучение по программе проводит команда специалистов — тренеров и психологов, имеющих навыки работы в команде. Необходимо стремиться к тому, чтобы группы вели тренеры того же пола: группы мальчиков и мужчин вели тренеры мужского пола, а группы женщин и девочек желательно вести тренерам женского пола. Желательно, чтобы и возраст тренеров коррелировал с возрастом участников, т.е. более молодые тренеры ведут детские группы, а тренеры постарше – взрослые.

Программа рассчитана на 80 человек. Организаторы считают, что это оптимальное число, с которым можно добиться результата.

Формы проведения встреч

Встречи по Программе проходят в разных форматах. Большинство встреч (а именно 11) проходят в форме тренинга, часть общих встреч проходит в форме ток-шоу, часть - как общие собрания.

Тренинг

Психологический термин «тренинг» происходит от английского «to train» – обучать, тренировать, дрессировать. Для тренинга характерно необычное расположение участников в аудитории - они рассаживаются по кругу. Круг, или как его еще называют – тренинговый круг, является необходимым условием таких занятий. Круг способствует возникновению доверительной атмосферы, позволяет участникам видеть всех, свободно общаться друг с другом и ведущим. Кроме того, нахождение в кругу ассоциируется в сознании человека с безопасностью, чувством доверия, наличием интереса и внимания.

Ток-шоу

Ток-шоу – это технология групповой работы, представляющая собой структурированную дискуссию с «прологом» в виде мотивирующего и информационного введения в тему и «эпилогом», обычно включающего голосование и мнение экспертов. Тема ток-шоу, как правило, формулируется в виде вопроса или спорного утверждения. Подобная форма работы привлекает аудиторию, так как позволяет обсуждать актуальные для неё вопросы в нестандартной увлекательной форме.

Цель ток-шоу заключается в привлечении внимания к теме, выяснении спектра мнений, поиске возможных путей их решения. На ток-шоу приглашаются участники всех групп одновременно, все тренеры и эксперты. Участие приглашенных специалистов желательно, так как в рамках обсуждения для участников важно независимое мнение человека, не принимавшего участие в Программе.

Общие встречи

В общих встречах принимают участие все группы, все ведущие (по возможности). На первую и последнюю общие встречи приглашаются гости - люди, играющие важную роль в данном сообществе. Общие встречи являются важной и неотъемлемой частью Программы. В Программе работают 3 фактора нормализации и изменения качества детско-родительских отношений: проработка личностно-значимых тем на встречах тренингового типа, возможность обсуждения того, что происходило в группе по дороге домой, совместная деятельность в ходе общих встреч.

Участие в общих встречах дает возможность взрослым и детям вместе обсуждать сложные темы, научиться строить конструктивный диалог, услышать мнения других, обрести опыт общего дела и интересного бесконфликтного досуга с людьми другого возраста, увидеть не своего «ребенка» или «родителя», а человека со своими взглядами, получить обратную связь от специалистов и группы в безопасной тренинговой среде, реализовать новые представления и навыки, приобретенные в Программе.

Каждая встреча по продолжительности должна быть не менее 3 часов. Меньшего количества времени, может быть, и достаточно для информирования, но не хватит для того, чтобы успеть рассмотреть все аспекты изучаемых явлений, погрузиться в проблему, отработать навыки, создать мотивацию к изменению. Так как Программа рассчитана на людей двух поколений, многие упражнения в разных возрастных группах занимают разное количество времени – детям нужно давать новую информацию и формировать навыки, а взрослым нужно изменять накопленные годами установки, стереотипы поведения. 3 часа - как раз оптимальное время, чтобы нивелировать эти различия, но, конечно, 3 часов недостаточно для того, чтобы изменить накопленные годами установки, но создать предпосылки к изменениям вполне реально.

Программа дает возможность:

Родителям - обсудить в комфортной, благоприятной обстановке волнующие вопросы по воспитанию детей, построению семейных отношений, узнать об опыте других родителей; познакомиться с новыми людьми, отвлечься от повседневных забот, отдохнуть и набраться сил; научиться лучше понимать своего ребенка, а, возможно, и самого себя; улучшить навыки межличностного взаимодействия; лучше разбираться в таких сложных темах, как репродуктивное здоровье, профилактика наркомании, ВИЧ, ИППП и т.д., и научиться обсуждать эти темы с ребенком.

Подросткам - лучше узнать себя, проанализировать свое отношение ко многим аспектам жизни; стать более уверенным; научиться разрешать конфликтные ситуации и находить выход из трудных жизненных ситуаций; построить доверительные отношения с родными, друзьями, любимыми; научиться планировать, ставить цели и достигать их; хорошо провести время, пообщаться, «себя показать и на других посмотреть».

Специалистам освоить новую технологию работы с семьей и повысить свой профессионализм, получить или усовершенствовать опыт эффективной регулярной работы с семьями, проводить профилактику, основанную на позитивном подходе, без лозунгов и нравоучений, всего за 15 встреч (45 часов) оказать профессиональную помощь и поддержку 15-25 семьям.

Результаты проекта

Ожидается, что по завершению тренинговых занятий его участники будут иметь адекватное представление о последствиях совершения правонарушений, о своих правах и обязанностях; уметь эффективно общаться с другими людьми, особенно в ситуациях с повышенным риском; знать, как лучше поступить в случае давления со стороны сверстников; чувствовать уверенность в своих способностях, противостоять нежелательному влиянию среды и отстаивать безопасное поведение в различных ситуациях; иметь знания и навыки, необходимые для трудоустройства и организации полезного досуга.

Результаты не одномоментные, они проявляются постепенно, как личные, так и групповые.

При подготовке использованы материалы сборника «Программа «15». Руководство по реализации программы профилактики социально-значимых заболеваний в сообществе».
https://www.aids73.ru/