Муниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи,«Центр диагностики и консультирования» проводит программу социально-психологической направленности по работе с неблагополучной семьей. Программа называется «Семья». Автор — директор, педагог-психолог ЦДиК Овсянникова О.В.
В наши дни семья переживает сложный этап эволюции: традиционная форма уступает место модели новой семьи. Изменяются виды семейных отношений, роли и функциональная зависимость супругов, положение детей. Угасает роль семьи как посредника во взаимосвязи личности и общества, и тем самым, происходит уменьшение влияния семьи на формирование новой личности, растет вероятность крена в сторону социальной патологии разного рода и аморализма.
Сегодня одна из важнейших задач на всех уровнях власти — вернуть семье ее семейный статус, помочь ей адаптироваться к новым социально-экономическим условиям без потерь и личностных потрясений. Здоровая семья — залог успеха и процветания России.
Вот уже несколько лет на Губкинской территории осуществляется работа по целевым областным и территориальным программам: «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защита их прав на 2007-2009 годы» «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защита их прав на 2004-2006 годы в г. Губкине и в Губкинском районе», «Дети губкинской земли» на 2007-2010 годы, «Основы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения Губкинского муниципального района на 2007-2010 годы».
Социальным педагогом Центра ежегодно проводится социально-педагогический мониторинг, по итогам которого формируется единый банк данных о количестве семей и в них детей по дошкольным и общеобразовательным учреждениям.
Цель программы — помощь семье по выведению из состояния неблагополучия, восстановление ее социального статуса; интеграция семьи в общество с ориентацией на здоровый образ жизни, формирование в семье максимально комфортных условий для детей и подростков.
Основные задачи программы: оказание психологической помощи в осознании собственных, семейных и социально-средовых ресурсов, способствующих преодолению внутрисемейных проблем и проблем взаимоотношения с ребенком (подростком), формирование позитивных моделей семейных отношений, ценностного отношения к семье, развитие практических навыков семейных ролей, коррекция отношений в системе "семья-дети", всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей.
Принципы, лежащие в основе программы
1. Акцент на эмоциональной стороне отношений детей и родителей.
2. Вариативность содержания, форм и методов работы с родителями и детьми.
3. Учет личностного опыта родителей, ориентация на актуальные, значимые проблемы развития и воспитания детей в семье.
Центром диагностики и консультирования выбраны формы работы с семьей, направленные на тесное взаимодействие с образовательными учреждениями, создание единого пространства развития ребенка в семье, школе, социуме и предполагающие обмен мыслями, чувствами, идеями, переживаниями с целью усиления воспитательных возможностей. Такими формами являются: «лекция вдвоем», «консультация-диалог», «консультация-парадокс», мастер-классы семейного воспитания, тренинги по запросам родителей, семейные вернисажи, психологические гостиные, различные техники.
Целевая группа и лица, непосредственно получающие помощь: дети из неблагополучных семей и их родители, специалисты образовательных учреждений.
Реализаторы программы: социальные педагоги, педагоги-психологи Центра, специалисты образовательных учреждений.
Система работы Центра диагностики и консультирования с семьей организована по нескольким направлениям:
1. Комплексная диагностика родителей, подростков (изучение образа жизни семьи, особенностей семейного воспитания, положение детей в системе внутрисемейных отношений, выявление семей, уклоняющихся от воспитания детей, неблагополучных семей) (Приложение №1).
2. Групповая работа с детьми и родителями изменение взаимоотношений родителей и детей через социально-психологический тренинг (Приложение 2).
3. Работа по запросам (индивидуальное, семейное консультирование и коррекция детско-родительских отношений).
4. Социально-правовая помощь (консультации).
5. Информирующие мероприятия (беседы, лекции, тренинги, семинары).
6. Выступления в СМИ.
Методы изучения семей
1.Наблюдение.
2.Индивидуальные беседы.
3.Тестирование.
4.Анкетирование.
5.Диагностика.
6.Анализ детских рассказов и рисунков о семье.
· Этапы реализации программы
|
· Средства
|
· 1. Получение первичной информации о семье и об отношении к воспитанию.
|
· Наблюдение. Анкетирование. Беседа. Тестирование.
|
· 2. Выявление реальных возможностей улучшения обстановки в семье.
|
· Беседа. Анкетирование.
|
· 3.Установление контакта с родителями,
· другими членами семьи, которые могут повлиять на обстановку в семье.
|
· Консультации. Тренинговые упражнения.
|
· 4.Разработка конкретного поэтапного плана совместных действий в преодолении
· недостатков семейного воспитания
|
· Консультации. Совместные планирования. Беседы. Дневники.
|
· 5.Прогнозирование позитивных результатов
· взаимодействия родитель — ребенок.
|
· Беседы. Обсуждения литературы
|
· 6.Демонстрация положительных сдвигов, даже не очень существенных,
· эмоциональная поддержка родителей.
|
· Беседа. Тестирование.
|
• Ожидаемые результаты
• Осознание родителями значимости своей родительской деятельности, развитие родительской ответственности.
• Преобладание оптимизма во взгляде родителей на жизнь, на возможность решения родительских и семейных проблем.
• Улучшение психоэмоционального климата в семье.
• Повышение воспитательного потенциала семьи. Повышение уровня психолого-педагогических знаний родителей.
• Сроки реализации программы
• Описанный вариант программы предполагает занятия с родителями и их детьми (подростками)в течение 1,5—2 месяцев с периодичностью один раза в неделю, каждое занятие рассчитано на 1—2 часа, всего 12 занятий.
• В группу может входить от 5 до 7 человек.
• Формирование групп происходит на добровольной основе.
Содержание занятий по социально-психологическому тренингу
Цели: обогащение эмоционального опыта родителей; развитие чувства эмпатии, формирование критического отношения к стереотипам воспитания.
Форма проведения: социально-психологический тренинг.
Занятие № 1
Тема «Установление эмоционально-доверительного отношения»
Цель: помочь осознать истинные причины нарушений детско-родительских отношений
Ход занятия
1. Упражнение «Давайте познакомимся»
Участники представляются, придерживаясь схемы: назвать свое имя; рассказать о своем ребенке; рассказать о том, что стало причиной прихода на занятия; что ждут от посещения занятий.
2. Правила нашей группы
Знакомство с правилами работы в группе.
Участники знакомятся с правилами работы в группе и принимают их. Правила
1. Максимальное доверие друг к другу. В качестве первого шага принимается единая форма обращения на «ты».
2. Во время занятий говорить только о том, что волнует именно сейчас и обсуждать только то, что происходит «здесь и теперь».
3. Для более откровенного разговора отказаться от безличной речи. Поэтому высказывания типа «большинство людей считают» заменить на «я считаю». и т.д.
4. Во время работы говорить только о том, что чувствуете, о чем думаете по поводу происходящего. Если нет желания говорить, то молчите.
5. Все, что происходит в группе, ни под каким предлогом не выносится за ее пределы.
6. Во время общения подчеркивают только положительные качества человека, с которым работают.
7. Внимательно слушать говорящего, не перебивать его, задавать вопросы только после того, как он закончил говорить.
Участники занятий предупреждаются о необходимости выполнения данных правил, в противном случае они не допускаются к занятиям.
3. Упражнение «Ребенок, какой он?»
Участники рассуждают о детях, затем отвечают на вопрос: «Ребенок, какой он?» На выполнение отводится 3 минуты. По окончании составляется общий портрет.
4. Упражнение «Родители, какие они?» Это упражнение проводится аналогично предыдущему.
5. Домашнее задание
Цель: рефлексия собственных чувств
В течение вечера участники считают: сколько раз они обратились к своему ребенку с эмоционально положительными высказываниями, оценкой. Пробуют почувствовать и сравнить свое состояние и реакцию ребенка, определить, когда с ним легче общаться: когда спокойны и положительно настроены или когда сердиты и расстроены.
Занятие № 2
Тема: «Развитие эмпатии»
Цель: создание условий для преодоления собственных психологических барьеров, мешающих полному самовыражению.
Ход занятия.
1. Упражнение «Удается ли принимать своего ребенка?»
Цель: получить обратную связь, дать возможность поделиться чувствами.
2. «Диалог»
Цель: закрепить активный тренинговый стиль общения, осознать значение позиции в общении. Участники делятся на пары и в течение 4 минут ведут диалог:
1-я минута: стоя спиной друг к другу4
2-я минута: один участник диалога сидит, другой стоит;
3-я минута: участники меняются местами;
4-я минута: сидя напротив друг друга.
3. «Техника активного слушания» (Ю.Б. Гиппенрейтер)
Психолог дает информацию о технике активного слушания.
1. Если вы хотите слышать своего ребенка, обязательно повернитесь к нему лицом. Очень важно, чтобы ваши глаза находились на одном уровне. Если ребенок маленький, возьмите его на руки, посадите на колени. Избегайте общения, находясь в другой комнате, спиной, читая газету, лежа на диване. Ваше положение по отношению к ребенку говорит о том, насколько вы готовы его слушать и слышать.
2. Беседуя с расстроенным, огорченным ребенком, старайтесь избегать вопросов. В этом случае нужно, чтобы ваши ответы были в утвердительной форме. Разница между вопросительными и утвердительными предложениями, казалось бы, незначительна, но реакция на них совершенно разная.
3. Старайтесь в беседе с ребенком держать паузу. После каждой вашей реплики лучше всего помолчать, пауза помогает ребенку разобраться в своих переживаниях и одновременно почувствовать, что вы рядом.
Беседа по типу активного слушания очень непривычна для нашей культуры. Овладеть ее нелегко, однако, этот способ завоюет ваши симпатии, как только вы увидите результаты: сильно ослабеет отрицательное переживание ребенка, чувствуя, что его слушают, ребенок начинает больше рассказывать о себе (иногда это помогает раскрыть ряд проблем, которые интересуют ребенка), ребенок сам продвигается в решении своей проблемы.
4. Упражнение «Понимаем ли мы друг друга»
Цель: создание ситуации для осознания различных стилей общения.
Участники делятся на пары. Каждый имеет лист бумаги, разделенный на девять квадратов. Один из пары рисует простой рисунок (дом, флаг, цветок, солнце и т.д.) и объясняет партнеру, где и что тот должен нарисовать, чтобы получился цельный рисунок. По окончании работы участники сравнивают рисунки и анализируют результативность взаимодействия.
5. Домашнее задание. «Почувствуйте ребенка»
Цель: развитие умения видеть внешние и внутренние проявления собственного состояния.
Родители должны почувствовать в повседневном общении с ребенком моменты его различных переживаний и назвать их при обращении. Например, «Ты огорчен…», «Тебя радует…».
Занятие № 3
Тема: «Воспитание и понимание»
Цель: вывести участников на осязаемый уровень своего ребенка, научить прислушиваться к внутренним ощущениям
Ход занятия
1. Упражнение «Почувствуй ребенка»
Цель: получить обратную связь, поделиться переживаниями и чувствами
Участники обсуждают и анализируют ситуации, которые возникли при выполнении домашнего задания
2. Упражнение «Почувствуй себя ребенком»
Цель: снятие напряжения, вывод на осязаемый уровень ощущений, впечатлений от своего детства.
Участники удобно садятся, закрывают глаза и вспоминают детство: каким оно было, что больше всего радовало, о чем приятно вспомнить, что больше всего обижало. На выполнение отводится 3 минуты. После этого участники рефлексируют свои чувства.
3. Упражнение «Что мне нравится в моем ребенке, так это…»
Цель: определение положительных и сильных сторон ребенка.
Участники продолжают фразу: «Что мне нравится в моем ребенке, так это…»
В течение 3 минут они пишут все положительные качества, которые видят в ребенке. По окончании читают написанное и рефлексируют свои чувства
4. Упражнение «Клубочек»
Цель: создание условий для определения уровня эмоциональной близости с ребенком.
Участники вспоминают и произносят слова, которыми называют ребенка в семье. При выполнении они перекатывают клубочек друг другу. Упражнение повторяется 3 раза. По окончании рефлексируют свои чувства.
5. Домашнее задание.
Упражнение «Что нам должны дети?»
Цель: создание условий для расширения возможных стратегий поведения родителей».
Участники рефлексируют свое состояние и стараются почувствовать состояние ребенка в минуты, когда они не довольны его поведением. Когда что-то случилось, когда он не сделал того, о чем просили. Во время разговора психолог просит заметить, сколько раз было произнесено слово»должен», попробовать заменить его другим и отметить реакцию ребенка.
Занятие № 4
Тема «Воспитание и ответственность»
Цель: создание условий для осознания причин того или иного воспитательного воздействия, показ возможных стилей взаимодействия
Ход занятия
1. Упражнение «Что нам должны дети»
Цель: получить обратную связь, дать возможность поделиться чувствами. Участники обсуждают и анализируют ситуации, которые возникли при выполнении домашнего задания.
2. Упражнение «Что я должна сегодня сделать?»
Цель: рассмотрение типичных проблем взаимоотношений взрослых и детей.
Участники делят лист бумаги вертикально на две части. Справа пишут список дел, которые необходимо сделать вечером, слева – что случится, если это сделано не будет. Время работы 3 минуты. Затем читают записи и рефлексируют свои чувства.
3. Информация «Правила жизни ребенка»
Цель: выделение основных принципов организации жизни ребенка.
Каждый участник на листе бумаги чертит круг и делит его на 4 части. Которые закрашивают разным цветом. В одном пишет: «Я разрешаю ребенку…», во второй – «Я запрещаю ребенку…», В третьей – «Я разрешаю, но ставлю условия…», в четвертой – «Я не разрешаю. Но иногда уступаю…», затем дописывает предложение, анализирует, что доминирует во взаимоотношениях с ребенком: запреты, ограничения, уступки, вседозволенность, разумность и т.д. После выполнения упражнения дается информация о правилах, которые помогут родителям найти «золотую середину» при воспитании детей.
• Правила (ограничения, запреты, требования) должны быть в жизни каждого ребенка обязательно.
• Правил не должно быть слишком много и они должны быть гибкими.
• Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с потребностями ребенка.
• Правила (ограничения, запреты, требования) должны быть согласованы между взрослыми.
• Требование, запрет должен быть сообщен тоном скорее дружественным, разъяснительным, чем повелительным.
• Наказывая ребенка, правильнее лишать его хорошего, чем делать ему плохое (Ю.Б. Гиппенрейтер)
4. Упражнение «Я — высказывания»
Цель: создание условий для осознания стилей общения.
Участники анализируют, насколько они готовы к решению конфликтов в системе детско-родительских отношений. Им предлагаются ситуации, когда ребенок: не убрал разбросанные игрушки; -отказывается одевать разбросанные вещи; часто обижает брата (сестру); мучает собаку (кошку) и т.д.
5. Домашнее задание.
Упражнение «Семья»
Цель: дать возможность проиграть и почувствовать внутреннее состояние ребенка.
Участники играют в сюжетно-ролевую игру «Семья», причем детьми будут они, а дети – взрослыми. Во время игры нужно обратить внимание на поведение детей (тон, поза).
Занятие № 5
Тема «Легко ли быть родителями?»
Цель: создание условий для осознания всей сложности, важности и ответственности позиции родителя
Ход занятия
1. Упражнение «Семья»
Цель: получить обратную связь, дать возможность поделиться чувствами
2. Упражнение «Давление»
Цель: возможность почувствовать, что сила сопротивления прямо пропорционально силе давления.
Участники выбирают пару, встают лицом друг к другу. Их задача – организовать взаимодействие: одному партеру осуществлять давление, а другому – сопротивление. По сигналу участники меняются ролями. По окончании упражнения участники делятся чувствами.
3. Упражнение «Мы и они»
Цель: активизация умения осознавать самоценность ребенка в зависимости от собственных переживаний.
Участники делят лист бумаги на две половины: слева пишут «мы», справа – «они». Под «мы» понимаются взрослые, под «они» — дети. В этих колонках участники пишут определения, которые зачитывают по окончании упражнения. После этого анализируют ситуации, в которых дети выступают непослушными, агрессивными, капризными и рефлексируют свои чувства.
4. Упражнение «Я идеальный»
Цели: формирование критичного отношения к идеальности; показ жизненной философии принятия ребенка: «Люблю не потому что, ты хороший, а потому, что ты есть».
Участники делят лист бумаги на две половины. В левой быстро, не задумываясь, пишут те качества, которыми должен обладать идеальный родитель. В правой – качества реального родителя. На выполнение отводится 3 минуты. По окончании участники сравнивают, совпадают ли качества идеального и реального родителя, отвечают на вопросы: родители, какие они? Изменилась ли позиция по отношению к ребенку?
Занятие № 6
Тема: «Мир детский и мир взрослый»
Цель: Общая ориентация в проблемах родителей. Осознание разницы между миром ребенка и взрослого и анализа причин поведения ребенка, исходя из позиции ребенка.
Ход занятия:
1.Упражнение: «Пословицы о семье»
Задача участников истолковать смысл предложенных пословиц, касающихся отношений в семье. Каждой подгруппе предлагается 4 пословицы.
1. Сын да дочь, день да ночь и сутки полны. 2. Порванную веревку как не вяжи, все узел будет. 3. Без корня и трава не растет. 4. Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало. 5. Сердце матери лучше солнца греет. 6. Потихоньку и ольху согнешь, а в кусте и вяз сломишь. 7. Похвальное слово гнило бывает. 8. Первые дети соколятки, а вторые воронятки. 9. Против шерсти не гладят. 10. У семи нянек дитя без глазу. 11. При солнышке тепло, при матери добро. 12. В чужой монастырь со своим уставом не ходят. 13. Дитя не плачет, а мать не разумеет. 14. Свой своему поневоле друг. 15. Сын отца глупее – жалость, сын отца умнее – радость, а брат брата – зависть. 16. Без отца – полсироты, а без матери – вся сирота. 17. Тот не умирает, кто детей не покидает. 18. Отцовским умом жить деткам, а отцовскими деньгами не жить. 19. Не мы на детей походим, они на нас. 20. У кого девка хороша? – У матки, — У кого сын умен? – У батьки. 21. Кто родителей почитает, тот вовсе не погибает. 22. Матушкин сынок, да батюшкин горбок. 23. Детям не порча игрушка, а порча худая прислушка.
В заключение работы над пословицами группы дают варианты толкования пословиц, поясняют, что имели в виду наши предки и насколько это актуально в наше время. В упражнении важно создать атмосферу групповой сплоченности и возможности использовать свой и чужой опыт для решения проблемы восприятия.
2. Упражнение «Особенности детского мира»
Ведущий говорит о причине разной организации восприятия окружающего мира ребенка и взрослого, указывает на импульсивность, эмоциональность, алогичность детских поступков и т.д. Участники тренинга – родители должны назвать особенности детского мира в сравнении со взрослым. Часто родителям кажется, что ребенок плохо себя ведет из-за злой воли, стремясь «насолить» родителю, однако так бывает далеко не всегда. В основе такого нежелательного поведения ребенка могут лежать следующие цели: - требование внимания или комфорта; желание показать свою власть или демонстративное неповиновение; месть, возмездие; утверждение своей несостоятельности или неполноценности. Мы часто думаем, что дети должны понимать нас, как и взрослые. Но это величайшее заблуждение. Дети делают свои выводы, учитывая при этом не только то, что мы им говорим, но и то, что мы делаем, как ведем себя с другими людьми. Наш личный пример является более воспитывающим, чем любые нравоучения.
3.Упражнение: «Погружение»
Участникам предлагается несколько ситуаций взаимодействия между родителями и детьми и дается задание представить себя на месте ребенка. Звучит текст такого «погружения» составленный по принципу визуализации. Звучит релаксационная музыка. «Погружение в детство» Сядьте поудобнее, ноги поставьте на пол так, чтобы они хорошо чувствовали опору, спинкой обопритесь на спинку стула. Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию, оно ровное и спокойное. Почувствуйте тяжесть в руках, в ногах. Поток времени уносит вас в детство, в то время, когда вы были маленькими. Представьте теплый весенний день, вам 5, 6 или 7 лет, представьте себя в том возрасте, в котором вы лучше себя помните. Вы идете по улице, посмотрите, что на вас надето, какая обувь, какая одежда. Вам весело, вы идете по улице и рядом с вами близкий человек, посмотрите кто это. Вы берете его за руку и чувствуете его теплую надежную руку. Затем вы отпускаете его и убегаете весело вперед, но не далеко, ждете своего близкого человека и снова берете его за руку. Вдруг вы слышите смех, поднимаете голову и видите, что держите за руку совсем другого, незнакомого вам человека. Вы оборачиваетесь и видите, что ваш близкий человек стоит сзади и улыбается. Вы бежите к нему и снова вместе за руку идете дальше и вместе смеетесь над тем, что произошло. А сейчас пришло время вернуться обратно в эту комнату и когда вы будете готовы, вы откроете глаза. В этом сюжете актуализируется чувство привязанности и переживание потери, хотя и мгновенной, близкого человека. Ситуация может пробудить в участниках тренинга как теплые, так и тревожные чувства. Она позволяет побыть ребенком и осознать, что значит присутствие надежного взрослого в этом возрасте, какова его величайшая роль для формирования уверенности в дальнейшей жизни. Участники делятся эмоциональным опытом проживания ситуации.
4.Домашняя работа включает завершение таблицы в графе ответов ребенка.
Родитель должен задать ребенку имеющиеся у него вопросы, записать ответы ребенка и сравнить их с теми, которые он предлагал.
№
п/п
|
Ответ
родителя
|
Ответ
за ребенка
|
Ответ
ребенка
|
1.
|
Мне бывает радостно, когда…
|
|
|
|
|
2.
|
Мне бывает грустно, когда…
|
|
|
|
|
3.
|
Мне бывает страшно, когда…
|
|
|
|
|
4.
|
Мне бывает стыдно, когда…
|
|
|
|
|
5.
|
Я горжусь, когда…
|
|
|
|
|
6.
|
Я сержусь, когда…
|
|
|
|
|
7.
|
Я удивляюсь, когда…
|
|
|
|
|
8.
|
Моя любимая сказка…
|
|
|
|
|
9.
|
Моя заветная мечта…
|
|
|
|
|
10.
|
Что мне не нравится в семье…
|
|
|
|
|
5. Упражнение: «Свеча»
Участники передают друг другу горящую свечу с пожеланиями и информируют всех о том, что я узнал нового о себе, о воспитании.
Занятие № 7
Тема: «Как мы воспитываем своих детей»
Цель: знакомство с содержанием и условиями благоприятного прохождения основных этапов формирования личности; осознание своих невербальных и вербальных проявлений эго-состояния «Свинский родитель».
Ход занятия
Родители рассказывают о полученных дома ответах на вопросы домашнего задания.
Психологическая разминка
Поскольку содержание данного занятия предполагает определенную степень погружения в психотравмирующие ситуации детства, возникает необходимость проработки темы сопротивления новому личностному опыту. Поэтому разминочное упражнение подобрано и интерпретируется в соответствии с этой задачей.
Упражнение 1. «Доверие»
Психолог предлагает участникам определить степень их доверия друг другу: «Насколько мы можем открыться, довериться друг другу и новому опыту?» Один из участников встает на возвышение (это может быть устойчивый стул или стол), с которого ему предстоит упасть с закрытыми глазами на руки остальных. Упражнение обычно вызывает сильную эмоциональную реакцию. Поэтому главное здесь — грамотно провести анализ чувств. Примерное содержание этой беседы: Глубинная работа над собой, своей личностью всегда сопряжена с включением механизмов сопротивления. Это может выражаться в действиях: в желании сменить тему разговора, выйти из комнаты, пойти в туалет, опоздать, смотреть в сторону, в желании поесть, покурить, прекратить общение. Или даже — заболеть... Сопротивление может проявляться в некоторых убеждениях, таких как: «Мне это не подойдет», «Я в это не верю». Мы продолжаем сопротивляться и в тех случаях, когда говорим себе: «Они не позволяют мне измениться», «Это их вина». И самое большое сопротивление — это страх перед неизвестным: «Я не готов», «Я не хочу об этом говорить», «Я никому не доверяю». Если вы поймали себя на подобных мыслях или действиях — очень хорошо! Вы заметили свое сопротивление, осознали его. Не ругайте себя. Вместо этого скажите себе: «Что заставляет меня сопротивляться? Откуда у меня это чувство? Где оно находится в теле?» Ответив на эти вопросы, постарайтесь расслабиться — и скажите своему сопротивлению «спасибо» за то, что оно делает для вас что-то важное, охраняет и бережет вас, а затем попросите его помочь вам измениться, достичь вашей цели.
Основные этапы развития личности ребенка
Лекция психолога решает задачу психологического просвещения родителей, предоставления им информации о содержании этапов развития личности по Э. Эриксону, о необходимых условиях их благоприятного прохождения. Возможно расширение этой темы за счет рассказа о внутриутробном развитии плода, базальных перинатальных матрицах (по Ст. Грофу), другой психологической информации. Преподносить эту информацию необходимо с максимальной корректностью, учитывая уровень личностного развития и актуального состояния родителей.
Групповая дискуссия: «Какие выводы позволяет сделать родителям эта информация?»
Часто первая реакция родителей — это ощущение беспомощности, осознание совершенных ошибок, которые очень сложно исправить. Важно так организовать дискуссию, чтобы от фрустрации прийти к позитивному восприятию перспектив взаимодействия с ребенком, к осознанию ресурсов, позволивших воспитывать его до сих пор с определенным успехом.
Упражнение 2. «Детронация»
Это упражнение названо термином А. Адлера, обозначающим процесс изменения внутриличностной и внешней ситуации в связи с рождением второго ребенка в семье. Ролевая игра, в которой психолог демонстрирует психотравмирующие высказывания, обостряющие процесс «детронации» старшего ребенка, позволяет проникнуть в мир его переживаний, понять причины многих проблем во взаимоотношениях детей. В процессе обсуждения родители вырабатывают правила предотвращения детского соперничества,осознание родительских позиций и стиля взаимодействия с ребенком. Возвращаясь к теме позиций Родителя, Взрослого и Ребенка в межличностных отношениях, рассматриваем концепцию К. Стейнера об эго-состоянии «Свинский родитель». Осознанию собственных реакций, исходящих из этого состояния, способствует следующее упражнение, идею которого мы взяли у Е. Сидоренко.
Упражнение 3. «Свинский родитель»
Родителям предлагается использовать данные им на карточках вербальные и невербальные реакции в импровизированном обращении к воображаемому ребенку.
Приводим содержание карточек: 1) морщины на лбу; 2) вытянутый палец; 3) покачивание головой; 4) «ужасающий» взгляд; 5) притоптывание ногой; 6) руки на груди; 7) вздох; 8) «Я бы никогда в жизни...» 9) «Если бы я был(а) на твоем месте...»; 10) «Ты осмелился(лась)?!» 11) «Ну и что?..»
Задания подобраны таким образом, чтобы была возможна трактовка их позиционного содержания как в авторитарном, так и в равноправном контексте. Например, морщины на лбу могут быть расположены как вертикально (гнев, задумчивость), так и горизонтально (удивление, восторг). То, какой контекст мы выбираем чаще, свидетельствует о наших ригидных родительских позициях. На наших занятиях подавляющее количество родителей выбирают авторитарный контекст, то есть демонстрируют позицию «Свинский родитель». Столкновение с неприглядной собственной сущностью фрустрирует, повергает в уныние, активизирует защитные механизмы. Преодолеть это состояние помогают арт-терапевтические приемы, один из вариантов которых описан ниже.
Упражнение 4. «Рисуем Свинского родителя»
Микрогруппы, состоящие из 3–4 человек, получают листы бумаги, краски и задание изобразить «Свина», не переговариваясь друг с другом. После обсуждения полученных рисунков необходимо трансформировать их так, чтобы «Свин» утратил свою силу и власть. Психолог рассказывает о способах, которыми наш внутренний «Свин» мешает нашим гармоничным взаимоотношениям с ребенком: негативной мотивации (когда мы заставляем детей плохо относиться к самим себе); гиперопеке (когда мы делаем слишком много для детей, решаем их проблемы вместо них); повышенной требовательности; неуважении; вседозволенности, отсутствии четких границ дозволенного поведения.
Подведение итогов занятия. «Поддержка».
Занятие № 8
Тема: «Повышение самоуважения детей»
Цель: знакомство с концепцией эффективного и неэффективного одобрения, с понятием неформального общения; обучение навыкам поддержки, закрепление навыков активного слушания; осознание роли ребенка в семейной структуре. возможных вариантов.
Упражнение 1. «Праздник хвастунов»
В течение минуты необходимо назвать как можно больше положительных эффектов для группы от своего участия в ее работе. Соревновательный контекст этого упражнения позволяет родителям раскрепоститься, творчески подойти к поиску своего нового вклада в групповой процесс. Таким образом открывается поле для осознания роли ребенка в создании и сохранении семейной атмосферы. Способы повышения самоуважения детей Наши замечания и общение без слов помогают детям или быть довольными собой, или чувствовать себя неудачниками. Дети инстинктивно чувствуют, когда родители верят в их способности и таланты, доверяют им и уважают их чувство собственного достоинства, когда даже ошибки детей не пугают и не расстраивают родителей, поскольку рассматриваются как необходимый жизненный опыт.
Упражнение 2. «Мозговой штурм»
Перед родителями ставится задача найти как можно больше различных способов поверить в силы ребенка самому и дать ему это почувствовать. Принимаются самые нереальные, нестандартные решения. Важно стимулировать творчество, способность взглянуть на проблему и своего ребенка по-новому. В дополнение к способам, найденным родителями в результате «мозгового штурма», психолог предлагает познакомиться с понятиями «неформальное общение», «поддержка», «семейный совет».
Упражнение 3. «Неформальное общение»
Группа делится на «родителей» и «детей». «Дети» выходят за дверь, каждый придумывает проблему, с которой он хотел бы обратиться к «родителю». «Родители» же получают инструкцию не реагировать на просьбы ребенка под предлогом занятости, усталости и т.п. В течение нескольких минут идет ролевое проигрывание ситуаций. Затем участники меняются ролями. Однако новые «родители» получают противоположную инструкцию: отреагировать на слова ребенка максимальным вниманием, отзывчивостью, предложить свою помощь и поддержку. Обсуждение чувств участников завершается определением понятий формального (закрытого, равнодушного, неискреннего) и неформального (открытого, эмпатийного, искреннего) общения. Важным родительским умением является эффективное одобрение или поддержка. Если похвала направлена на оценку личности человека, ставит эту оценку в прямую зависимость от результатов деятельности и тем самым снижает самооценку в случае неудач, то поддержка направлена на признание промежуточных результатов и личностного вклада в их достижение. Тем самым она способствует повышению самоуважения ребенка и взрослого.
Упражнение 4. «Похвала и поддержка»
Родители работают в парах. В течение 5–7 минут каждой паре необходимо придумать примеры по следующей схеме: Ситуация — Похвала — Поддержка. Подведение итогов занятия. «Поддержка». Домашнее задание 1) Применить на практике способы неформального общения, поддержки. 2) Провести семейный совет по поводу планов на выходной день. 3) Составить список проблем во взаимоотношениях с ребенком.
Занятие № 9
Тема: «Переориентация контроля»
Цель: осознание неэффективных стратегий родителей; обучение методике передачи ребенку ответственности за свою жизнь. Обсуждение домашнего задания
Родители делятся своими удачами и воспитательными находками в области повышения самоуважения детей. Психологическая разминка В качестве упражнений для разминки важно предлагать такие, которые способствуют групповому сплочению, снятию барьеров общения между участниками.
Упражнение 1. «Снятие напряжения».
Родителям предлагается закрыть глаза и определить те части тела, которые в данный момент наиболее напряжены. Затем в парах участники помогают друг другу мягкими массажными движениями снять напряжение. Здесь уместно поговорить о важности телесного контакта для благоприятных взаимоотношений. Неэффективные стратегии Это нерациональные суждения, ограничивающие нашу свободу и формирующие ригидные родительские позиции.
Очень многим родителям трудно передать ребенку ответственность за его жизнь, потому что они стремятся быть хорошими родителями, подразумевая под этим примерно следующее:
— Я должен присматривать за тем, чтобы мой ребенок нормально развивался и вел себя вполне определенным образом.
— Я обязан руководить моим ребенком, а он — следовать моим указаниям.
— Я обязан заботиться о ребенке. В конце концов, он не виноват, что появился на свет.
— Если мой ребенок попадет в беду, я должен вызволить его из этой беды.
— Я должен жертвовать ради него всем, ибо его потребности важнее моих.
— Я должен быть начеку по отношению ко всем опасным ситуациям и защищать от них ребенка, обеспечивая его безопасность.
— Это моя обязанность — оберегать моего ребенка от страданий, неприятностей, ошибок и неудач.
Упражнение 2. «Должен или хочу?»
Заменить в приведенных выше высказываниях слова «должен», «обязан» на «хочу». Какие чувства возникают при произнесении этих фраз?
Упражнение 3. «Охапка обязанностей».
Одного из родителей спрашивают, сможет ли он пройти по нарисованной на полу линии. Затем ему в руки дают коробки, символизирующие разного рода обязанности, которые «должен» выполнять родитель. С охапкой этих «обязанностей» пройти по линии уже куда сложнее. Интерпретируя эту аллегорию, родители приходят к выводу, что чрезмерная загруженность обязанностями по отношению к ребенку не позволяет видеть перспектив, «зашумляет» воспитательную стратегию, лишая ее цельности и гармоничности. Единственная реальная защита ребенка от опасностей — это его здравый смысл и знание, что только он сам должен распознать эти опасности и принять соответствующие решения. Сортировка проблем Этот принцип решения проблем детско-родительских взаимоотношений был предложен Т. Гордоном. Состоит он в том, что проблемы делятся на две группы в зависимости от того, на чью жизнь — родителя или ребенка — они непосредственно влияют.
Передача ответственности ребенку
При передаче ребенку ответственности за решение проблем, непосредственно затрагивающих его жизнь, необходимо выполнить следующие 10 условий:
1. Спокойная обстановка. Готовность к диалогу с обеих сторон.
2. Не заниматься попутно каким-либо другим делом.
3. Заранее подготовить высказывание.
4. Исключить из него оценки («плохо себя ведешь», «лентяй») и обобщения («никогда», «всегда», «вечно»).
5. Говорить о конкретных действиях.
6. Говорить о своих чувствах, мыслях, желаниях, чаще используя «я», чем «ты».
7. Заверить ребенка в своем дружеском участии в его делах.
8. Не превращать все в нудную, долгую нотацию.
9. Следить за реакцией ребенка.
10. Завершить дружеским физическим контактом (обнять, поцеловать, похлопать по плечу и т.п.).
Упражнение 4. «Передача контроля».
Родители составляют высказывания для передачи своему ребенку ответственности за решение одной из актуальных, но не слишком болезненных проблем. Подведение итогов занятия. «Поддержка».
Домашнее задание
1) Использовать «Я-высказывания» в общении с детьми и взрослыми. 2) Составить «Программу воспитания», определив ее дальние и ближние цели и конкретные способы их достижения. 3) Попросить ребенка нарисовать семью за любимым занятием.
Занятие № 10
Тема: «Права личности родителя»
Цель: знакомство с понятием «психологические права личности»; осознание необходимости установления равноправных взаимоотношений с ребенком; овладение навыком использования «Я-высказываний» для решения проблем, непосредственно касающихся жизни родителя. Обсуждение домашнего задания Анализ детских рисунков проводится психологом по методике «Кинетический рисунок семьи». Однако гораздо эффективнее с точки зрения задач тренинга обсудить субъективные переживания родителя в связи с рисунком ребенка, восприятие этого рисунка остальными участниками.
Психологическая разминка
В качестве разминки для этого занятия используется упражнение из телесно-ориентированной терапии, позволяющее на телесном уровне ощутить необходимость равноправного соотношения нагрузки для построения гармоничных межличностных отношений.
Упражнение 1. «Парное приседание».
Родители работают в парах: необходимо стать друг к другу спиной, облокотившись о партнера так, чтобы и одному, и другому было достаточно удобно. Затем без помощи рук пары должны присесть и встать, что возможно сделать только при равномерном распределении нагрузки между участниками взаимодействия.
Осознание степени равноправия в актуальных взаимоотношениях с ребенком
Упражнение 2. «О ком я забочусь».
Необходимо составить список людей, о которых каждый участник заботится на данном этапе своей жизни. Как правило, люди забывают внести в этот список себя, на что и призвано обратить внимание данное упражнение.
Упражнение 3. «Весы обязанностей».
Предлагается составить два списка: первый — «Мои обязанности по отношению к ребенку»; второй — «Обязанности ребенка по отношению ко мне». Сопоставление, «взвешивание» этих списков дает повод для обсуждения степени справедливости сложившейся ситуации. Забота родителя о себе — необходимое условие гармоничных взаимоотношений с ребенком
Упражнение 4. «Мозговой штурм».
Группа делится на две команды, каждая из которых должна в течение определенного времени привести как можно больше аргументов в пользу тезиса: «Заботясь о себе, мы заботимся о своей семье».
Упражнение 5. «Позаботься о своем внутреннем ребенке».
Это упражнение в технике психосинтеза проводится на фоне расслабленного состояния и направлено на интеграцию эго-состояния «Фрустрированное Дитя». Способы позаботиться о самом себе
Упражнение 6. «Лавина».
Это упражнение описано в книге Ф. Зимбардо: «Представьте, что ваш дом занесло снегом во время выходных, вы не можете ни выбраться, ни связаться с кем-нибудь, ни получить помощь раньше понедельника. Вы совсем одни, у вас нет никаких обязанностей, никакой домашней работы. Придумайте, как вы используете эту критическую ситуацию, чтобы создать себе веселое времяпровождение. У вас есть хорошая еда, вино, музыка, книги, игры, горячая вода, ручка и бумага, но нет телевизора и радио». После того как работа завершена, участникам предлагается осуществить эти планы в ближайший выходной: «Стоит ли ждать, когда ваш дом занесет снегом?» В процессе обсуждения этого упражнения родители составляют список понравившихся им способов позаботиться о себе.
Решение проблем, непосредственно затрагивающих жизнь родителя Родители знакомятся с принципами составления «Я-высказываний» для решения своих проблем. Подведение итогов занятия. «Поддержка».
Занятие № 11
Тема: «Конфликты и способы их решения»
Цель: знакомство с понятием «отрицательное внимание»; осознание своих типичных реакций в конфликтных ситуациях; обучение конструктивному решению конфликтов.
Необходимо обратить внимание родителей на то, что забота о себе вовсе не обязательно требует больших затрат времени, поэтому типичные самооправдания по типу «не хватает времени» можно считать проявлением защитной реакции на изменение привычной ситуации. Часто приходится сталкиваться и с сопротивлением семейной системы изменениям в поведении одного из ее членов. Здесь необходимо соблюдать корректное равновесие между стимулированием личностных изменений и сохранением стабильности семейного уклада. Психологическая разминка Для введения участников в парадигму понятия «конфликт» можно использовать самые разные психотехники. Предлагаем одну из них.
Упражнение 1. «Внимание, конфликт!»
Участникам предлагается придумать и нарисовать знак, предупреждающий о назревающем конфликте. Затем выбирается лучшее символическое изображение либо группа пытается объединить все идеи в одном общем знаке (последний вариант предпочтительнее, особенно в рамках данной тематики). Понятие «отрицательное внимание» Передача ребенку ответственности часто приводит к, казалось бы, противоположным результатам: ребенок начинает себя вести еще хуже, общение с ним становится более конфликтным. Это связано с проявлением одного из базовых, глубинных человеческих страхов: страха перед неизвестностью, перед новым опытом. Способ, с помощью которого дети добиваются возвращения старой, привычной ситуации, состоит в том, чтобы вынудить кого-либо еще принимать решения за них. Этот процесс и называется поиском «отрицательного внимания». Понимание его механизма позволяет грамотно решать многие конфликтные ситуации. Прежде всего, необходимо развести понятие «конфликт» и ситуацию его эмоционального отреагирования. Под конфликтом будем понимать столкновение разнонаправленных интересов, а не сцену его аффективного проявления, как это обычно принято. Диагностика типичных стратегий поведения в конфликте. Для этой цели можно использовать различные психодиагностические методики популярного уровня, так как важна не столько их достоверная информативность, сколько возможность проиллюстрировать конструктивные и неконструктивные стратегии поведения в конфликте.
Упражнение 2. «Конфликтная ситуация».
Разыгрывание конфликтных ситуаций, предъявленных участниками тренинга, в стиле психодрамы. Подведение итогов занятия. «Поддержка».
Занятие №12
Тема занятия: «Семейные роли»
Цель техники: осознание и обсуждение ролевой структуры семьи, вклада каждого члена семьи в организацию совместной жизни (роли-обязанности), типичных вариантов поведения, в том числе в ситуации конфликта (роли взаимодействия).
Участники заполняют анкету индивидуально. Далее все члены семьи сравнивают свои анкеты и обмениваются чувствами и впечатлениями относительно ролевой структуры своей семьи.
Дается инструкция: впишите имена членов вашей семьи и отметьте количество звездочек, насколько перечисленные роли характерны для каждого из них:
*** — его (ее) постоянная роль
** — довольно часто он (она) это делает
* — иногда это относится к нему (к ней).
Некоторые из упомянутых ролей не свойственны вашей семье или никогда не исполняются тем или иным ее членом. В этом случае графу оставьте пустой. Возможно, в вашей семье есть свои уникальные роли, отсутствующие в общем списке, — допишите их.
Роли/имена
|
|
|
|
|
Организатор домашнего хозяйства
|
|
|
|
|
Закупщик продуктов
|
|
|
|
|
Зарабатывающий деньги
|
|
|
|
|
Казначей
|
|
|
|
|
Плохой исполнитель своих обязанностей
|
|
|
|
|
Убирающий квартиру
|
|
|
|
|
Выносящий мусор
|
|
|
|
|
Повар
|
|
|
|
|
Убирающий со стола после обеда
|
|
|
|
|
Ухаживающий за животными
|
|
|
|
|
Организатор праздников и развлечений
|
|
|
|
|
Мальчик на побегушках
|
|
|
|
|
Человек, принимающий решения
|
|
|
|
|
Следящий за порядком
|
|
|
|
|
Роли-взаимодействия:
Буфер, посредник в конфликтах
|
|
|
|
|
Любитель поболеть
|
|
|
|
|
Сторонник строгой дисциплины
|
|
|
|
|
Всеобщий любимец
|
|
|
|
|
Одинокий волк
|
|
|
|
|
Утешающий обиженных
|
|
|
|
|
Уклоняющийся от обсуждения проблем
|
|
|
|
|
Создающий другим неприятности
|
|
|
|
|
Держащийся в стороне от обсуждения проблем
|
|
|
|
|
Приносящий жертвы ради других
|
|
|
|
|
Семейный вулкан
|
|
|
|
|
Затаивающий обиду
|
|
|
|
|
Шутник
|
|
|
|
|
Главный обвинитель
|
|
|
|
|
Приложение №3
Анкета для родителей
1. Какие ценности Вы назвали бы в числе приоритетных для Вашей семьи?
— семья
— нравственность
— здоровье
— образование
— дружба
— творчество
— карьера
— другое _______
2. Как Вы считаете, что должна давать ребенку семья и родители?
— обучать
— воспитывать
— обучать и воспитывать
— другое _____________
3. Считаете ли Вы свои знания о воспитании детей достаточными?
4. Из каких источников Вы получаете информацию о воспитании?
5. Назовите самую важную на Ваш взгляд проблему воспитания.
6. Что бы Вы хотели изменить в Ваших отношениях с ребенком?
7. Что препятствует тому, чтобы Вы могли решить Вашу проблему?
8. С кем Вы говорили о Вашей проблеме?
9. В чьей помощи Вы нуждаетесь наиболее остро?
Приложение №4
СОЧИНЕНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «МОЙ РЕБЕНОК, ЕГО ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ»
Уважаемые родители! Просим вас рассказать о своем ребенке. Это вы можете сделать в любой форме. Хорошо, если в своем рассказе вы ответите на следующие вопросы:
1. Каков ваш ребенок (уверенный, решительный, не очень уверенный, неуверенный)?
2. Общительный ли он или нет? Как это проявляется?
3. Какое у него любимое занятие?
4. Есть ли у ребенка, на ваш взгляд, какие-либо способности?
5. Каково обычное состояние ребенка и его настроение?
6. Часто ли плачет ваш ребенок?
7. Как засыпает? Как спит?
8. Часто ли он устает? Если «да», то почему?
9. Как он реагирует на неудачи?
10. Как он реагирует на замечания, наказания?
11. Как у ребенка проявляется самостоятельность (любит делать все самостоятельно, даже если не умеет; не очень стремится к самостоятельности; предпочитает, чтобы за него все делали другие)?
12. Каковы отношения со сверстниками (умеет организовать детей, выполняет только ведущие роли; успешно выполняет и ведущие, и второстепенные роли; чаще выполняет второстепенные роли, подчиняется другим детям)?
13. О каких еще особенностях вашего ребенка вы хотите нам рассказать?
БЛАГОДАРИМ ВАС!
Приложение №5
МЕТОДИКА «Я И МОЙ ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ» (автобиографический прием)
Применяется в ходе индивидуальной работы с одним из членов семьи. Эта методика предполагает письменное изложение своей истории в контексте истории семьи. Такой прием помогает человеку осознать, каким образом прошлое влияло на настоящее и как это влияние продолжает ска¬зываться до сих пор. Выполнение задания помогает увидеть повторяемость семейных стереотипов поведения, а также освобождение от стереотипов, которые не соответствуют новым жизненным условиям. Предлагаемые родителям вопросы для размышления направляют его внимание на его собственную историю жизни, помогают исследовать, каким образом условия быта, события и люди повлияли на его жизнь.
Инструкция 1. Сначала кратко опишите внешние события вашей жизни: время и место рождения, национальность, социально-экономическое положение вашей семьи, число братьев и сестер, каким по счету родились вы, общие социальные условия, в которых вы жили). Как эти внешние обстоятельства повлияли на ваше развитие?
2. Излагать свою биографию можно по-разному. Некоторые делают это в хронологическом порядке, рассказывая о своей жизни год за годом; другие предпочитают начинать с того момента, который по каким-то причинам является для них значимым. Можно сначала набросать общий план основных событий в хронологическом порядке, а затем подробно остановиться на том, что больше всего вас привлекает, и вновь вернуться к плану, чтобы не упустить важные моменты жизни. Пишите так, как вам удобно. Самое важное — это начать писать. Попробуйте излагать мысли в виде потока сознания. Это лучше, чем заранее ограничивать изложение жесткими рамками плана.
3. Описывая свою жизнь, будьте откровенными и беспристрастными, не бойтесь предстать в невыгодном свете. Обратите внимание на те моменты своей жизни, которых вы стесняетесь: их осмысление поможет многое понять, лучше осознать свою жизнь и найти конструктивные способы отношений с собой и другими, стать более успешным. Если текст покажется вам слишком длинным и бессвязным можно сделать на его основе более короткий и четко организованный вариант для своего психолога. Такая работа поможет вам лучше увидеть собственные стереотипы.
Вопросы для размышления
1. Каким вы были в разные периоды своей жизни?
2. В какую сторону вы изменились с тех пор?
3. Воспринимали ли вас окружающие так же, как вы воспринимали себя?
4. Какие маски вы носили? Как искажали свою истинную натуру, чтобы быть принятым окружающими? Чтобы защищаться от них?
Задания 1. Опишите поворотные моменты, во время которых происходили изменения в вашем осознании, жизни или отношении к ней. Такие события часто воспринимаются как испытание или инициация и могут происходить как кризис или проверка на прочность.
2. Опишите замеченные вами стереотипы или конфликты, которые повторялись в различных жизненных ситуациях, а также уроки, которые вы вынесли из своего жизненного опыта.
3. Опишите свои самые ранние воспоминания.
4. Отметьте любые события, которые травмировали вас (например, болезни, несчастные случаи, смерти, расставания, насилие, сексуальные оскорбления и т.д.). Как они повлияли на вас?
5. Расскажите о своей жизни, подумайте, как бы вы назвали книгу о своей жизни, если бы написали ее. Придумайте миф или сказку о своей жизни и проиллюстрируйте ее рисунками.
Итоговые вопросы 1. Вы принимаете свой жизненный опыт или относитесь к нему отрицательно?
2. В чем, на ваш взгляд, состоит более глубокое значение и предназначение вашей жизни?
МЕТОДИКА «РАМКИ, ЧЕРЕЗ КОТОРЫЕ МЫ СМОТРИМ НА МИР» (рефлексия чувств, отношений, взглядов клиента на себя и окружающий мир)
Данная методика предназначена для того, чтобы родитель смог исследовать свой образ мира и осмыслить влияние, которое он оказывает на восприятие себя, других, жизни в целом. Она создает условия для мягкой не директивной реконструкции представлений человека о мире и своих возможностях. Применяется в небольшой группе.
Цель: помочь человеку сравнить свои взгляды на мир с другими (противоположными) взглядами; помочь человеку осознать, как его взгляды на мир влияют на восприятие жизни в целом; подвести человека к мысли о возможности сознательного выбора своего отношения к жизни; укрепить веру в возможность продуктивных отношений с людьми.
Необходимое оборудование
Для психолога — две большие рамки из картона (шириной примерно десять сантиметров) и большие листы бумаги различных цветов, две большие фотографии (грустная и веселая). На одной из рамок заранее написаны пессимистические высказывания («Я ничего не могу с этим поделать», «Все ополчились против меня», «Мы живем в никудышном мире», «Все так безнадежно» и т.д.), на другой — оптимистические («Я справлюсь!», «Как прекрасен этот мир!», «У меня так много друзей», «Жизнь прекрасна!» и т.п.); Для каждого участника — по две рамки из белой плотной бумаги и картона, восковые мелки, две фотографии или картинки (одна грустная, другая — веселая), несколько разноцветных листов плотной бумаги (размером больше, чем фотографии или картинки).
Психолог (обращается к участникам). Вот две большие фотографии. Потом вы посмотрите на них. Я буду показывать вам эти фотографии на фоне разных по цвету листов бумаги, чтобы вы могли определить, как влияет цвет рамки на ваше восприятие фотографии и настроение (показывает фотографии, прикладывая к разным по цвету листам). У каждого из вас по две фотографии. Приложите веселую фотографию по очереди к листам черного, серого, синего, красного и желтого картона. Как разный цвет рамок влияет на ваше настроение при разглядывании фотографий? Затем повторите то же самое с грустной фотографией. Что вы чувствуете, когда смотрите на фотографию? О чем вы думаете? Какой представляется вам жизненная ситуация на фотографии?
Участники занятия выполняют предложенные действия и высказывают свое мнение.
Психолог. Когда мы смотрим на мир, мы также используем разноцветные рамки. Только такими рамками становя наши мысли. Иногда мы смотрим на мир сквозь рамки из черных мыслей (показывает рамку с пессимистическими фразами предлагает вспомнить моменты, когда родители смотрели на мир сквозь подобную рамку), иногда — сквозь рамку светлых и радостных мыслей, например, таких (показав рамку с оптимистическими высказываниями и просит вспомнить периоды жизни; когда участники воспринимали окружающее сквозь такие рамки). Сейчас вы получите по две пустые рамки. На одной них, назовем ее пессимистической, запишите все пессимистические мысли, которые придут вам в голову, на друг оптимистической, — свои оптимистические мысли. Затем родителям предлагается примерить — сначала негативную, затем позитивную, и посмотреть на окружающее через каждую из них, произнося при этом соответствующие мыслям и чувствам при взгляде через каждую из рамок (по отношению к миру, к друг людям, к себе самому).
Вопросы для размышления
1. Как вы себя чувствуете, когда смотрите на мир через пессимистическую рамку? Через оптимистическую?
2. Чего вы сможете достигнуть, если будете смотреть мир через оптимистическую рамку?
Читайте также:
Семейное воспитание
Работа с родителями
Проблемы развития
Роль в воспитании ребенка