Октябрь 2021
пн вт ср чт пт сб вс
27 28 29 30 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

«Ребенок в мегаполисе»: психологическая игра для детей и их родителей

30.06.2021 10:30

«Ребенок в мегаполисе»: психологическая игра для детей и их родителей

Два года назад специалистами столичного семейного центра «Отрадное» была создана социально-психологическая игра для детей и родителей «Ребенок в мегаполисе». В настоящее время она активно внедряется в работу семейных центров города Москвы.

Цель игры «Ребенок в мегаполисе» — помочь родителям и детям в безопасном игровом формате рассмотреть различные жизненные ситуации.

Описание игры

В комплект входят карточки для разных возрастных групп, начиная от 2 лет. Всего 75 карточек-кейсов — 75. Карточки задают направление, а участники принимают решение, как им себя вести. Совместно проигрывая сложные ситуации в школе, детском саду, дома, в гостях, на улице или в магазине, родители и дети обсуждают варианты. Участники решают, как себя вести, если человеку стало плохо, найдено брошенное животное или забытая кем-то вещь, что делать, если потерялся в городе или получаешь угрозы от сверстников в школе или в интернете. Почему, например, за несделанное домашнее задание школьнику лучше извиниться перед педагогом, а не пытаться вступать в конфронтацию. Или какие номера обязательно должны быть у школьника в мобильном телефоне – только ли родителей или хорошо бы знать телефоны экстренных служб и прочих родственников.

Детям постарше — другие задачки: что делать, если родители не разрешают общаться с друзьями или же вовсе не доверяют и не понимают. Решение подобных задач помогает исследовать и определять возможные риски и ресурсы подростка в ближайшем окружении, заставляет его моделировать жизненные ситуации, что закладывает фундамент для развития необходимых навыков.

Для родителей представлены карточки с описанием иных ситуаций: например, как поступить если ребенок манипулирует, не хочет учиться или агрессивно себя ведет, как справиться с истерикой малыша, найти общий язык с подростком, помочь школьнику с учебной мотивацией.

Психолог в этой игре выполняет функцию арбитра – не подсказывая и не направляя, а выслушивая каждую из сторон и обеспечивая следование правилам.

Случайный выбор ситуаций, соответствующих возрасту ребенка – это отличный вариант увидеть естественную реакцию взрослого и ребенка на стрессовую ситуацию.

02__1_.jpg

Правила игры

Количество участников – минимум 2, максимум 5 человек (Если участников больше 5 человек, то они объединяются в команду).

Также командой считается семья из родителей и их детей.

Краткое описание игровых компонентов для проведения игры:

  • Игровое поле (1 шт.) с секторами по различным сферам социальной жизнедеятельности (шесть секторов)
  • Карточки-кейсы (25 шт.) с описанием социальных ситуаций
  • Карточки с правильными/неправильными/нейтральными ответами для карточек-кейсов (25 шт.)
  • Карточки-действия (25 шт.) – динамические карточки с социальными ситуациями с правильными/неправильными ответами
  • Лепестки ромашки (20 шт.) – маркеры для определения хода игры, выставляются на игровое поле ведущим за правильные ответы участников
  • Фигурка-здание «Мой семейный центр» (1 шт.)
  • Фишки-фигурки участников для игрового поля (5 шт.)
  • Кубик (1 шт.)

Участники игры:

- Возрастная категория (детей) – от 2х лет до 5 лет.
Дети с их родителями, в этой возрастной категории вопросы адресованы родителям.

- Возрастная категория (детей) – от 7 до 12 лет.
Дети с их родителями, вопросы предполагают обсуждение и общий ответ родителей и детей.

- Возрастная категория (детей) – от 13 до 18 лет.
Подростки без родителей, вопросы адресованы подросткам.

Игра начинается с выбора возрастной категории и, при необходимости, разделению на команды.

Основная цель игры — c помощью правильных ответов на вопросы (карточки-кейсы, карточки-действия) – собрать цветок ромашку (символ семьи). Во время игры фишки-фигурки показывают положение игрока (игроков) на игровом поле.

03__1_.jpg

Ход игры:

Ведущий (мастер игры) и игроки занимают удобные места за игровым полем.

Каждый игрок кидает кубик для определения порядка хода, если участвует один игрок или одна команда – игра начинается сразу по команде ведущего без распределения порядка ходов.

Броском кубика игрок выбирает сектор на игровом поле, ведущий предлагает выбрать карту с вопросом и дать на него развернутый ответ с объяснением. В зависимости от ответа игрока ведущий разбирает все варианты: правильный/неправильный/нейтральный и объясняет игроку, почему правильный ответ представлен в данном виде. В обсуждении могут принимать участие и другие игроки.

  • При правильном ответе на игровое поле крепится один лепесток (всего 20)
  • При неправильном ответе происходит переход хода
  • При нейтральном ответе игрок ходит (бросает кубик) ещё один раз

При участии в игре нескольких игроков или команд ведущий может провести соревнование по количеству набранных лепестков (кто большее число раз ответил правильно на вопросы из карточек).

В игре «Ребенок в мегаполисе» есть вариант групповой игры. В этом формате взрослые и дети могут слышать мнения других семей, дискутировать и искать компромиссы.

01.jpg

Результаты игры

Игра поможет взаимоотношениям взрослых и детей. Она учит понимать себя и других, самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, совершенствовать свои возможности и применять их в обществе. Участники игры также научатся управлять своими эмоциями и легче ориентироваться в информационном потоке.

Ирина Павловна Гончарова,
директор ГБУ РЦ «Отрадное»