Два года назад специалистами столичного семейного центра «Отрадное» была создана социально-психологическая игра для детей и родителей «Ребенок в мегаполисе». В настоящее время она активно внедряется в работу семейных центров города Москвы.
Цель игры «Ребенок в мегаполисе» — помочь родителям и детям в безопасном игровом формате рассмотреть различные жизненные ситуации.
Описание игры
В комплект входят карточки для разных возрастных групп, начиная от 2 лет. Всего 75 карточек-кейсов — 75. Карточки задают направление, а участники принимают решение, как им себя вести. Совместно проигрывая сложные ситуации в школе, детском саду, дома, в гостях, на улице или в магазине, родители и дети обсуждают варианты. Участники решают, как себя вести, если человеку стало плохо, найдено брошенное животное или забытая кем-то вещь, что делать, если потерялся в городе или получаешь угрозы от сверстников в школе или в интернете. Почему, например, за несделанное домашнее задание школьнику лучше извиниться перед педагогом, а не пытаться вступать в конфронтацию. Или какие номера обязательно должны быть у школьника в мобильном телефоне – только ли родителей или хорошо бы знать телефоны экстренных служб и прочих родственников.
Детям постарше — другие задачки: что делать, если родители не разрешают общаться с друзьями или же вовсе не доверяют и не понимают. Решение подобных задач помогает исследовать и определять возможные риски и ресурсы подростка в ближайшем окружении, заставляет его моделировать жизненные ситуации, что закладывает фундамент для развития необходимых навыков.
Для родителей представлены карточки с описанием иных ситуаций: например, как поступить если ребенок манипулирует, не хочет учиться или агрессивно себя ведет, как справиться с истерикой малыша, найти общий язык с подростком, помочь школьнику с учебной мотивацией.
Психолог в этой игре выполняет функцию арбитра – не подсказывая и не направляя, а выслушивая каждую из сторон и обеспечивая следование правилам.
Случайный выбор ситуаций, соответствующих возрасту ребенка – это отличный вариант увидеть естественную реакцию взрослого и ребенка на стрессовую ситуацию.
Правила игры
Количество участников – минимум 2, максимум 5 человек (Если участников больше 5 человек, то они объединяются в команду).
Также командой считается семья из родителей и их детей.
Краткое описание игровых компонентов для проведения игры:
- Игровое поле (1 шт.) с секторами по различным сферам социальной жизнедеятельности (шесть секторов)
- Карточки-кейсы (25 шт.) с описанием социальных ситуаций
- Карточки с правильными/неправильными/нейтральными ответами для карточек-кейсов (25 шт.)
- Карточки-действия (25 шт.) – динамические карточки с социальными ситуациями с правильными/неправильными ответами
- Лепестки ромашки (20 шт.) – маркеры для определения хода игры, выставляются на игровое поле ведущим за правильные ответы участников
- Фигурка-здание «Мой семейный центр» (1 шт.)
- Фишки-фигурки участников для игрового поля (5 шт.)
- Кубик (1 шт.)
Участники игры:
- Возрастная категория (детей) – от 2х лет до 5 лет.
Дети с их родителями, в этой возрастной категории вопросы адресованы родителям.
- Возрастная категория (детей) – от 7 до 12 лет.
Дети с их родителями, вопросы предполагают обсуждение и общий ответ родителей и детей.
- Возрастная категория (детей) – от 13 до 18 лет.
Подростки без родителей, вопросы адресованы подросткам.
Игра начинается с выбора возрастной категории и, при необходимости, разделению на команды.
Основная цель игры — c помощью правильных ответов на вопросы (карточки-кейсы, карточки-действия) – собрать цветок ромашку (символ семьи). Во время игры фишки-фигурки показывают положение игрока (игроков) на игровом поле.
Ход игры:
Ведущий (мастер игры) и игроки занимают удобные места за игровым полем.
Каждый игрок кидает кубик для определения порядка хода, если участвует один игрок или одна команда – игра начинается сразу по команде ведущего без распределения порядка ходов.
Броском кубика игрок выбирает сектор на игровом поле, ведущий предлагает выбрать карту с вопросом и дать на него развернутый ответ с объяснением. В зависимости от ответа игрока ведущий разбирает все варианты: правильный/неправильный/нейтральный и объясняет игроку, почему правильный ответ представлен в данном виде. В обсуждении могут принимать участие и другие игроки.
- При правильном ответе на игровое поле крепится один лепесток (всего 20)
- При неправильном ответе происходит переход хода
- При нейтральном ответе игрок ходит (бросает кубик) ещё один раз
При участии в игре нескольких игроков или команд ведущий может провести соревнование по количеству набранных лепестков (кто большее число раз ответил правильно на вопросы из карточек).
В игре «Ребенок в мегаполисе» есть вариант групповой игры. В этом формате взрослые и дети могут слышать мнения других семей, дискутировать и искать компромиссы.
Результаты игры
Игра поможет взаимоотношениям взрослых и детей. Она учит понимать себя и других, самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, совершенствовать свои возможности и применять их в обществе. Участники игры также научатся управлять своими эмоциями и легче ориентироваться в информационном потоке.
Ирина Павловна Гончарова,
директор ГБУ РЦ «Отрадное»