В рамках региональной программы «Детство без насилия», рассчитанной на 2015-2017 годы и включающей в себя профилактику жестокого обращения с детьми и реабилитации несовершеннолетних, пострадавших от тяжких преступлений, в том числе сексуального характера, в Пермском крае создаются «зеленые комнаты». Программа реализуется при финансовой помощи Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и Министерства социального развития Пермского края.
Цель проекта
Боль меняет людей, ломая их психику, характер и образ жизни. Даже взрослый не в состоянии устоять и остаться прежним. Трагедия в жизни ребенка – всегда катастрофа. Цель создания специализированных кабинетов – помочь детям, ставшим жертвами насилия, легче переносить следственные мероприятия и скорее проходить реабилитацию.
Работа в «зеленой комнате» не только помогает допросить ребенка, не причинив ему психических травм, но и избежать повторных допросов. Бывает так, что начинается следствие и пострадавшего ребенка начинают расспрашивать о произошедшем первый раз, второй, третий. То останутся невыясненные обстоятельства, то сменится следователь, а ребенок каждый раз заново переживает травму. В «зеленой комнате» установлено оборудование, которое записывает разговор ребенка и психолога. Только эту видеозапись можно использовать в суде без повторного допроса потерпевшего ребенка, чтобы избежать психических травм и стресса несовершеннолетнего.
Что такое «зеленая комната»?
По сути «зелёная комната» — это две комнаты, которые совмещены перегородкой с зеркалом Гезелла (стекло, выглядящее как зеркало с одной стороны, и как затемнённое стекло с другой ). Комната, где находится ребёнок с психологом, оборудована системой видеофиксации. Именно в этой комнате ведётся беседа с ребенком и реабилитационная работа. Вторая комната — для наблюдения, где находятся следователи и законные представители ребенка. Главный принцип работы комнаты — безопасность.
В комнате, где находятся следователи, гасят свет. В пространстве, где сидят ребенок и психолог, свет должен быть ярче. Благодаря игре света срабатывает эффект зеркала – следователи слышат, о чем говорит ребенок, и наблюдают за ним. А ребенок видит только зеркало на стене, что создает для него боле комфортные психологические условия. В ухе психолога находится микронаушник, с помощью которого следователь из-за перегородки может попросить задать ребенку тот или иной вопрос.
Всё происходящее выводится на монитор компьютера, записывается и используется в суде. Это делается для того, чтобы ребёнка не допрашивать при всех. Здесь, в доброжелательной обстановке, ему менее болезненно вспоминать о насилии. Часто следственные действия проходят на полу, где малыш возится с игрушками. Иногда ему легче рассказывать, сидя на коленях или под столом, или закрыв лицо руками. Такие условия помогают создать атмосферу доверия.
Перед допросом психолог и следователь договариваются о процессе. Кроме того, предварительно психолог работает и с самим ребёнком, объясняя ему свою роль. Важно понимать, что психолог – это в первую очередь помощник следователя, своеобразный индикатор состояния ребенка, который облегчает процесс сотрудничества взрослых и детей. Он также нужен для того, чтобы наладить конструктивный контакт пострадавшего со следователем. Некоторые дети даже не понимают, что с ними происходило официальное следственное действие, настолько им комфортно.
В «зелёной комнате» находится минимальное количество оборудования и небольшое количество игрушек (они очень мягкие), иначе это будет отвлекать и рассеивать внимание ребенка. Есть тряпичные куклы: две побольше – это взрослые, пара поменьше – детки. Это анатомические куклы. Они сшиты специально для «зеленой комнаты». На них есть одежда, а под ней – анатомические подробности... Их используют при проведении следственных действий. Малыши, не зная нужных слов, берут в руки кукол и показывают, как это было. Иногда ребенку проще не рассказать о нанесенной ему травме, а показать на куклах.
Самая главная задача психолога на стадии допроса несовершеннолетних свидетелей, потерпевших, которые стали жертвами насилия — снизить уровень страха, недоверия ребёнка, чтобы не нанести ему травму.
Как происходит реабилитация детей, подвергшихся сексуальному насилию
Помимо допросов, в комнате проводится и реабилитационная работа. Если травма «не отработана», то она накладывает отпечаток на всю жизнь человека, на его отношение к себе и окружающим. Он становится другим. Зачастую дети, которые были жертвами насилия, через несколько лет проявляют себя как обидчики, то есть преступники. Это мировая статистика. Поэтому очень важно реабилитировать жертв насилия.
В «зеленой комнате» тихо и спокойно. Это полностью звукоизолированная комната, покрашенная в теплые тона (светло-зеленый и бежевый). Мебель - с закругленными углами, ноги утопают в мягком ковролине, вместо стульев - кресла-мешки, принимающие форму тела, мягкие игрушки. Для ребенка это ощущение уверенности и защиты.
На полке – книжки, раскраски, пластилин. В углу специальный стол для рисования песком. Столешница подсвечивается голубым, розовым и желтым. Хочешь – рисуй кистью, хочешь – прямо пальцами или всей ладошкой. Песок мелкий и нежный. Это скорая психологическая помощь, чтобы снять нервное психическое напряжение ребенка. На песке он может нарисовать своего обидчика, каким он его «видит». И эти переживания ребенок может изменить. Обидчика можно стереть с песка и нарисовать что-то другое. Сексуальное насилие чревато тем, что у ребенка исчезает чувство «могущества», то есть «я могу что-то сделать, что-то изменить», потому что во всей этой ситуации на первый план выходит беспомощность.
Есть так называемый мокрый песок, он как живой, из него можно что-то слепить, и в то же время он рассыпается, разжижается….
Здесь работают с ощущениями. Тесто, пластилин, песок… Травмы телесные, и поэтому реабилитировать надо, прежде всего, тело. Рисуют на мольберте, валяются на полу.
Дополнительные возможности
У любого преступления есть не только жертвы. Ребенок может стать свидетелем жестокой расправы, и он тоже будет нуждаться в психологической помощи. В такой помощи будет нуждаться и ребенок, который сам совершил преступление. В перспективе «Зеленая комната» будет работать и с такими детьми.
«Зеленая комната» может быть использована не только в рамках расследований по уголовным делам, но и в рамках гражданского судопроизводства. Зачастую судам приходится решать вопросы, связанные с определением места жительства ребенка после развода родителей. В этом случае по требованию одного из бывших супругов назначается проведение психолого-педагогической экспертизы, выявляющей психоэмоциональную привязанность ребенка к одному из родителей. Для объективности такой экспертизы и возможности обеспечения участия в ней обоих родителей можно использовать «зеленую комнату». Наблюдая за своим ребенком в ходе беседы с психологом, родители исключают необходимость оспаривать в суде качество и объективность решения экспертизы.
Еще одна функция «зеленой комнаты» заключается в усовершенствовании процесса усыновления детей. Эта комната сможет обеспечить первое заочное знакомство усыновителей с ребенком.