Декабрь 2020
пн вт ср чт пт сб вс
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3

Социализация детей младшего школьного возраста через создание настольных игр

12.03.2020 09:32

Вострикова Татьяна Викторовна1, Стрелкова Римма Владимировна2
МБОУ СОШ с.Вознесенское, Амурский район, Хабаровский край, старшая вожатая
МБОУ СОШ с.Вознесенское, Амурский район, Хабаровский край, педагог-библиотекарь

Аннотация

Данная статья рассказывает о том, что настольная игра – серьёзное занятие, которое является одним из эффективных средств социализации, развития и воспитания ребёнка. Как совместное творчество оказывает положительное влияние на развитие правильных качеств у детей и учит их эффективному сотрудничеству. Кроме того, что играть - это весело и интересно, настольные игры можно создавать своими руками. В процессе творчества у ребёнка развиваются навыки общения, логика, смекалка, креативное мышление.

Библиографическая ссылка на статью:

Вострикова Т.В., Стрелкова Р.В. Социализация детей младшего школьного возраста через создание настольных игр // Психология, социология и педагогика. 2018. № 7 [Электронный ресурс].

«Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре…»

А.С. Макаренко

Современные игры – это огромная неизведанная Вселенная, со своими правилами и традициями.

Игра – самый естественный и мотивирующий для детей вид деятельности, и основная естественная функция игры – это общение и в процессе общения проходит обучение. В отличие от выполнения формальных заданий, игра воспринимается детьми как важная и полная смысла деятельность.

Можно сказать, что игра – это метод познания действительности. При изучении развития детей, видно, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все психические процессы. А.Н. Леонтьев отмечал, что в игре развиваются новые, прогрессивные образования и возникает мощный познавательный мотив, являющийся основой возникновения стимула к учебе.[4]

Игра опирается на естественную любознательность, свойственную каждому ребёнку, формируя на её базе вкус к интеллектуальным развлечениям и позитивную учебную мотивацию, социализацию ребёнка в целом.

Следует учитывать, что игра как средство общения, обучения и накопления жизненного опыта является сложным социокультурным феноменом. В процессе игры:

  • осваиваются правила поведения и роли социальной группе класса (минимодели общества);
  • рассматриваются возможности самих групп, коллективов;
  • приобретаются навыки совместной коллективной деятельности, отрабатываются индивидуальные характеристики учащихся, необходимые для достижения поставленных игровых целей;
  • накапливаются культурные традиции.

В мире существует большое разнообразие детских игр – это и подвижные игры, и настольные игры. Но в настоящее время они вытесняются компьютерными играми. Мы не замечаем, как перестаем общаться со своими друзьями, а процесс социализации неразрывно связан со взаимодействием.  Наблюдая мы видим, что в повседневной жизни каждый ребенок оказывается замкнутым в индивидуальном виртуальном пространстве.

Поэтому настольные игры являются актуальным решением данной проблемы. В отличие от компьютерных игр в настольных присутствует живое общение, настоящие эмоции, они  дают повод для детей и взрослых оторваться от компьютера и провести вместе досуг.

Кроме того, что играть – это весело и интересно, настольные игры можно создавать своими руками.

Цель нашей работы: развитие навыков общения, смекалки, креативного мышления, мелкой моторики, логики в процессе создания настольных игр. Так как совместное  творчество  оказывает  положительное  влияние  на  развитие правильных качеств ребёнка и  учит  его эффективному сотрудничеству, на первом этапе нами была создана творческая группа, в которую входили учащиеся 3-4 классов. В состав группы вошли дети с разным маршрутом обучения (учащиеся общеобразовательного класса и дети с ОВЗ).

В целях выбора направления создания игры, мы разработали анкету «В какие настольные игры я люблю играть». Анкета включала в себя следующие вопросы:

  • Люблю ли я настольные игры? да; нет (нужное подчеркнуть)
  • Играю ли я в настольные игры с одноклассниками? да; нет (нужное подчеркнуть)
  • Играю ли я в настольные игры с родителями? да; нет (нужное подчеркнуть)
  • Каким играм я отдаю предпочтение: стратегии, головоломки, игры-ходилки, карточные игры (нужное подчеркнуть)
  • Моя самая любимая настольная игра____________________
  • Хочешь ли ты создать игру сам? да; нет (нужное подчеркнуть)

Проанализировав анкеты, выяснилось, что детям очень нравится проводить досуг с играя в настольные игры и самое любимое направление – это игры-«ходилки». Мы решили совместить приятное с полезным.

Так как  настольных игр образовательной направленности очень мало и они носят больше игровой характер, чем образовательный мы поставили  перед собой задачу сделать такую игру, которая имея образовательный характер, более походила на игру и была увлекательной.

В ходе работы нами была выбрана тема на изучение и закрепления знаний о русском  алфавите. Чтобы игра была интересной, мы выделили ключевые моменты изучения букв алфавита, которые использовали в игре в виде правил. Все правила обсуждались с творческой группой и в процессе апробации либо дополнялись, либо заменялись на другие. В итоге у нас получилась игра «Собери алфавит», которая актуальна для учащихся 1-2 классов, т.к. помогает в игровой форме запомнить фонетические характеристики звуков.

Для игрового поля решено было использовать лист ватмана. Игроки, на таком большом игровом поле, не будут мешать друг другу. В качестве клеток для ходов мы вырезали два набора букв русского алфавита от А до Я (использовалась списанная литература) и приклеили их друг за другом. Цветные буквы еще больше украсили игровое поле.

Все игроки начинают игру с кружочка СТАРТ. Разметки с названием ФИНИШ нет, т.к. цель игры – собрать алфавит и игроки ходят по кругу, пока все клетки маршрутного листа не будут заполнены. Нам очень хотелось, чтобы игровое поле было красочным, информативным и привлекало внимание главных игроков – детей. Поэтому в списанной литературе мы нашли  картинки с изображением парных согласных, например,  Гриб-Капуста, Белка-Петух и разместили их на игровом поле.

Игровые фишки изготовили из цифр (опять использовалась списанная литература) и раскрасили разным цветом.

Внизу игрового поля разместили кармашки с буквами русского алфавита, а в нижнем левом углу приклеили правила игры.

Правила игры 

  • В эту игру могут играть от двух до четырех человек.
  • Каждому игроку выдаётся маршрутный лист.
  • В начале игры игроки выбирают фишки и определяют очередность хода.
  • Игровые фишки устанавливаются на поле с  кружочком «Старт».
  • Первый игрок бросает кубик и перемещает свою игровую фишку на такое количество кружков на поле, которое выпало на кубике, берет из набора букв ту, на которую встал и размещает её на маршрутном листе. Далее игроки бросают кубик по очереди и так же передвигают свои игровые фишки.
  • При остановке игровой фишки на разноцветных кружках соблюдаются следующие условия:

По завершению работы над игрой, первыми игроками стали её создатели, которые еще во время сотрудничества проявили большой интерес и с нетерпением ждали, когда игра будет готова. В процессе апробирования дети отметили, что есть  некоторые недочеты, которые мы сразу же устранили, вследствие чего игра стала динамичнее и проще.

Итог  нашей совместной деятельности  –  это радость  творчества  и такое нужное совместное позитивное общение. Выбор гибкой образовательной среды, удовлетворил каждого ребенка, соответствовал  индивидуальным интеллектуальным, физическим и психическим потребностям и это помогало детям с ОВЗ социализироваться, становиться более самостоятельными, не испытывать трудности в общении со сверстниками.

Создавая и играя, дети не просто приятно проводили время, но и  развивали навыки, которые пригодятся им в жизни: память, внимание, воображение, мелкую моторику, умение концентрироваться и принимать решения и ещё множество полезных умений. Другими словами, игра для ребёнка – это очень серьёзное занятие, которое является  одним из эффективных средств социализации, развития и воспитания. Ее воспитательный потенциал заключается в том, что она представляет ценность сотрудничества и игры как совокупности значимых для современного общества идей, формирует целостное представление об игре как способе физического, психического и социального развития личности через описание всех сфер жизнедеятельности современного человека.

Библиографический список

  • Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008
  • Битянова М.Р. Игра как метод решения школьных проблем,- М.: Педагогический университет «Первое сентября»,2013
  • Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр: Учебно-методическое пособие. –  Изд. 2-е, испр. и доп. – М., 2003.
  • Леонтьев А.Н. Психологические основы детской игры / Избранные психологические произведения в 2-х т. М.: Педагогика, 1983 – T.I.

Фото с сайта: maam.ru

Комментарии:
CAPTCHA